Дети — это благословение. И не важно, рождены они по плоти, усыновлены или приняты в семью под опеку. Главное, что они ЕСТЬ.

Еще во времена Ветхого Завета в Библии считалось благословением иметь детей и крепкое потомство. Очень часто, когда перечислялись благословения для еврейского народа, среди них обязательно упоминалось потомство. Также детей называют наследием и наградой от Бога.

«Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева.» (Пс. 126:3)

В одной из своих лекций протоиерей Дмитрий Смирнов, рассуждая о семье, указал на  то, что образ  небесной Святой Троицы как бы отображается в образе семьи, Отец-Мать-Ребенок. Он назвал семью «тварной троицей», она  же «домашняя церковь». Отец — глава семьи, глава домашней церкви. Все члены церкви суть тело Христово.  Разве может быть оно не полным? Могут ли супруги жить для себя? Без детей? Могут и живут так многие, возразят мне. Но разве это жизнь? Это полужизнь. А полужизнь, это страдание.  Самовольный отказ детей   по причине «нарушения комфортности бытия» наблюдается все чаще в западной цивилизации. «Планета перенаселена», «плодить нищету», «жить только друг для друга», все эти прилипчивые ложные формулы жизни берут свое начало не от человеколюбия, а от обратного. Думаю вы понимаете, о чем я.

Другая проблема современного мира, человеческое бесплодие, как женское, так и  мужское. Сколько пар распалось из-за этого. Это  настоящее трудное испытание.

Новый Завет дает нам новую заповедь Любви, и как Господь принимает в свои дети  рожденных в святом крещении и живущих во Иисусе Христе сынов и дочерей разных национальностей, и нет больше «ни эллина, ни иудея», так человек бесплодный и не имеющий детей по плоти, но живущий по заповедям Христа, благословляется на детей приемных, усыновленных, а в самой церкви, например, мы имеем такое явление, как «духовное чадо».  Бесплодие более нельзя воспринимать как  наказание Божие за грехи, но как испытание, ибо Господь сердца и утробы испытует.

«Дети! Какое бесценное сокровище вручает нам Бог в лице малых сих! Не напрасно детские души называются ангельскими: из св. купели крещения наши дети выходят чистыми, чуждыми греха прародительского, невинными существами. Вспомните слово Христово: «Если не будете и сами как дети, то не внидете в царствие небесное». Ведь о детях Господь сказал и сие: «Ангелы их всегда видят лице Отца Моего Небесного». Где дети, там и Ангелы Божии. Как же должно беречь это сокровище – детскую душу!..», писал Архиепископ Никон (Рождественский) в далеком 1912 году.

Даже самые грубые души, замутненные грехами способны любить, и это любовь к детям. Там где любовь, там Бог. Значит жива душа, значит через эту любовь может войти и милость Божия, спасающая человека. Дети дают нам уроки любви, уроки самоотречения, уроки жертвования, чистоту и радость.  Велика ответственность родителей за своих чад.

«Родители с рассуждением должны помогать своим детям с младых ногтей приблизиться ко Христу и переживать высшие духовные радости с самого раннего возраста. Когда дети начнут ходить в школу, родители потихоньку должны учить их читать духовные книги и помогать им жить духовно. Тогда они будут подобны маленьким Ангелам и в своей молитве будут иметь большое дерзновение к Богу. Такие дети — настоящий духовный капитал для своих семей», — из наставлений Паисия Святогорца.отло

Ребенок всегда копирует поведение своих родителей, слова матери и отца, отношение родителей к друг другу, привычки родителей. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок не сквернословил, удерживайтесь от этого сами, если вы хотите, чтобы ваш ребенок не курил, не курите сами, молился,- молитесь с ним, и  о нем.  Для вашего ребенка познание мира начинается с вас. Помните это, следите за собой. Как можно чаще приводите детей в храм, на Святое Причастие. Православная Церковь допускает крещеных  деточек до семилетнего возраста  получать причастие без исповеди. Не лишайте малышей  радости услышать  литургию, пусть увидят как мама и папа поют вместе с другими прихожанами храма «Отче наш»,   «Символ Веры», именно в такие моменты закладывается фундамент в детские души, на котором укрепится   любовь ко Господу, любовь к ближнему, любовь  к миру Божию, любовь к Родине, к родному языку, формируется национальное самосознание.

В Писании сказано, что мы должны воспитывать детей «в учении и наставлении Господнем» (Еф 6.4). Там также говорится, что «глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит ее от него» (Прит 22.15).  Конечно, в этом нет призыва взять розги и пороть детей. Нет! Нет и Нет! Вот где простор для полемики сторонников  ювенальной юстиции. Нельзя предоставлять детей их собственным биологическим или эмоциональным потребностям, если это идет в ущерб окружающим. Любящий родитель установит определенные границы  дозволенного для детей и дружелюбно, но твердо покажет им, что эти границы следует соблюдать. Но наказание остается одним из воспитательных моментов.  Что понимать под допустимым наказанием? Наказание не должно иметь физическую цель причинить боль. Такое наказание преступление.  Слова Священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого на тему за что  следует наказывать ребенка лаконичны и  всеобъемлющи: « Наказывать следует только за то, что составляет грех перед Богом». Эту же мысль мы находим у  Паисия Святогорца, который говорил, что не следует наказывать ребенка за то, что он шумит,  громко  крикливо играет, прыгает или бегает, а только за то, что грешно, взял ли чужое, обманул ли, ударил слабого, сказал злое…

Наказание приходит, когда не помогла беседа, искренне обиженный и огорченный вид родителей…Оно должно заставить ребенка понять, за что и почему его пришлось наказать. Наказание не должно обижать или унижать. Пристыдить, разбудить совесть, вот смысл наказания.   Непрестанно разъясняйте деткам, что такое хорошо и что такое плохо. Почему заплакал Ванечка и бросил  машинку, почему Машенька обиделась, и, конечно учите, что в основе поведения лежит правило, поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой.  Современная психология утверждает, что личность и психотип человека закладывается до трех лет, далее «дерево» произрастает из заложенных корней. Но «невозможное человеку возможно Богу». Молитесь ко Господу о своих детях, какого бы возраста они не были. Если в какой-то момент вам кажется, что вы бессильны перед влиянием улицы, или не можете заставить ребенка выбрать правильный путь, помните, что Богу все возможно, и ваша первая родительская обязанность, молиться о детях.   Паисий Святогорец в этой связи говорил: «Чаще рассказывайте Богу о детях, чем детям о Боге».  Молитва матери, молитва отца не останется у Господа неуслышанной.

Мария Соникиди