Александр Каломирос – современный греческий богослов и проповедник, автор многочисленных книг и статей по богословию и апологетике, ревностный защитник Православия, катехизатор в церковной общине Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова в Фессалониках (Элладская Церковь).

Церковь как Таинство прихода

В нашей вере все точно и определенно. Таким же является и таинство Церкви. Церковь — это не что-то теоретическое и невидимое, но нечто конкретное и ощутимое. Беспредельный Бог являет Себя в конкретном и определенном. Не стремись любить человечество, невидимую и неуловимую идею, но люби своего ближнего, конкретного человека, кто рядом с тобой. Так и Церковь – не невидимая идея, исчезающая в Истории и вечности, но конкретное собрание знающих людей (знатоков среди людей). Все собираются вместе для поклонения Богу, как всегда делали все христиане, в конкретном храме, в окружении святых икон, имея во главе богослужения и учения духовного преемника Апостолов — Епископа или назначенного им пресвитера с диаконами и остальным клиром. Само сладкое таинство прихода – это конкретная поместная Церковь. И сама конкретная поместная Церковь – это Кафолическая Церковь. Поэтому «Кафолическая Церковь» в словаре Православия означает Тело Христово, обладающее всеобщностью (кафоличностью) Даров и Благодати Божией. Конкретная малая поместная Церковь имеет все сокровище благодати Божией, у нее ни в чем нет недостатка. Приход — это не часть Церкви, но сама Церковь. Другой, близкий или далекий, приход — это не дополнение к первому, но его полное повторение в пространстве и времени.

Василий Перов. Первые христиане в Киеве. 1880 г.

Василий Перов. Первые христиане в Киеве. 1880 г.

В одном и том же малом приходе человек оглашается и научается вере Христовой. В нем он крестится. В нем приобщается Телу и Крови Христовым, исповедуется и освящается. В нем он находит торжествующую Церковь – в иконах, в святых мощах, в празднованиях дней памяти святых. Что же из освященных даров остается вне малого прихода? Ничего. Приход – это Кафолическая Церковь, где каждый конкретный человек своим особым образом становится Человеком, поскольку в его лице присутствует вся человеческая природа, а не одна ее часть. Но одно лицо также и у того Человека, вне Которого никто не должен оставаться. Двое, каждый со своей, казалось бы, природой нисколько не делают человеческую природу большей или совершеннейшей, только потому, что их двое. Один становится Человеком или тысячи, природа остается той же самой, полной. Таково и таинство Церкви. Весь приход в целом представляют собой Церковь Христову в полноте.

В приходе осуществляется цель нашего творения – жить жизнью Пресвятой Троицы. Жизнь Пресвятой Троицы – жизнь божественной любви. То же самое – и жизнь прихода. Нет жизни любви между людьми, которые незнакомы друг с другом. В приходе все знают друг друга и любят друг друга в меру своей личной святости. Приход – это мастерская любви. Жизнь прихода не ограничивается только богослужением, но распространяется на все ее проявления. Все радуются с радующимися и плачут с плачущими. Один помогает другому духовно, другой – материально. Один прощает и терпит другого, другой – заботится, чтобы не было огорчений и обид между ними. Вместе подвизаются за веру и изучают святых отцов, стараясь иметь веру и исповедание, которое всегда и всюду имеет вся Церковь.

Илларион Прянишников. Крестный ход. 1893 г.

Илларион Прянишников. Крестный ход. 1893 г.

В первые века христианства все члены Церкви были сознательными христианами. Границ приходов для них как бы и не существовало. Для современных же христиан, кто в какой храм ходит, имеет большое значение. Приходами сейчас принято считать места, где на богослужение собираются какие-то люди, и не столь важно, какую именно веру каждый из них исповедует. Однако даже там, где формально исповедуется истинное православие, люди часто если и не враждебны друг к другу, то, по крайней мере, остаются чужими. Особенно сознание таинства прихода ослаблено в больших городах. А главной причиной этого служит ослабление уз любви между прихожанами, а значит – утрата церковного самосознания. В таких условиях представление о Церкви становится только теоретической общностью. Конкретное, определенное понятие Церкви как прихода верных становится редкостью.

Но православие не может по-настоящему существовать вне прихода. Атлет не соревнуется вне поприща, как бы ни старался – не увенчается. Приход является поприщем православной жизни. В монашестве приход – киновия или скит. Христианская жизнь вся концентрируется вокруг общины. Христианин борется за то, чтобы любить конкретных людей, своих ближних, с их достоинствами и недостатками. С этими конкретными людьми он должен хранить единство в вере. Но должен терпеть их личные отличия от него, прощать и просить у них прощения.

Увы, сегодня, в наших храмах немногие действительно благочестивые прихожане теряются в толпе безразличных захожан. Откуда же может возникнуть там христианская жизнь? Где общение любви и братство душ? А ведь именно ради этого люди, казалось бы, приходят в христианские общины.

Неринга Моргунова. Пасха. 2005 г.

Неринга Моргунова. Пасха. 2005 г.

Человек, если он родился в православной семье, находится в приходе с самого рождения. Еще будучи некрещеным младенцем, он получает первые впечатления от церковного пения, свечей, икон. С детского возраста он соединяется с жизнью Церкви. Там его мать, там его отец, братья и друзья-сверстники. Богатые и бедные, юные и старцы, образованные и неграмотные, сильные и слабые, чистые и нечистые, стояще и молящиеся бок-о-бок, предварительно уравнявшиеся в нелицеприятной вечной истине.

Приход – это семья во Христе. Там один сознает другого родственником, потому что у всех в жилах течет одна и та же кровь воскресшего Христа. А разве христианская семья не является маленьким приходом? Ведь и каждый истинный христианин является Церковью, представляя собой клетку Церкви-прихода.

Два истинно-православных прихода связаны между собой узами любви и общим тождеством: тот – Церковь Христова и другой – тоже Церковь Христова. Лица разные, сущность одна и та же.

«В сем познают, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою». Эта любовь и в теле одного прихода, она же и между разными приходами. Именно любовью жизнь во Христе укрепляется «костями» и обрастает «плотью». Нельзя жить во Христе, будучи только посетителем Церкви. Нужно быть живым членом Христова Тела!

Александр Каломирос

 Сайт Церкви Иоанна Предтечи г. Кирова (Вятки) (http://hram-predtecha.ru/)