Выбирая тему для беседы, мы думали, о чем поговорить с протоиереем Алексием Уминским. Знали, что он не только ведущий телевизионной программы «Православная энциклопедия», не только духовник Свято-Владимирской духовной семинарии, но и настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Хохлах. Именно этот храм известен тем, что при нем впервые за годы возрождения Церкви создана детская комната для малышей.

Пока идет Литургия, дежурные родители занимаются с детьми, а к концу богослужения все вместе идут ко Причастию.

Вот об этом – о месте детей в храме – мы решили поговорить с отцом Алексием.

 «В воскресном детсаде родители дежурят по очереди»

 – Отец Алексий, расскажите, как родилась идея создать своеобразный «детский сад» при вашем храме?

 – Такая практика действует в нашем храме лет восемь. С одной стороны, родители могут присутствовать на Литургии, с другой – дети не утомляются во время службы. Ведь малыши находятся в храме, где много народа, где родители, когда молятся, перестают обращать на них внимание. Это создает проблему и для других молящихся, и для самих детей. Родители замирают в священном восторге перед молитвой и уже ни о чем не думают. А у детей появляется чувство отторжения, что они лишние.

Мы подумали и решили организовать небольшой воскресный детский сад. Родители договариваются о дежурстве между собой. Во время Литургии в соседнем помещении собираются три группы: младшая – от 3 до 6 лет, средняя – от 6 до 10 лет, и более старшие дети – с 11 до 13. С самыми маленькими занимается кто-то из родителей или прихожан – рисуют, читают, играют. С детьми постарше читают Евангелие, что звучит в храме, разбирают смысл, читают житие святого. Более старшие ребята помогают играть с детьми.

 – К какому времени службы лучше приходить с младенцами?

 – Ребенок, особенно маленький, не может выдержать долгой службы, поэтому родители должны приходить попозже или выходить с детьми на улицу, когда те устанут. С младенцами до года лучше приходить незадолго до Причастия. А 3-6-летние дети могут быть на службе уже к «Отче наш», более старших детей – 7-10 лет – уместнее приводить в храм к Херувимской.

 «Не пугайте детей Богом»

Алексей Корзухин. Перед исповедью. 1877 г. Государственная Третьяковская галерея

Алексей Корзухин. Перед исповедью. 1877 г. Государственная Третьяковская галерея

 – Как подготовить ребенка к исповеди? Должны ли родители подсказывать чаду: «Скажи, что не слушаешь маму, обижаешь брата, обманываешь бабушку»?

 – Надо найти время и подготовить хотя бы немножечко ребенка к первой исповеди. Родители могут проводить такую работу. Если ребенок сделал какой-то неблаговидный поступок, они должны объяснить смысл содеянного, призвать его к совести. Если, например, он поссорился с ближними, не послушался их – помочь помириться с ними, попросить у них прощения, а потом, конечно, попросить прощения у Бога. Родители должны прививать навыки исповеди, чтобы ребенок чувствовал нравственную связь с событием. Ребенок – событие, ребенок – какой-то грех, – все это в голове 7-8-летнего ребенка должно быть достаточно очевидным, как и понятие совести, понятие греха.

После этого родители должны внимательно с ребенком побеседовать, рассказать, что такое исповедь, в чем смысл этого Таинства. В простых, доступных словах сказать о том, что Господь всегда тебя любит. Ребенку и так уже должно быть известно, что все его дела, его поступки, мысли Господь видит и терпеливо ждет, когда ребенок сам захочет признаться в содеянном и себя исправить.

Мне стоит предостеречь родителей от того, чтобы они не пугали ребенка Богом. Часто такая ошибка бывает от родительской беспомощности, от нежелания потрудиться. Поэтому испугать ребенка: «Бог тебя накажет, ты за это получишь от Бога», – это не метод. Богом пугать ни в коем случае нельзя. А вопрос-то в том, что взгляд Божий – это совесть, которая постоянно в тебе говорит, что Бог тебе подсказывает, Бог тебя направляет, Бог тебя любит, Бог тебя ведет, Бог желает твоего изменения, твоего покаяния. Ребенку стоит объяснить, что все творящееся с человеком Бог использует не для того, чтобы человека наказать, а для того, чтобы человека спасти, чтобы человека вывести на Свет, чтобы человек с этого момента мог измениться в лучшую сторону.

Требовать от ребенка, чтобы он начал серьезную духовную работу в себе, не стоит. Достаточно того, что ребенок будет искренен на исповеди и будет честно вспоминать свои собственные проступки, не скрываясь и не прячась за ними. Детская исповедь не должна быть подробной как у взрослого человека.

 – Надо ли ребенку писать записи с перечнем грехов или лучше пусть все рассказывает сам? Дети иногда стесняются называть свои грехи…

 – Желание вместо искренней исповеди подать списочек с подробно записанными по схеме грехами напоминает то, как подают заполненную квитанцию в прачечную – грязное белье сдал, чистое белье получил. Здесь ни в коем случае такого не должно быть с ребенком! У него не должно быть бумажечек, даже если он пишет их своей собственной рукой, а уж тем более ни в коем случае рукой родительской. Достаточно того, что ребенок говорит одно-два события из своей жизни для того, чтобы с ними прийти к Богу.

У детей иные представления о грехе, чем у взрослых. И совсем иное отношение к греху. Зная это, Церковь не исповедует детей до 7 лет. Более того: некоторые очень опытные духовники (например, прот. Владимир Воробьев, его чада духовные и другие священники) вообще считают, что даже когда ребенку исполнится 7 лет, его не надо исповедовать перед каждой Литургией, потому что ребенок очень быстро приучается к формальной исповеди. А родители почему-то думают, что чем раньше ребенок начнет исповедоваться, тем лучше для него – он станет лучше, воспитаннее.

Это проблема того же корня – родители не хотят брать на себя ответственность за поведение своего ребенка. Они думают, что в исповеди найдут возможность нового воспитательного процесса, к которому сами не будут иметь отношения, либо смогут через эту исповедь каким-то образом влиять на ребенка.

 – Некоторые родители после исповеди своего чада подходят и спрашивают, рассказал ли ребенок о тех или иных грехах. С воспитательной точки зрения это оправдано?

 – Почему маленьких детей не исповедуют? Лишь по той причине, что дети способны рассказать свои грехи, а вот пережить исповедь как покаяние, после которого должно наступить исправление, – не могут. Дети не в состоянии духовно над собой трудиться, они еще не выросли. Понять свой грех они могут, а исправлению их должны научить родители.

Все умиляются, когда маленький ребеночек подходит к батюшке, тот его о чем-то спрашивает, а потом кладет на головку епитрахиль. Да и детям очень нравится играть в эту игру. Но ведь это не игра!

При современной загруженности священника трудно ожидать, что на исповеди он сможет уделить ребенку достаточно внимания для того, чтобы в нем «покопаться». А дети очень часто не умеют рассказать о своем грехе священнику. И исповедь превращается во что-то невразумительное: «Ну, маму не слушался, ну, еще что-то там». 2-3 слова – и вроде как всё: «Ладно, иди причащайся».

А бывает и так: ребенок начинает исповедоваться, и родители с радостью готовы отдать его духовнику, считая, что теперь духовник отвечает за его воспитание, а их это уже не касается. Они также часто пытаются использовать духовника в воспитательном процессе: «Батюшка, скажите ему на исповеди, чтобы он…».

И ребенок теряет доверие к священнику, относится к исповеди сухо. Она становится для него формальностью. Такой ребенок «потерян» для исповеди до тех пор, пока что-то, не дай Бог, не случится с ним во взрослом возрасте.

 «У детей иное представление о грехе»

Сергей Милорадович. У исповедника. 1915 г.

Сергей Милорадович. У исповедника. 1915 г.

– Батюшка, а как быть с молитвенным правилом? «Последование ко Причастию», каноны – все это ребенок не осилит. С чего начинать?

 – А кто сказал, что надо вычитывать все молитвенное правило? Глупо требовать от ребенка вычитывать его полностью. У каждого молитвенное правило должно быть разное – одно у монахов, другое у священников, у разных мирян разное: в зависимости от их занятости на работе, образования, духовного уровня, возраста. Одно – у здорового молодого человека и другое у человека, который болеет. Одно правило у только начинающего церковную жизнь, и другое у того, кто давно в церковной ограде.

 – Но в церковных книгах пишется, что надо читать все и приучать себя и ребенка к порядку в молитве…

 – Мы должны понять: то, что в книгах – это некий образец. Это то, что должно направлять, то, что потом становится у человека молитвой, что должно формировать молитву. А у нас что происходит: мы правило «вычитываем», а службу «выстаиваем». Это же звучит ужасно, как повинность какая-то, а не радость. Святитель Игнатий Брянчанинов говорит такие замечательные слова: «Человек не должен становиться рабом молитвенного правила». То, что Господь сказал о субботе, относится и к молитвенному правилу: не человек для правила, а правило для человека.

Если ребенок молится, у него должно быть свое правило. Но оно не должно быть тем правилом, которое станет кривелом и отвернет его от Церкви. Преподобный авва Дорофей говорит, что кривое правило и прямую дорогу делает кривой.

 – Какие молитвы вы бы посоветовали читать детям?

 – В зависимости от возраста. Когда детки совсем маленькие, только учатся молитве, очень хорошо, когда с ними молятся мама или папа и они вместе вслух поют «Богородице Дево, радуйся…», «Отче наш…», «Молите Бога о нас…», «Величаем Тя…», «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко…» Это простенькие, но хорошо запоминающиеся молитвы. Ребенка надо приучать молиться своими словами за папу и маму, за бабушку и дедушку, за всех близких. Когда ребенок начинает ходить в храм, уместно дать ему возможность выбрать те молитвы, которые ему понятны. Надо каждое слово ребенку объяснить, чтобы не было магического отношения к молитве: вот что-то бубню, а не понимаю что. Правило должно быть понятным, осознанным и посильным.

 «Если у подростка есть желание причаститься – пусть читает одну молитву, и слава Богу»

 – Многие впадают в уныние: вот ребенок не вычитал правило, это грех, поэтому все – ко Причастию он не идет…

 – Грех не в том, что не вычитал правило, а в том, что не помолился. Можно читать правило и в этот момент с Богом совсем не пообщаться. Ведь важно, чтобы молитва приближала человека к Богу.

Вот праведный Иоанн Кронштадтский говорил: «Лучше сказать пять слов от сердца, нежели тьмы слов языком». Молитвенное правило должно постоянно наполнять человека, приближать к Богу. Конечно, оно должно нести какой-то труд, человек должен трудиться над собой, но посильно. Оно не должно препятствовать духовной жизни. Если молитвенное правило такое, что человек не причащается, потому что он не может вычитать правило, то это правило препятствует ко спасению. Значит, его надо менять.

Почему мы должны читать одни и те же молитвы в течение всей своей жизни? Почему мы не можем допустить свободу в выборе молитв ко Причастию, чтобы сделать правило более живым? Мы ведь меняемся, меняется наше отношение к Богу, к Церкви, меняются наши желания чем-то наполнить свою жизнь. Правило должно восприниматься как нечто общее, из чего человек должен выбирать. Оно должно быть таким, чтобы ребенку было нетрудно и радостно молиться. И чтобы это поддерживало на его пути к Богу.

У детей должно быть маленькое молитвенное правило по отношению ко взрослым. Иначе в чем тогда смысл нашего взросления? Если с самого начала детей нагружать большим правилом, они перестанут молиться и это станет для них чистой формальностью. Молитвенное правило не должно занимать у детей более 10 минут с утра и вечером, а на правило перед Причастием они не должны тратить более 15 минут.

 – А как быть с подростками? Если детей еще можно за руку привести, то подростки не ходят в церковь да и правило читать не будут…

 – Если у подростка есть хотя бы желание идти в храм и причаститься, то пусть причащается. Как может: одну молитву прочел и – слава Тебе, Господи.

 – А если не идет, потому что скучно? Как родителям вести себя с подростками?

 – Сложный момент. Сказать – отпустите его совсем и не ведите – это будет неправильно. Сказать – в любом случае тащите – тоже можно ошибиться. В общении с подростком надо всегда лавировать. С одной стороны, не отпускать, а с другой – не держать слишком жестко. Постараться услышать, чего он хочет, что ему мешает. Понять причину отторжения. Если он просто стесняется, не находит друзей и единомышленников своего возраста, тогда надо искать такие общины, где бы он мог найти себе товарищей и друзей.

 «Твой ребенок – это твой Киев и твой Иерусалим» 

И. Матвеев. Детская молитва. 1895 г.

И. Матвеев. Детская молитва. 1895 г.

– Что делать, если мать воцерковлена и хочет водить ребенка в храм, а отец – против?

 – Здесь должна быть мудрость матери. Она должна подумать, почему муж против. Бывает, что она так резво и ретиво начинает воцерковляться, что вызывает отторжение и чувство внутреннего напряжения в семье. И часто нехождение отца в церковь связано с чрезмерным рвением женщины. Надо очень хорошо посмотреть на себя со стороны.

 – Часто приходится слышать, как говорят детям: «Идем, батюшка сейчас даст сладенького». Как правильно объяснить ребенку, что такое Причастие?

 – Не надо ребенку врать, что это «сладенькое», что это «медочек». Это неправильно. Ведь дети вырастают, узнают правду и понимают, что их обманывали. Зачем это надо? Ребенок спокойно все воспринимает. Почему мы думаем, что если скажем, что это Кровь и Тело Христовы, то это может испугать ребенка? Почему это не пугает взрослых? Потому что взрослые не верят? Все надо объяснить так, как это объясняется в Церкви – это Тело и Кровь Христовы, которое ты вкушаешь под видом хлеба и вина. В этом Причастии пребывает Сам Господь. Причащаясь Его Тела и Его Крови, ты соединяешься со Христом. И ничего не надо придумывать.

 – Встречаются мамы, стремящиеся сразу ввести своих детей в жесткие рамки благочестивого поведения: не шуми, не ходи, не разговаривай, не спрашивай. Видеть «затюканного» ребенка невыносимо. Какую линию поведения нужно выбрать родителям, чтобы посещение храма всегда было радостным событием?

 – Дети в храме – в доме Отца своего. Здесь для них должно быть свое пространство. Надо, чтобы дети, которые ниже по росту взрослых, не стояли за спинами крепких мужчин и женщин, а видели иконостас, службу, алтарь. Обычно они где-то в ногах наших вертятся. А мы их брык – уйди отсюда. Освободите для детей главное пространство в храме. Подведите их к иконам, к иконостасу, чтобы они видели службу, наблюдали за действиями священника. Они тут же переключат внимание. А то стоят дети в притворе с мамами. Те молятся или разговаривают между собой, а дети в лучшем случае свечки ставят. Надо всех уважаемых прихожан отодвинуть подальше и поставить впереди детей.

 – Дети часто шумят в храме, но не все мамы спешат их осадить, рассуждая: «Пусть их прихожане ругают, а я – мама, ребенок должен знать, что я его люблю, от меня он не должен слышать резких слов». Правильно ли это?

 – Отец Алексий Мечев говорил матерям, которые жаловались ему на детей, мешающих им ходить в церковь: «Твой ребенок – это твой Киев и твой Иерусалим. Вот твое место молитвы и твое место Богослужения – твой ребенок». Родители отвечают за поведение детей в храме, поэтому должны пожертвовать своей молитвой ради них и молитвы других прихожан.

Давайте себе представим: пришла семья с детьми в церковь. Как обычно они себя ведут? Папа с мамой стараются как можно подальше от детей отойти и углубиться в молитву. Потому что получать пришли. А дети в это время ведут себя незнамо как: ходят по храму или даже бегают, сшибают свечки, а то зажигают их, мешают другим молиться. Но как малышей судить за такое поведение? Значит, мы должны относиться к ним с подобающим вниманием и лаской, со смирением. Но родители в этот момент все «в небесах» и дети их совершенно не интересуют.

И в эти моменты происходит первое поругание понятия воспитания. Родители ведь считают, что раз они пришли с детьми в храм, то они этих красных, вспотевших, уставших детей, которые час бегали и гоготали, непременно понесут к Чаше. Вот только дети совершенно к Причастию не готовы и воспринимают Таинство уже абсолютно формально. А родители уверены, что они делают очень хорошее дело, потому что дети в храме, с Богом.

 – Какую работу можно найти ребенку в храме, чтобы ему не было тяжело на службе?

 – Все зависит от того, как это священник организует. Мальчиков постарше пускайте в алтарь, пусть помогают батюшке. Хорошо занять детей в детском хоре. Можно просить, чтобы кто-то приносил записочки к алтарю, кому-то можно поручить собирать пожертвования. Потом можно после службы помочь в храме убраться. Вынести старые цветы, вытереть пыль с подоконников, чистить подсвечники, подливать масло в лампадки.

«Дети должны будут веру заново обрести» 

Николай Богданов-Бельский. В церкви. Вариант. 1939 г, Национальный художественный музей. Рига

Николай Богданов-Бельский. В церкви. Вариант. 1939 г, Национальный художественный музей. Рига

– Отец Алексий, как воспитать ребенка хорошим христианином?

 – Это могут сделать только родители, которые любят Христа и всегда причащаются. Родители, которые сами живут активной христианской жизнью. Только собственным примером, по-другому никак не воцерковишь ребенка. Если только не произойдут какие-то Божественные события…

Как только ты будешь вмеcте с ребенком жить единой церковной жизнью, а твои слова о Христе, которые ты говоришь ребенку, и твоя собственная жизнь не расходятся между собой – ребенок будет таким же. А мы часто хотим дать ребенку то, что не имеем сами и не научились сами. Потом страшно обижаемся на детей, что они так не делают. А не делают потому, что не видят этого в нас.

 – А как быть, если все исполняешь, все вкладываешь в ребенка, а он все-таки отходит от Церкви?

 – Очень многие родители, ослепленные своим тщеславием, видят ребенка не таким, какой он есть. Они придумывают себе детей. И если ребенок в этот образ не вмещается, то оказывается виноватым сам ребенок. В религиозной среде это все наиболее обострено и порождает какие-то крайние вещи. А по сути это – садистское отношение родителей к своим детям. И это только повод, чтобы ребенка пинать, принижать, что «ты не такой, каким мы тебя придумали». Ребенок старается как можно больше уйти от семьи, отстраниться от тех ценностей, которые имеют родители.

Как бы мы ни воспитывали наших детей, как много бы мы в них ни вкладывали, в их жизни все равно наступит такой период, когда они должны будут эту веру заново обрести. Мы не должны иметь иллюзии, что наши дети плавно придут к настоящей вере «с молоком матери».

«В храм водим, причащаем, все наши дети знают, молятся, с удовольствием посещают воскресную школу, все хорошо и благочестиво», – это ровно ничего не значит. Наступит момент, когда это парниковое растение будет пересажено в обычную городскую почву. И тогда начнется.

Очень часто все эти очень хорошие вещи так быстро улетучиваются, что как будто ничего и не было… Родители в ужасе: «Мы столько в детей вложили, и куда же все это делось?».

Так оно будет, потому что в конечном итоге рождение в вере все равно должно наступить у человека сознательно! Выбор веры, ответ на все Евангельские слова Христа должен произнести лично сам ребенок.

 «Этот мир будет сильно испытывать детей»

 – Можно ли этого избежать?

 – Скорее всего, что кризис веры у юноши, у девушки обязательно наступит. Потому что он столкнется с миром, о котором еще очень мало знает. И этот мир живет по совсем другим законам. И у этого мира совсем другие ответы на те вопросы, которые ставились ребенком и которые он получал от родителей. Совсем другие ответы!

Сопоставление известных и неизвестных ответов может очень сильно поколебать любую юношескую душу. И тогда начнется процесс, возможно, через падения, через какие-то серьезные жизненные ошибки, осознания того, кто ты есть на самом деле. Насколько то, что в тебя было вложено, – истинно. И здесь родительское терпение, родительская вера тоже будут испытывать очень большой искус.

Как это будет идти дальше, каким способом это все пройдет? Это самое большое испытание, которое ждет всех родителей впереди. Даже не в подростковый период, возможно, все позже произойдет. Рассчитывать, что наше воспитание вот так спокойненько-спокойненько приведет детей к Богу, нельзя. К этому надо приготовиться, это надо знать.

Этот мир будет очень сильно испытывать детей. Очень сильно будет разворачивать в свою сторону. Приманки самые примитивные, но действенные. Потому что, по большому счету, нашим православным детям ничего нельзя. Много чего нельзя, а там всё можно…

И тут стоит очень важный вопрос для родителей: чего нельзя и почему нельзя? Если родители смогут этот вопрос правильно решить, то они от многого своего ребенка в его юности избавят. Потому что запреты по внешним параметрам: «Такую музыку слушать нельзя! Это смотреть нельзя! Таких друзей иметь нельзя!» – все это может привести к плачевному результату. Нужно понять – чего нельзя по-настоящему, и тогда надо объяснить – почему нельзя. Надо, чтобы это «нельзя» было воспринято свободно.

Но, как говорит авва Дорофей: «Семена добродетели неистребимы». И если истинные семена добродетели были в детстве заложены – не фарисейские, не внешние, а настоящие семена живой искренней веры – то они обязательно прорастут.

Православный женский журнал «Самарянка» (samaryanka.in.ua)