Каковы критерии выявления Интернет-зависимости, есть ли средства её профилактики, можно ли провести грань между реальным и виртуальным общением, опасны ли социальные сети для подростков.
6 признаков Интернет-зависимости
Число Интернет-зависимых в обществе, выявляемое при оценке разными методами, различается не в разы, а даже в десятки раз. Всё дело – в различных критериях оценки и в разном понимании самого явления Интернет-зависимости.
В одних работах применяется диагностика, аналогичная выявлению зависимости от психоактивных веществ, в других – общение с Интернетом рассматривают по аналогии с игроманией. На сегодняшний день природа Интернет-зависимости до конца ещё не изучена, поэтому говорить о том, что это – болезнь или психическое расстройство – рано.
В целом на сегодняшний день разработана модель выявления любой зависимости, в том числе и от Интернета, включающая 6 признаков.
Во-первых, предмет, вызывающий зависимость, становится для человека сверхценным, имеющим особую значимость.
Во-вторых, появляются колебания настроения, которое значительно улучшается, если есть возможность присутствовать в Интернете, например, во время путешествий.
В-третьих, появляется необходимость всё чаще обращаться к предмету зависимости.
В-четвёртых, у человека появляется «синдром отмены» — в то время, когда его лишили Интернета, он начинает испытывать своеобразную «ломку».
В-пятых, Интернет-зависимый человек начинает испытывать проблемы с адаптацией в обществе, в реальном общении его преследуют конфликты.
И, наконец, шестым признаком является рецидив. Человек не в состоянии отрегулировать то время, которое он проводит в Интернете, и даже после перерыва возвращается к виртуальной жизни с прежней интенсивностью.
При этом, разумеется, надо провести границу между зависимостью, когда человек проводит время в Интернете сам, и социальной ситуацией (например, необходимостью деловых контактов), которая заставляет его там находиться.
Виртуал или реал?
Современная ситуация такова, что провести чёткую границу между виртуальным и реальным общением порой не представляется возможным. Например, посредством Интернета мы можем решать вполне реальные проблемы.
С другой стороны, действительно имеется тенденция, когда, общаясь в Интернете, человек отрывается от реальности, «сползает в виртуал».
Проявления здесь могут быть различными. Например, демонстративное выкладывание в Сеть фотографий или иных материалов с целью собрать комменты или «лайки». Бывает, что такая деятельность создаёт у её автора иллюзию социальной активности, наполненности собственной жизни.
Появились даже такие термины как «Интернет-нарциссизм» или «фейсбук-депрессия». В последнем случае, просматривая фото в новостной ленте, человек начинает ощущать тоску от неполноценности и неяркости собственной жизни.
Дети в Интернете
На сегодняшний день Интернет-зависимости подвержены, по разным оценкам от 10 до 26% российских детей разных возрастов. В Европе эта цифра ниже и составляет 5-15%. Всё дело в том, что там давно действуют программы безопасного использования Интернета.
Разумеется, для профилактики Интернет-зависимости взрослые должны тщательно регулировать детский досуг и следить за тем, чтобы время, проводимое в Интернете, не увеличивалось за счёт спорта, различного рода кружков, делания домашней работы, хождения по музеям, и так далее.
В целом же выделяется 4 группы рисков, связанных с пребыванием детей в Интернете. Это – технические риски, связанные со всякого рода вирусами, вредоносными программами; контекстные риски; риски, связанные с потреблением, когда ребёнок начинает в Интернете что-то бесконтрольно покупать, и коммуникационные риски – например, груминг – сексуальное домогательство в социальных сетях.
При этом среди особых видов воздействия на ребёнка в социальных сетях следует выделить моменты, когда взрослые начинают общаться там с ребёнком, выдавая себя за его сверстников.
Возможно также давление на ребёнка, преследование его в социальных сетях — кибербуллинг; нередко такие случаи заканчиваются суицидами.
Кроме того, по статистике, российские дети очень бесстрашно и неразборчиво идут на встречи со своими «друзьями» из соцсетей. В Европе после соответствующей профилактики частота подобных случаев сократилась.
Взрослые проблемы
Если же говорить о взрослых, то, помимо информации и коммуникации, в Интернет их привлекает то, что он в последнее время всё активнее превращается в рыночную площадку.
В секторе потребления находятся и игры. Нужно с сожалением констатировать, что игромания приобретает в последнее время второе дыхание именно в силу того, что много игр развивается в Сети. При этом одним из проявлений игровой зависимости является агрессивность.
Отдельную тему составляют различные случаи Интернет-мошенничества, например фишинг, целью которого является получение персональных данных человека. К сожалению, большинство наших граждан понятия о нём не имеет и легко попадается в руки мошенников.
Просвещение в данной сфере необходимо и потому что сфера услуг, в том числе государственных, в последнее время активно смещается в Интернет. Поэтому разработано пособие «Интернет: возможности, компетенции, безопасность», проводятся обучающие семинары со школьными учителями.
Цифровое поколение
В последние годы человек изменился под влиянием Интернета. Мы всё реже пользуемся компасом и бумажными картами, редко помним наизусть даже телефонные номера родных, потому что они записаны в память телефона.
Современное поколение детей, родившихся в эпоху, когда Интернет уже широко использовался иногда называют «цифровыми аборигенами», хотя полной картины влияния Интернета на их сознание у учёных пока нет.
Однако уже сейчас меняется механизм запоминания – нередко человек помнит не саму информацию, а место, где можно её найти. Под влиянием того цунами информации, которая выливается на ребёнка, концентрация внимания уменьшилась в 10 раз. Современные дети редко выдерживают 45 минут урока; много говорят о т.н. «клиповом мышлении».
С другой стороны, исследователи отмечают феномен «многозадачности», когда дети приобретают навык делать несколько дел одновременно. Оценивается этот феномен по-разному – кто-то говорит о «цифровом слабоумии», кто-то – напротив, о том, что в мозгу возникают новые нейронные связи.
В завершении пресс-конференции Галина Владимировна сказала: «Я склонна думать, что новое поколение будет лучше, умнее, и мы ни в коем случае не деградируем, а развиваемся. Если интернетом правильно воспользоваться, то это очень хороший инструмент нашего развития».
Доктор психологических наук, заместитель заведующего кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Галина Солдатова
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.