Была я не так давно на телепередаче, посвященной вопросам лени в нашей жизни. Одна из героинь, рассказывающих свою историю, обратилась ко мне с прямым вопросом: «Что же делать? Мой муж уволился с работы, лежит дома и ничего не делает, а у нас ведь двое детей, я в декретном отпуске, еле-еле концы с концами сводим!». Что я могла ответить на такой вопрос? Я не знаю, что делать в конкретной ситуации.  Тема действительно сложная.

Спектр вариантов поведения женщины в подобной ситуации широк, и в зависимости от причин, водрузивших мужа на диван, действовать дальше можно по-разному. Начиная от вызова скорой медицинской помощи и госпитализации в психиатрическую лечебницу и заканчивая торжественным выносом мужа вместе с диваном и вещами на лестничную клетку. Главное, что выбор всегда останется за конкретной женой.

Но сама тема не выходит у меня из головы до сих пор. Уж очень часто стали встречаться такие жалобы на внезапно улетевших в параллельные миры мужей. Кто-то целыми днями решает задачки из сборника «1001 судоку», кто-то играет в войнушку на компьютере, кто-то смотрит телевизор, кто-то просто лежит и изучает потолок. В совсем тяжёлых случаях мужья начинают пить или даже употреблять наркотики.

А их жёны со временем становятся унылыми, задёрганными, легковоспламеняющимися тётками, которые одновременно могут плакать, смеяться, читать нотации, работать на трёх работах и удивляться, почему это вдруг бессонницы стали одолевать.

А потом женщины ночами сидят на форумах или звонят подругам, а то и приходят на консультацию к психологу с одним-единственным вопросом, который вырывается таким стоном из самого сердца, что тут же хочется сесть рядом с ней и тоже начать горько плакать.
wpid-j1MCup3EbOU
Вопрос звучит так: «Что МНЕ надо сделать, чтобы ОН наконец-то одумался».

Интернет предлагает какие-то совершенно дикие советы, они не работают, потому что предлагают чаще всего совершеннейшую ерунду. Например, заставить его написать резюме или, допустим, работать и радоваться жизни. Особо продвинутые жёны предлагают сесть рядом, развести руками и, раскачиваясь в такт собственному голосу, тихо и немного испуганно говорить: «Милый, что же нам делать, дети три дня не ели, за квартиру не платили уже полгода, скоро придут имущество описывать»…

Правда, кажется мне, что подобные советы пишутся людьми, которые сами никогда ничего подобного не переживали. Скажите той милой маме двоих детей, испуганной и дезориентированной, которая даже перед телеаудиторией готова рассказать всё, что угодно, лишь бы найти ответ на вопрос, что же ей делать, когда дети хотят есть, а муж не хочет работать.

Это, конечно, хороший совет. Особенно про три дня ничего не евших детей. Нет, не выход.

Есть более продвинутые ресурсы, которые знают слово «созависимость». Этим недугом страдают не только жёны алкоголиков, но и обычные, любящие, но тревожные женщины. Особенно если они с детства привыкли жить в семьях, где любовь, внимание и забота полагались не просто так, а только тем девочкам, которые хорошо себя ведут. «Хорошо» – с точки зрения родителей, конечно, а не самой девочки. Я бы даже сказала – научились ломать себя через коленку и быть удобными и взрослыми. Ответственными.

Таким девочкам совершенно обосновано советуют начать выстраивать личные границы и учиться различать себя и других людей. Вот, мол, муж сидит себе на диване и читает газеты, ну и пусть себе читает, тебе-то что. Пойди займись своими делами.

Только и здесь есть свои нюансы. Для многих женщин, которые испытали на себе все прелести созависимости (а если ваш муж не работает и вас это волнует, то вы, скорее всего, тоже в группе риска), представления о личных границах настолько неясны и неявны, что говорить все эти слова – только воздух сотрясать. Ну нет у них опыта создания нормальных человеческих и поддерживающих отношений, иначе бы они не оказались в это время в этом месте и вопросами подобными не задавались вообще.

Дело в том, что многие наши согражданки считают, что есть только два способа взаимодействия с внешним миром (мужем, детьми, подругами) – это или полное слияние, где каждый думает о другом, заботится, проявляет чуткость и понимание, или проживание в параллельных мирах, где человек человеку – никто.

Вспомните, как ведут себя магниты: одноименные полюса магнита отталкиваются, а разноименные — притягиваются. Хорошая модель для описания подобных отношений. Или притягиваются, становятся слиянными, или отталкиваются, — и как можно в таком случае говорить о семье?

1355350322_90940937_large_divachannelПроблема в том, что сначала надо перенести женщину в другую систему координат, где два человека как будто связаны друг с другом резиночками. Длинными такими, тянущимися, эластичными. Отношения двух людей действительно именно такие. Причём резиночек этих больше одной, их ровно столько, сколько общих интересов у супругов. Можно приближаться и удаляться, но отношения всё равно сохраняются, пока цела хотя бы одна связующая нить. А если двое живут вместе и не разводятся, то таковая имеется с вероятностью 100%.

Но прежде чем пойти дальше, я всё же отвечу на вопрос, которым задаются жёны, чьи мужья ушли в мир фантазий и вместо реальных денег зарабатывают виртуальные чатлы в не менее фантастических мирах их собственного или компьютерного воображения. «Что ВАМ надо сделать, чтобы ОН наконец-то одумался». Ответ на этот вопрос в лучших традициях фильма «Автостопом по Галактике» состоит из одного слова «ничего». Вы ничего не сможете сделать, чтобы он наконец-то одумался.

Правда, есть одно «но», и оно существенное.

Я люблю вспоминать эту историю из своей жизни, мудрость, которой не перестаю удивляться. Однажды от меня ушёл муж. Кажется, об этом уже знает весь интернет, а моему бывшему супругу, думаю, частенько икается, ну да и ладно. Придётся ему в очередной раз потерпеть последствия столь неожиданно свалившейся на него славы.

Мне тогда было очень плохо, и я хваталась за любую соломинку, надеясь, что я не утону в собственных слезах и как-то выплыву на берег. А тут по совпадению одна моя подруга по своим делам направлялась в Скопин к почитаемой старице, схимонахине Феодосии. «Спроси у неё, что мне делать», — взмолилась я, и подруга, к счастью, исполнила мою просьбу. Решив все свои вопросы, подруга перешла к моему. «Что делать моей подруге, муж с ней жить не хочет?», – именно таким образом сформулировался вопрос. «Не хочет? Кто ж его заставит?», – удивилась матушка.

С тех пор её ответ стал моим жизненным девизом. Возможно, именно тогда впервые я поняла эту до боли простую истину. Если заставлять человека делать что-то против его воли, то это можно назвать манипуляцией, приказом, тюремным заключением, тиранией и всякими другими нехорошими словами. Но это ни разу не про любовь. И уж тем более не про доверие.

Можно сказать, что созависимая жена, подобно известным нам магнитам, тоже создаёт вокруг себя некое эмоциональное напряжение. Она может или затягивать мужа в созависимые отношения, а на такое обычно согласны только маменькины сыночки, остальные будут сопротивляться, или выталкивать его за пределы общего пространства, что тоже не сильно похоже на здоровые отношения. Прекрасная игра, из которой есть два выхода, и оба счастья в жизни не прибавляют.

Первый вариант: вести себя в лучших традициях советской тётки, которая искренне уверена, что все проблемы мужчин, детей и сослуживцев заключаются в их незнании всей правды о самих себе, и во что бы то ни стало надо им открыть глаза на эту правду, устыдить, и тогда будет всем счастье. Но результат будет совершенно обратным. Если вы скатываетесь в поучения и манипуляции, то вы создаёте «выталкивающее» поле. И вытолкнуть своего мужчину вы сможете совсем не на работу, а в затяжную депрессию.

Неутешительным будет и методика, которую избирают слишком любящие жёны, которые тут же начинают суетиться, помогать, понимать, новый диван поудобнее заказывать, брать подработки, чтобы вывозить мужа на отдых, а то он, бедняжка, устал, ему нужны силы. Это тоже манипуляции из серии задабривания.

Как мы помним, при коммуникации 93% информации мы получаем через невербалику. Как шутят некоторые психологи, у любого человека есть ещё одна голова, которая говорит его истинные мысли и чувства. Шутка в том, что сам человек эту голову не видит, зато окружающие – очень даже.

Если перевести послания, которые посылает эта вторая, ментальная, голова нашей героини своему мужу, то мы получим что-то такое.

Тётушка в лучших советских традициях говорит: «Посмотри на себя, ты совсем опустился, только и делаешь, что смотришь свой футбол, ничего тебе неинтересно, тебе самому-то не стыдно? Посмотри вон на друга своего, Петрова, он столько добился в жизни»… А её вторая голова транслирует такое: «Ты – не мужик, пойди убейся об стену».

Хотя на самом деле она, возможно, хотела сказать что-нибудь такое: «Я бы так хотела тобой гордиться, как гордится своим мужем Петрова. И я не на пустом же месте это хочу. Ты ведь лучше этого Петрова разбираешься в профессии, ты умный, находчивый, коммуникабельный, ты справишься, я в тебя верю».hgovru31oeq

А вот вторая наша героиня своими задабриваниями говорит: «Ты устал, тебе надо отдохнуть, я понимаю, тебе тоже нелегко, но мы справимся»… А её вторая голова при этом заявляет: «Посмотри на себя, ты слабый, ты ничего не можешь, ты как дитя малое, а я такая золотая, я тебя даже такого терплю».

А на самом деле её послание и вообще такое: «Никто тебя, такого ущербного, больше любить не будет, это мой крест, и я буду нести его с честью и достоинством, только ты никуда не девайся, кресты от своих мучеников не бегают».

Впрочем, чаще всего одна и та же женщина постоянно мечется между этими двумя полюсами, резво проскакивая золотую середину.

Хорошее упражнение. Если вы действительно хотите поговорить с мужем, то сначала остановитесь и подумайте, что вы собираетесь сказать, что при этом говорит ваша вторая голова, что вы хотите сказать на самом деле? А главное – что вы хотите получить ДЛЯ СЕБЯ, когда начинаете вести подобные разговоры.

Вы хотите гордиться мужем? Приковать его к себе наручниками? Соревноваться с том, кто из вас двоих – самый больной в мире Карлсон и кому хуже? Донести до него наконец, как вам плохо?

Когда мы имеем дело с созависимостью, то чаще всего, проделывая подобные упражнения, женщина может внезапно понять, что единственная её потребность – чтобы муж стал для неё родной матерью, а она смогла наконец-то насладиться радостью настоящей материнской любви. Только при чём тут муж?

***

Иногда я думаю о том, что подобные кризисы – это нормальный этап человеческий жизни. Я представляю, как когда-то давным-давно Ева стояла подле своего Адама, который не знал, с какой стороны подступиться к добыванию хлеба на этой проклятой земле, способной родить только терния и волчцы, и как-то пыталась вернуть его наконец-то из того, райского мира, обратно. Она разводила руками и тихо и немного испуганно о чём-то говорила… Интересно, о чём?

Лидия Сиделёва (www.matrony.ru)