На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле. (Иоан.12:12-15)

2

***

В этот день в церкви много людей,
Держат веточки вербы и свечи,
И молитва начала страстей
Опускается людям на плечи.

Много лет пронеслось над землей
С тех великих и сложных событий,
Как Иисус наш, ведомый судьбой,
На осле въехал в город открыто.

Люд Его, как Мессию встречал,
Ветки пальмы, цветы и одежду
Перед Ним, как ковром расстилал,
Был Иисус для них верой, надеждой.

Много славных и праведных дел
Совершил Он в том городе южном,
Счастья Он для народа хотел,
Но завистникам это не нужно.

Кто от злобы не может дышать,
В чьих сердцах зависть ночи чернее,
Суд бесчестный устроить спешат,
Чтоб святого казнить поскорее…

В церкви служба неспешно текла,
Воск в подсвечники капал слезами,
И верба нежным цветом цвела,
Вдруг как будто пронесся над нами

Светлый луч, неземной ветерок,
Сердце радостью новой забилось,
Задрожал от свечи огонек,
Вера с новою силой открылась –

Наш Иисус каждый день, каждый час
Рядом с нами, Он наша надежда,
Наше счастье, Он любит всех нас,
Помогает во всем нам, как прежде.

(Элени Керра)
 

1

Вход в Иерусалим

«Осанна! Осанна! Гряди
Во имя Господне!»
И с яростным хрипом в груди,
С огнем преисподней
В сверкающих гнойных глазах,
Вздувая все жилы на шее,
Вопя все грознее,
Калека кидается в прах
На колени,
Пробившись сквозь шумный народ,
Ощеривши рот,
Щербатый и в пене,
И руки раскинув с мольбой —
О мщенье, о мщенье,
О пире кровавом для всех обойденных судьбой —
И Ты, Всеблагой, Свете тихий вечерний,
Ты грядешь посреди обманувшейся черни,
Преклоняя свой горестный взор,
Ты вступаешь на кротком осляти
В роковые врата — на позор,
На пропятье!

(Иван Бунин)
 

4

Вход в Иерусалим
(Иоан. 12 гл.)

Широка, необозрима,
Чудной радости полна,
Из ворот Иерусалима
Шла народная волна.

Галилейская дорога
Оглашалась торжеством:
«Ты идешь во имя Бога,
Ты идешь в Свой царский дом!

Честь Тебе, наш Царь смиренный,
Честь Тебе, Давидов Сын!»
Так, внезапно вдохновенный,
Пел народ. Но там один,

Недвижим в толпе подвижной,
Школ воспитанник седой,
Гордый мудростию книжной,
Говорил с усмешкой злой:

«Это ль Царь ваш, слабый, бледный,
Рыбаками окружен?
Для чего Он в ризе бедной,
И зачем не мчится Он,

Силу Божью обличая,
Весь одеян черной мглой,
Пламенея и сверкая
Над трепещущей землей?»

И века прошли чредою,
И Давидов Сын с тех пор,
Тайно правя их судьбою,
Усмиряя буйный спор,

Налагая на волненье
Цель любовной тишины,
Мир живет, как дуновенье
Наступающей весны.

И в трудах борьбы великой
Им согретые сердца
Узнают шаги Владыки,
Слышат сладкий зов Отца.

(А. С. Хомяков)
 

5

Вербное воскресенье

Когда весенняя истома струится добрыми лучами,
Когда чудесным обещаньем звучит весёлая капель,
Тогда благоуханный шелест являют крылья за плечами,
И просветлённая надежда покачивает колыбель.
Незамутнённые желанья в лазурный замок устремляю.
Там их рассмотрят и оценят согласно Воле Неземной.
Всепобеждающим моленьем духовный голод утоляю.
Границ незнающая нежность торжественно владеет мной.
Причастность к высшему богатству, которое нельзя расхитить,
Даёт спокойствие и силу достойно встретить трудный час.
Подобно струнам величальным поют серебряные нити,
Связующие землю с небом и окружающие нас.
Познанье истинного света великую имеет цену.
Его не всякий принимает, но каждый может обрести.
В сердца постукивает вечность, прося обман оставить сцену.
Сулит весеннюю отраду признанье верного пути.
Зачем влачить существованье, когда предложено блаженство?
Зачем тропинок неустройство, когда дарованы крыла?
Без слов свидетельствует верба одушевлённым гласом жеста
О дивном празднике надежды, с которым к нам весна пришла.

(Аркадий Бушин)
 

3

Истина

Вот истина, которая чиста:
«Всё суета, всё мусор без Христа!»
Машины, дачи, стильный гардероб
Не поместишь никак в дубовый гроб.
В созвучиях ночей нектар любви
Без Бога никого не оживит.
Хвалебных труб начищенная медь
Не даст блаженства музыку иметь.
Вот истина, которая проста:
«Рыдают души ночью без Христа!»
Смердящий путь неверия избрав,
Они бегут от света и добра.
Слепые очи в темноте закрыв,
Покорны люди правилам игры,
Которые диктует мир греха,
А из кумиров сыплется труха.
Вот драгоценной истины кристалл:
«Струится благодать из ран Христа!»
Живая вера вводит нищих в Дом,
Где верх имеет Милость над судом.
Куда идёшь, к чему стремишься ты?
Знаком ли с Тем, Кто полон доброты?
Прозреешь, иль продолжишь путь слепой?
Решай, сегодня выбор за тобой!

(Аркадий Бушин)
 

6

Вербы

Вербы овеяны
Ветром нагретым,
Нежно взлелеяны
Утренним светом.

Ветви пасхальные,
Нежно-печальные,
Смотрят веселыми,
Шепчутся с пчелами.

Кладбище мирное
Млеет цветами,
Пение клирное
Льется волнами.

Светло-печальные
Песни пасхальные,
Сердцем взлелеяны,
Вечным овеяны.

(К. Бальмонт)
 

7

В воскресенье Вербное

В воскресенье Вербное
Верба расцвела
От луча весеннего,
Первого тепла.

Прокатился грохотом,
Ледоход речной,
Отозвался колоколом
Праздник над землей.

И слезами капает
Парафин свечей,
От огня священного
Солнце горячей.

Бледными листочками
Верба прорастёт,
Лопнувшею почкою
Сердце оживёт!

(Т. Ларина)