Родилась Великая княгиня Елизавета 1 ноября (20 октября) 1864 года в семье великого герцога Гессендармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери королевы английской Виктории. В семье она была старшей дочерью и звали ее Элла. С раннего детства она была сострадательной к ближним, обездоленным и больным людям.

Каждую субботу Элла с сестрами, набирая большие букеты цветов, приносили их в больницу и расставляли в вазы, разнося по палатам больных. В 14 лет Элла осталась без матери и именно в это время она научилась ставить на первое место в жизни не угождение себе, а служение ближним, и именно в это время она осознала душой, что эта жизнь — постоянное распятие себя на кресте.

Девятнадцати лет Элла выходит замуж за Великого князя Сергея Александровича, человека, которого она любила всем сердцем. Россия очень радушно встретила новую Княгиню, как бы чувствуя то, что будет скоро согрета великим теплом любви и милосердия, исходящим из ее сердца. В браке Великая княгиня Елизавета Федоровна жила целомудренно и сдержанно, большую часть своего времени уделяя помощи нуждающимся, больным, обездоленным. 12 (25) апреля в Лазареву субботу было совершено Таинство миропомазания Великой княгини Елизаветы Федоровны. В письмах близким она писала: «Я перехожу из чистого убеждения, чувствую, что это самая высокая религия, и что я сделаю это с верой, с глубоким убеждением и уверенностью, что на это есть Божие благословение». Она вела активную благотворительную деятельность: посылала на фронт продукты питания, медикаменты, подарки для солдат, отправляла на фронт походные церкви с иконами и всем необходимым для совершения богослужения; сформировала несколько санитарных поездов, устроила госпиталь для лечения раненых, создала специальные комнаты для обеспечения вдов и сирот.

18 февраля 1905 года погиб князь Сергей Александрович от взрыва бомбы, брошенной террористом. Елизавета Федоровна не 0_2ff27_d133fc0_XLиспытывала ненависти к тому, кто разорил ее счастье, жалея его заблудшую душу. Она посетила убийцу мужа, находящегося в заключении и призывала его к покаянию, оставив ему Евангелие и икону. Теперь, после смерти мужа, Елизавета Федоровна решила навсегда расстаться с прежней жизнью. Большую часть своих драгоценностей она вложила в создание Марфо-Мариинской Обители. Елизавета Федоровна в течение многих лет наблюдала жизнь русских монахинь и приняла решение основать что-то среднее между монастырем и учреждением сестер милосердия.

В Москве Елизавета Федоровна купила усадьбу с четырьмя домами и большим садом. Здесь она решила учредить свою обитель и дать ей наименование Марфо-Мариинская — в честь святых Марфы и Марии. Почему именно этих святых жен? — Марфа является образом деятельного служения Богу и ближним, в то время, как Мария — созерцательного углубления в Божественные тайны. То есть, она старалась основать Обитель, в которой должны были сочетаться две добродетели: служение Господу через ближнего своего — служение Марфы, и непосредственное служение Богу через молитву и работу над собой — служение Марии. Монастырь в сочетании с благотворительной медицинской работой — это та Обитель, которую стремилась создать Великая княгиня Елизавета.

Сестры Обители не монахини, хотя и безбрачны. В сестричество можно вступить не раз и навсегда, а на год, на 3, 4, 5 и далее, на столько, сколько пожелает душа. Вопрос был в имени сестер, которые суть монахини и не монахини и не монахини, живут в миру и вне мира. «Обитель милосердия, труда и молитвы» была совершенно новым учреждением, которое когда- либо существовало в России.

Первый путь — монашество — существует, по милости Божией, до сих пор, а путь деятельного служения любви Христовой в миру по различным обстоятельствам утратился, и теперь лишь отголосок его находится в различных благотворительных учреждениях, особенно в общинах сестер милосердия. Устройство Обители Милосердия дано чисто церковное: во главе стоит настоятельница (настоятель), духовник Обители, сестры внутреннего состава, непременно православные, верующие. 10 февраля 1909 года Великая княгиня Елизавета сняла траурное платье, облачилась в одеяние крестовой сестры любви и милосердия и, собрав 17 сестер, сказала: «Я оставляю блестящий мир, где я занимала блестящее положение, но вместе с вами я восхожу в более великий мир — в мир бедных и страждущих».

106884При открытии Марфо-Мариинской Обители было 6 сестер, но в течение года число их увеличилось до 30 и все время продолжало возрастать. Это были женщины из разных слоев населения — от княгинь до крестьянок. Отец Митрофан Сребрянский стал подлинным духовником обители, наставником и помощником настоятельницы. 9 (22) апреля 1910 года в церкви св. Марфы и Марии епископ Трифон посвятил в звание крестовых сестер любви и милосердия 17 сестер обители во главе с Великой княгиней Елизаветой Федоровной. Все сестры дали обет проводить жизнь девственную в труде и молитве. На следующий день за Божественной литургией митрополит Московский Владимир Великую княгиню Елизавету Федоровну возвел в сан настоятельницы обители.

День Марфо-Мариинской Обители начинался в 6 часов утра. После утренней молитвы матушка Елизавета раздавала послушания на предстоящий день. Послушания сестры выполняли следующие: церковное, медицинское, просфорное, аптечное, рукодельное, по хозяйству, по закупке материалов, по уборке помещений и т.д. Сестры Марфо-Мариинской Обители проходили курс по элементарным медицинским знаниям, сестры же, предназначенные для работы в госпитале, проходили специальные медицинские курсы. Главной задачей сестер являлось посещение больных и оказание им медицинской, материальной и духовной помощи. На территории Обители была своя больница. Хирургическая больница Обители считалась самой лучшей, при ней существовала амбулатория, аптека.

Матушка Елизавета ходила на Хитров рынок, вела беседы с хулиганами, ворами и преступниками, уговаривая родителей передать ей на воспитание детей. Доверенных ей детей поселяли в общежитие, где они имели хорошее питание и воспитание, которым занимались сестры милосердия. В 1913 году при Марфо- Мариинской Обители матушка Елизавета учредила приют для девочек сирот, была основана воскресная школа. Учителями школы были сестры и священники. При обители существовала столовая для бедных, где отпускалось 300 обедов ежедневно. Вне стен обители был организован дом для женщин, больных туберкулезом. Если бы не Октябрьская революция в России, дело, которое начала Великая княгиня Елизавета Федоровна, никогда бы не угасло. На 3 день Святой Пасхи 1918 года, через полчаса после отъезда патриарха Тихона, подъехала машина, чтобы арестовать настоятельницу.52_big

Собрав всех, матушка Елизавета дала им свое благословение. Елизавета Федоровна и другие узники были привезены 30 мая 1918 года в г.Алапаевск. Они жили в предчувствии тяжких испытаний. 17 июля в 12 часов дня их вывели из школы, в которой они находились, а в 3 часа дня жители города Алапаевска слышали выстрелы и взрывы гранат. Произошло страшное: всех алапаевских узников сбросили в 60-метровую шахту живыми, избивая прикладами. Первой сбросили матушку Елизавету. Она молилась и крестилась, говоря: «Прости им, Господи, не знают, что делают!».

После жуткой казни чекисты стали бросать гранаты, имея намерение засыпать шахту, чтобы скрыть следы зловещего преступления. Матушка Елизавета пела молитвы, укрепляя дух раненых до тех пор, пока ее душа не отошла ко Господу. В кромешной тьме шахты, изнемогая от собственной боли, святая Великая княгиня Елизавета Федоровна исполнила свой последний долг на Земле — облегчать страдания других. Разорвав свой апостольник, она сделал перевязку головы князя Иоанна. Перед смертью матушка Елизавета восхваляла Господа за свои страдания и благодарила Бога, Который дал ей возможность через них приобщиться избранным Его.

www.orthomed.ru