Если работаешь в благотворительной сфере, получаешь зарплату, да еще и радость от своей работы – это считается добрым делом? Отвечает протоиерей Михаил Потокин


Серафим Саровский говорил: все доброе, сделанное не ради Христа, не имеет цены. Но сегодня благотворят, и по-крупному, люди, часто совсем не церковные. Они дают деньги – инвалиды получают помощь. И Церковь не спрашивает у этих благотворителей: как они веруют, просто помощь принимает. Но значит ли, что их добро – «второго сорта»?

Перов Василий Григорьевич. Прием странника. 1874 г.

Перов Василий Григорьевич. Прием странника. 1874 г.

— Мне кажется, вопросы: что такое — доброе дело и доброе ли дело я делаю — очень личные вопросы. В Евангелии сказано о вдове, которая отдала в церковную сокровищницу две лепты – меньше всех. И Христос сказал, что она дала больше всех, потому что знал ее душу, провидел ее личные обстоятельства — это были все ее деньги.

Поэтому для того, чтобы оценивать что-то, надо знать душу человека, понимать, почему человек так поступает. А для этого у нас самих должно быть верное представление о добре и зле. Если мы его имеем, мы можем понять и правильно оценить и свои побуждения, и побуждения других людей. А если мы всего этого не имеем, лучше вообще воздержаться с оценкой. Ведь бывает, кому-то не убить — уже доброе дело. Человеку гневливому сдержать резкое слово — доброе дело. Не очень щедрому подать милостыню, потому что вдруг жалко стало, — доброе дело.

Есть только некоторый ориентир, на основе которого можно с осторожностью рассуждать о доброте наших дел. Это – плоды, результаты. Господь говорит: «По плодам их узнаете их». Потому что бывает, что и с самыми благими намерениями сделанное дело приносит ужасающие плоды. Например, Иудушка Головлев все свои дела делал с молитвой, а оборачивалось все жутким ханжеством и фарисейством.

Результат может быть и в том, получается ли у нас после «добрых дел» поступать так, как призывал Христос: когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали то, что должны были сделать. И это касается всех заповедей, самых высших: простить врага, отдать вторую рубашку, подставить вторую щеку. Нельзя нам думать, что мы сделали что-то сверх того, что можно было сделать. Я думаю, настоящих добрых дел, с правильными плодами для души того, кто делает, без этого просто не бывает.

Клодт Михаил Петрович. Больной музыкант. 1859 г.

Клодт Михаил Петрович. Больной музыкант. 1859 г.

Конечно, надо помогать другим. Именно то, что мы что-то делаем для других, отдаем другим – свои деньги, время, силы, чувства, — и делает нас людьми. Господь о самом себе сказал: Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих. Эти слова точно отражают природу отношений Бога к человеку и человека к человеку. Это норма наша – служить друг другу, как Бог служит нам. Но мир так далеко ушел от этой нормы, от этих слов Христа, что пришлось появиться благотворительности, появиться разным «добрым делам», чтобы хоть как-то приблизить это заповеданное Христом в качестве нормы отношение людей друг к другу. Заповеданное, по крайней мере, своим ученикам.

«Добро Христа ради» — это добро со Христом. Об этом говорил святой Серафим Саровский, и нам хочется понять, что он имел в виду. Но это — сложно, потому что сложно понять святого, его состояние, из которого он такие вещи говорит. Ведь мы сами — в другом состоянии, и нам кажется, что мы понимаем, а на самом деле можем и не совсем понимать.

Христос Сам нам говорит: без Меня не можете делать ничего. Эти слова — о нашей неспособности в чистоте сердца, в правде Божией сделать самим что-то хорошее. Мешает самолюбие. И поэтому Христос говорит: пусть твоя правая рука не знает, что делает левая. Но как это возможно?

И опять Христос говорит ученикам, которые в ответ на Его заповеди страшатся, что такое невозможно: да, человекам невозможно, но Богу — возможно. Богу возможно так жить. И с Богом так возможно. Прп. Серафим живет Духом Святым, Богом, а когда Бог живет в человеке, человек становится способен делать так, как делает сам Спаситель. И в этом смысле это и есть добро во Христе. Ведь если мы хотим с кем-то делать общее дело, мы должны войти с ним в общение. Значит, если мы хотим делать дело Христово, то у нас должна быть общая жизнь со Христом. А если мы с вами живем отдельно, своей собственной жизнью, конечно, наша самость будет вносить искажения.

Клодт Михаил Петрович. Последняя весна. 1861 г.

Клодт Михаил Петрович. Последняя весна. 1861 г.

Поэтому достигнуть добра «Христа ради» просто «благотворительностью» невозможно. Оно достигается соединением нашей жизни со Христом. И тогда любое дело наше, не только благотворительное, становится Христа ради. А это значит, что человек, делая что-либо, должен начинать с себя, со своей души. Потому что из доброго сокровища сердца выносится доброе, а из злого — злое. И чтобы не выплеснуть злое, надо смотреть за собой. Наверное, в этом главное отличие добра, которое стараются делать христиане: верующий человек знает о том, что в первую очередь мир должен стать красивым внутри него. А мера прекрасного — Христос.

Но это не значит, что все дела человеческие, сделанные от доброты сердца, обесцениваются. Само по себе различение понятий добра и зла — уже есть закон. Он вложен в любое человеческое сердце, независимо от того, во что человек думает, что верит. Просто у христиан высший закон — Христос, Его правда. О нем надо помнить, к нему надо практически стремиться и делать то, что можем, контролируя свою гордость, самодовольство.

Я бы не стал делить добрые дела по степени их, выделяя «большие» или «меньшие». Но есть такие дела, которые нас заставляют отказаться от чего-то своего. И в этом смысле, наверное, они имеют большую ценность. Но, опять-таки, нельзя понимать человека плоско. То, что для одного мелочь, для другого — самоотречение. Я думаю, что, если Плюшкин у Гоголя отдал бы хоть гвоздик кому-нибудь – для него это было бы очень большое доброе дело. Даже с мертвыми душами он мучился, понимаете?

Поэтому, например, сказать, что человек, работающий в благотворительной организации и получающий зарплату, меньше приносит добра, чем доброволец, который что-то делает после работы – невозможно. Вопрос: что каждый вкладывает в свое дело? Как он его делает? С любовью, с состраданием? Несмотря на то, что у него — своя семья, она ждет, хочет внимания, близкие чего-то просят, дети, проблемы. И если человек отдает свое сердце, а не только время, он – на своем месте и никакие упреки к нему (про зарплату или дивиденды в виде радости) не применимы. А на что бы он жил без зарплаты?

Так — в любом деле. Если вы приходите к врачу, которому платят зарплату, вам же важно не только, чтобы он выписал лекарство или назначил операцию, вам от врача нужно внимание, утешение, добрая улыбка, сострадательный взгляд, надежда, да просто спокойное, не на бегу, уважительное обсуждение ваших проблем. Так и всем людям, во всем.

Мохов Михаил Андреевич (1819-1903) Подача милостыни. 1842 г.

Мохов Михаил Андреевич (1819-1903) Подача милостыни. 1842 г.

Доброе отношение к человеку в любом деле сегодня становится одним из немногих способов проявить сострадательность, уважение, доброту, потому что у нас происходит монетизация многих социальных услуг. Происходит еще более глубокое отчуждение людей друг от друга. Но все монетизировать невозможно. И доброе отношение наше часто может быть жертвой, когда мы преодолеваем себя, отказывается от чего-то, потому что, если мы «перерасходуем» себя на работе, значит, меньше времени и сил останется для себя, для того, что нам нравится.

С этой точки зрения, если мы, например, добровольчествуем и нас все благодарят, нам весело делать одно дело с единомышленниками, — нам легче делать добрые дела, это естественно. А когда ты, к примеру, пошел работать в благотворительную организацию, и тебя засадили за бумажки, и это страшно скучно, хотя и важно, да тебя еще ругают, что ты там чего-то путаешь, – здесь жертва больше. Есть разные уровни жизни. Когда человек, честно трудясь, не получает отдачу от своих дел ни в виде благодарности, ни в виде радости, ни в виде похвалы начальника, когда он не видит даже реальных плодов своего дела, то такое дело может быть гораздо более ценным, просто потому, что делать его труднее.

Разделить тех людей, которые помогают лично и тех, которые организуют помощь – это как взять и расчленить человека на голову, руки, ноги – что важнее? Но все участвуют в одном деле, и это дело живет. А если уберешь один орган, оно пострадает или умрет. В нашем организме нет ничего неважного, поэтому все ценно.

И важно понимать свою работу все-таки не как то, что нам принадлежит и должно нас все время радовать, но и как служение, в котором всякое бывает.

Портал «Милосердие.ru» (https://www.miloserdie.ru/)