Общий смысл праздника

11 сентября Церковь празднует день памятной смерти Иоанна Предтечи — начало его небесной жизни. Почему Церковь не назвала этот день просто днем памяти пророка Иоанна или днем Успения Предтечи Господа?

Мучеников христианских тоже усекали мечом, жгли в медных быках, колесовали, четвертовали, раздирали пополам. Однако мы не празднуем ни день Колесования, ни день Сожигания, ни еще какой либо особенный вид казни. Душа народа Божьего была так потрясена этим трагическим событием, что не могла перед лицом земного мира назвать его иначе как Усекновением.

Усекновение главы Иоанна Предтечи. 1730-е гг. Местный ряд иконостаса Вологодского Софийского собора

Усекновение главы Иоанна Предтечи. 1730-е гг. Местный ряд иконостаса Вологодского Софийского собора

Вскоре после крещения Господня, Иоанн был посажен галилейским царем Иродом в темницу. Царь галилейский, Ирод Антипа, был сыном Ирода Великого, убившего 14-ть тысяч вифлеемских младенцев. Иоанн один, среди подобострастного молчания царедворцев и фарисеев, укорял царя Ирода в том, что он, при жизни брата своего Филиппа, женился на его жене Иродиаде, а законную жену отослал в дальнюю область. Иродиада озлобилась на Иоанна и многократно просила Ирода, чтобы он предал человека, мнящего себя пророком, смерти. Но Ирод не соглашался с женой. Он почитал Иоанна за великого пророка и боялся народа, однако, по малодушию, посадил его в темницу. Ирод надеялся, что там обличительные речи Предтечи никто не услышит. Но молчание пророка в темнице было красноречивее его слов. Кошмар Ирода продолжался. Иногда он спускался к Иоанну в подземелье и беседовал с ним подолгу. Душа его от Иоановых слов прояснялась на время, как у ребенка. Ему становилось легко и радостно. Жена — в царских палатах, пророк — в темнице, ничего — царствовать можно! Но вскоре тоскливое тяжелое настроение возвращалось. Иродиада не отступала со своей чудовищной просьбой. Она только и жила радостью о скорой смерти ее святого обличителя.

 Около года томился в тюрьме Иоанн Пророк. Однажды в осенний день сквозь толстые каменные стены до него донеслись веселые звуки музыки и шум множество голосов. В этот день Ирод праздновал по римским обычаям свой день рождения. Местные князья, вельможи, военные тысяченачальники, галилейские старейшины и религиозные вожди наполнили пиршественный зал. В самый разгар праздника в него влетела полураздетая Саломия, дочь Иродиады и без промедления начала безумный танец. Когда танец закончился, то гости закричали, захлопали от восхищения. Ирод, переполненный гордостью и вином, воскликнул: «Саломия! Проси чего хочешь. Отдам за твой танец полцарства! Клянусь тебе царским словом!» Девушка растерялась и обратилась за советом к матери: «Что просить?». «Ирод протрезвеет, — усмехнулась мать, — и медной монетки тебе не даст! Проси голову Иоанна, сейчас же! На блюде! Ты же знаешь, если Иоанн не умрет, то царь, поддавшись на его укоризны, вскоре выгонит нас вон! Какие полцарства? Мы все можем потерять» Дочь послушалась матери. Ирод, услышав ее просьбу, похолодел и протрезвел. Великая печаль объяла его сердце. В День рождение обычно даруют милость, а он принужден отнять жизнь у святого человека. «Видит Бог, я не хотел смерти Иоанна, — так на следующий день мог себя успокаивать Ирод, — но ради тех, кто вместе со мной ел и пил за пиршественным столом, кто слышал мою царскую клятву я исполнил желание Саломии! В тот трагический вечер Ирод видел перед собой только лица гостей, глубоко внутри прячущие ухмылку: «Ну что, каково держать царское слово? Полцарства обещал, а сам-то получил четвертушку царства от римского императора!» Все его сотрапезники малодушно предавали правду. Ирод чувствовал себя в западне. Единственный выход был послать в замок Махер в темницу палача. Так он и поступил. «Я тоже имею право на простое человеческое счастье!»

 Казнитель, с красивым звучанием по гречески — спекулатор, на огромном блюде внес окровавленную голову пророка в праздничный ночной зал и отдал его Саломие. Гости в немом ужасе застыли. Они не могли оторвать глаз от угасающего взора правдолюбца Иоанна. Мертвая голова пророка среди омертвевших душ. Пир далее продолжаться не мог. Гости угрюмо разошлись. Ирод Иродиада же, едва дождавшись утра, со злобной радостью закопала главу пророка на мусорной свалке. Но жена царского домоправителя — Иоанна, проследила за царицей, тайно взяла святую главу, положила ее в сосуд и погребла на горе Елеонской — в одном из поместий Ирода. Саломия с той страшной ночи больше никогда не плясала. Это не было раскаянием. Это был животный страх. Тело Иоанна пророка царские слуги отдали ученикам, и они с честью его похоронили. Такова внешняя сторона празднуемого события.

Крамской И. Н. Иродиада. 1886 г. Государственная Третьяковская галерея

Крамской И. Н. Иродиада. 1886 г. Государственная Третьяковская галерея

Суд Божий совершился над Иродом, Иродиадой и Саломией еще при их земной жизни. Саломия, переходя зимой реку Сикорис, провалилась под лед. Лед сдавил ее так, что она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шеи. Труп ее не был найден, а голову принесли Ироду с Иродиадой, как некогда принесли им главу святого Иоанна Предтечи. Аравийский царь Арефа в отмщение за бесчестие своей дочери двинул войско против Ирода. Потерпев поражение, Ирод подвергся гневу римского императора Кая Калигулы (37-41) и был вместе с Иродиадой сослан в заточение в Галлию, а потом в Испанию. Там они были поглощены разверзшейся землей.

Смерть Предтечи Спасова Иоанна, как и жизнь его – призыв к покаянию. Внешне смерть Иоанна Предтечи – торжество порока над праведностью: вот, он мертв, а его враги живы и торжествуют. Но торжество это иллюзорноее, из-за нечувствия «победителями» своей погибели заживо. На самом же деле смерть последнего ветхозаветного пророка была торжеством правды Божией, не пренебрегающей ни убогими, ни знатными, не знающей «двойных стандартов» и не раболепствующей «здравому смыслу».

 История праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи

Отмечать день мученической кончины Иоанна Крестителя начали его ученики. В 362 году по приказу императора Юлиана Отступника язычники вскрыли могилу Иоанна Крестителя и сожгли его останки, однако, христианам удалось приобрести часть этих останков и переправить их в Александрию, где они хранятся и по сей день как величайшая святыня.

Пост в день Усекновения главы Иоанна Предтечи должен состоять, по уставу Церкви, в воздержании не только от мясной и сырной пищи, но и от рыбной, и следовательно состоять «в трапезе из елея, овощей или что Бог дарует от таковых».

Но воздержание в этот день иногда доходит до странных крайностей: остерегаются есть что-либо круглое, напоминающее своей формой голову, например капусту, картофель, яблоки. Боятся брать в руки нож, вилку, топор, косарь. Все это суеверия противные православной вере. В народе этот праздник известен под именем Иоанна Постника. Этот день считается концом лета и началом осени: «Иван Постный пришел, лето красное увел», — говорили наши предки.

Василий Суриков. Саломея приносит голову Иоанна Крестителя своей матери Иродиаде, 1872 г.

Василий Суриков. Саломея приносит голову Иоанна Крестителя своей матери Иродиаде, 1872 г.

Благовестие праздника

Но разве Саломея не пляшет вновь? Разве мы не относимся к жизни, как Ирод относился ко дню своего рождения? Все должно быть для нас и ради нас. Весь мир обязан принадлежать нам. Вся жизнь должна быть непрестанным днем пира и счастья! И как мы печалимся, если этого не происходит, не случается! Сколько сил тратит человек, чтобы вырваться из смертного круга бытия, уйти от определения Божьего «в поте лица есть хлеб свой». А Саломия — этот мир пляшет перед нами, извивается ужом. Жизнь вселенной — это игра, кровавая пляска, падению в бездну, космический водоворот чувств и мыслей острых, ярких, убийственных и страстно влекущих за собой каждую рожденную душу, наполняющий гибельным восторгом человеческое сердце, так что оно в беспамятстве кричит: «Полцарства отдам! Половину Божьего Царства отдам! «Половину» спасение своего! Только бы еще немного радости и счастья! Дайте до конца упиться танцем!» Но миру «половину» не надо. Мир требует «главу Иоанна» — все спасение целиком. Миру надобно все «царство, которое внутри нас есть».

 Это сосредоточено на одном конце мира, «лежащего во зле» своих бешеных экзистенциях и страстях. И это вечный тупик, это начало ада. А на другом конце — в мрачном подземелье замка Махер в кротости молчаливого подвига, не ждущий от мира ни «справедливости», ни уважения, ни почтения, ни даже житейской памятливости, неподвижный, закованный в цепи, но прикованный к Богу любовью всем духом своим, а потому свободный — Иоанн Предтеча. И этот конец уходят в сияющую бесконечность Божественной Любви.

Голова Иоанна на блюде посреди ночного пира. Она была лишена крови, но напоена Духом Святым. Она продолжала говорить и обличать неправду силой Божьей среди молчаливого людского малодушия и царского произвола. Жизнь пророка закончилась Победой над злом. Закончилась смертью. Иной Победы, потрясающей зло до основания, в нашем мире и быть не может. Христос одолел смерть через крестные муки, так и Предтеча Его, Великий и Последний пророк на границе двух Заветов совершил свой подвиг в совершенстве Любви и Закона. Был ли он счастлив? По земным обыденным меркам — нет, но измеряя «счастье» не стандартными схемами благополучия и довольства, а исполнением высшего призвания человека, ответ может быть только один — несомненно «да»! «Он был «счастлив» воплотить в своей жизни Правду Божию. Он был «счастлив» возводить народ к Истине и уготовлять Путь Господень. Он был «счастлив» возложить десницу во время Крещения на главу Сына Божия и первым познать Таинство Божества Святой Троицы. Он был «счастлив» пройти бесстрашно до конца путь своего священного призвания, и как многие пророки до него, отдать свою жизнь за верность пророческому долгу. Он умер счастливым человеком.

Сайт храма Иоанна Предтечи г. Киров (Вятка) (http://hram-predtecha.ru/publikacii/)