Православные священнослужители о том, почему День России большинство россиян считает обычным выходным днем …

12 июня 1990 года на I съезде народных депутатов РСФСР была принята Декларация о государственном суверенитете республики. С 1994 года 12 июня отмечается День России (до 2002 года — День независимости России). Этот день по идее должен был стать главным государственным праздником – каким стало, например, 4 июля в США.

Однако,  за 20 с лишним лет существования России 12 июня осталось для большинства граждан в лучшем случае обычным выходным, в худшем же – противоестественным торжеством в честь расчленения России, когда стремительно разрушались государственность, экономика, армия, а миллионы русских были брошены во враждебно настроенном окружении на произвол судьбы. Такое отношение может не нравиться, но трудно отрицать, что День России воспринимается обществом болезненно и уж точно не объединяет нацию.

России, как и всякому государству, безусловно, нужен праздник государственности, но нынешнюю ситуации, когда он вызывает негативные ассоциации едва ли не у большинства ее граждан, вряд ли можно счесть нормальной. «Считаете ли вы, что День России состоялся как полноценный праздник российской государственности? Имеет ли, на ваш взгляд, смысл праздновать эту дату? Если нет – чем ее можно было бы заменить?» — на эти вопросы узнаем мнение известных священнослужителей.

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спа18436са бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, отметил: «Чтобы народ воспринимал этот день как свой народный праздник, надо ответить на вопрос: что, собственно, мы празднуем? Ведь действительно событие, годовщина которого празднуется, ознаменовало распад страны, а не ее возрождение.  А заменить этот день можно было бы Днем Крещения Руси, например. Русь приняла христианство и возникла как православная страна, которая со временем превратилась в православную сверхдержаву, какой была Российская империя. Потом это была сверхдержава, которая официально не считалась православной, но народ веру сохранял. Теперь мы не сверхдержава, но православие возрождается. И дай Бог, чтобы оно окрепло и стало бы определять духовную жизнь народа», — заключил отец Александр.

Протоиерей Илия Шапиро, сотрудник Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами, заметил, что большинство, конечно, и не вспомнит, что это за день — и это свидетельствует, что праздник не состоялся.  «Чтобы день действительно стал праздником, нужна соответствующая государственная политика. Но и определять его как торжество разрушения государства то2311831c590ac5e01f365076aeaa0же было бы много чести: тоже мне, сделали из мухи слона. То, что произошло, было логическим завершением процесса, который начался задолго до этого дня. Наверное, минусов у этого процесса было больше, чем плюсов. Если бы тогда в одночасье мы стали честными и благородными людьми, было бы прекрасно. Тогда бы действительно родилась новая Россия. Но этого не произошло. Я не вижу в этом ни трагедии, ни праздника. Просто появился новый выходной, о котором не вспоминают, по какому поводу он появился. Чем его заменить? — Есть много славных дат, начиная с Крещения Руси. Есть церковные праздники, ведь Россия все-таки православная страна и подавляющую долю у нас составляют православные. И Успение, и Духов день, и Вознесение могли бы стать государственными праздниками. Или праздники, посвященные русским святым. Люди уже знают гораздо больше о святых  Петре и Февронии, чем о 12 июня. Или можно было бы праздновать День святого великомученика Георгия Победоносца – в память о русских победах. Или День всех святых, в земле Российской просиявших», — заключил отец Илия.

Протоиерей Алексий Новичков, директор православной гимназии, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, считает, что, конечно, 12 июня отнюдь не олицетворяет то лучшее, что мы думаем о своей стране – а ведь и13342143менно такой праздник нам нужен. «Дело даже не в самой дате. Дело в том, что государство наше стремительно теряет тот самый суверенитет. Мы уже не хозяева ни собственным финансам, которые как бы зарабатывает государство на продаже нефти, ни нашим недрам – принадлежат ли они народу, который является основой государства, и который должен самостоятельно определять, на что тратить средства? Поэтому говорить, что 12 июня принесло нам какую-то независимость, попросту неверно. Но День России нужен, если мы еще думаем о себе как о едином целом. Но тогда наши лидеры, наши политики должны объяснить нам, что мы имеем в виду, когда говорим о России, о ее независимости, что хотим иметь, какие у нас цели, куда мы движемся, какой смысл в нашем существовании? Все это, безусловно, должно звучать в тот день, когда мы собираемся, чтобы прославлять собственную страну», — заключил отец Алексий.

Священник Антоний Скрынников, главный редактор официального сайта Ставропольской и Невинномысской епархии, преподаватель Ставропольской духовной семинарии, настоятель храма в честь святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Ставрополе, заявил, что, прежде чем отвечать, он опросил тех, кто был под рукой.

«Большинство ответило, что для них это обыкновенный выходной, не вызывающий никаких патриотических чувств. Вряд ли уместно назвать праздником день, когда была разрушена великая страна. Я думаю, что прав был Святейший Патриарх, предложивший в этот день акцентировать внимание, прежде всего на день рождения великого воина и настоящего патриота — святого Александра Невского. Патриарх напомнил о том, что в свое время этот праздник официально назывался Днем независимости, однако, по его словам, в обществе такое название часто вызывало критическую оценку — «многие не понимали, от чего и от кого эта независимость». «Если это независимость от Киева, то лично я против такой независимости», — сказал Патриарх», — процитировал слова Предстоятеля Русской Церкви отец Антоний.

Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, заявил, что является законопослушным гражданином, и если в законе прописано, что День России – государственный праздник, он его уважает.

«Но дело в том, что с точки зрения американской истории 4 июля — это американскаbelodurov_200_autoя революция, освобождение от Великобритании: США до этого вообще не существовало. А Россия имеет многовековую историю: были даты, когда она освобождалась от захватчиков, есть праздник Казанской иконы Божьей Матери – он и церковный и государственный. Можно было бы отмечать День Крещения Руси, или, наконец, день Куликовской битвы, которая произошла на Рождество Божьей Матери. Вот такие праздники более бы соответствовали теме российской государственности. А пока и смысл праздника не вполне понятен, потому что Россия даже юридически является правопреемником СССР, но великое государство распалось, что тут праздновать? СССР хоть идеологически нам чужд, но страна-то не чужая. Поэтому по смыслу праздник и вызывает вопросы. Многие не понимают: в чем радость, что мы обрели? «Освободились» от украинцев и белорусов, с которыми составляем единый народ? Были братьями, а стали соседями по бывшей коммунальной квартире. Так что нужно искать дни, которые наполнены большим историческим, духовным, национальным содержанием. Это было бы правильнее», — заключил священник.

Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель Московской духовной академии и семинарии, отметил, что, действит443ельно, у нас половина народа и не знает толком, что это за дата.

«И на самом деле это очень странная дата. Отмечать в этот день праздник российской государственности — значит расстаться с тысячелетней историей российской государственности. Ведь есть масса памятных и знаменательных дат в нашей истории, достойных стать праздником российской государственности. Есть церковные праздники, прежде всего Пасха, которая, кстати, и на государственном уровне считается праздником. Становление нашей государственности тесно связано с Православием, поэтому ничего удивительного не будет, если церковный праздник будет отмечаться как государственный. Для православных, составляющих подавляющее большинство в нашей стране, это было бы совершенно естественно», — заключил отец Тихон.

Иеромонах Макарий (Маркиш), преподователь Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, считает не принципиальным этот вопрос с любой точки зрения — истории, нации, политики государства или глубинных аспектов. Вопрос чисто практический, причем эмпирический, отметил он.

«Мы просто смотрим, что происходит, и видим, что этот день весьма непопулярен, — это правда. И перечисленные причины совершенно справедливы: народу нужен праздник, основанный на исторических корнях, важнейших событиях в его истории. Праздник такой необходим, и как минимум один тако115й есть — это День народного единства, совпадающий с днем Казанской иконы Божьей матери. Этот праздник и выполняет необходимую функцию государственного единения. Что касается того, отмечать праздник или нет, то по практическим соображениям его не отменят. Может, будущие законодатели заменят другим праздником, хотя бы Днем памяти апостолов Петра и Павла, или Днем Вознесения. Конечно, это будет не национальный, а церковный праздник, но по времени подходит. Назначение и отмена выходных дней – это вообще дело чисто практическое, не диктуется принципиальными соображениями, кроме отмены большевистских праздников, которые имеют коммунистическое значение, но этот этап мы прошли. И людям надо дать режим труда и отдыха, который был бы значимым с точки зрения государственно-религиозной, и с практической точки зрения», — заключил отец Макарий.