В Крещенский сочельник и в сам праздник Крещения в Церкви совершается Великое освящение воды. Кроме того, молебны с водосвятием служатся в течение всего года. Как обращаться со святой водой? Где граница между благоговением перед святыней и простым магизмом?
Почему вода?
По-гречески «святая вода» называется «агиасма» — «святыня». Святыней называют то, что исполнено благодатью. Это могут быть мощи святого, икона, миро, просфора. Но все-таки в первую очередь «святыней», «агиасмой», называется вода, над которой был совершен чин водоосвящения.
По своим физическим и вкусовым качествам святая вода ничем не отличается от обычной. Правда, сохраняется она свежей часто гораздо дольше, чем обычная, но совсем не в этом дело. Знаю случаи, когда и святая вода портилась, и это нисколько не заставило усомниться в действенности ее освящения.
Что же происходит, когда простая вода становится святою? Ответить на этот вопрос нетрудно, если вслушаться в слова молитвословий, читаемых священником в чине водоосвящения. Вот первое из них: «О еже освятитися водам сим силою и действием, и наитием Святаго Духа, Господу помолимся». Наитие Святого Духа… Когда такое наитие совершилось впервые, Когда Дух Святой сошел на двенадцать учеников Господа, они стали другими людьми, сильными, бесстрашными, горящими верою и желанием проповедовать ее всему миру. «Святым Духом всяка душа живится…» — поется в одном из часто повторяемых песнопений Всенощного бдения. Святой Дух входит в обычную воду и делает ее необычной, делает ее святыней, которая, в свою очередь сообщает, благодать всему, что соприкасается с нею. Сначала мы освящаем обычную воду, читая над нею молитвы, погружая в нее крест. А затем уже сама эта вода сообщает благодать тому, что мы окропляем ею.
Почему же святыней является прежде всего вода? Только ли она способна вместить в себя Силу Божию? Конечно же, не только. На праздничной всенощной мы освящаем пять хлебов, пшеницу, вино и елей. Есть еще несравненно более высокое освящение: когда на литургии хлеб и вино становятся Телом и Кровью Иисуса Христа. Но из всех земных стихий вода имеет особое значение. Понятия «вода» и «жизнь» неотделимы друг от друга. Это понятно любому. Да кроме того общеизвестно, что и мы сами, то есть наша плоть, почти на 80 процентов состоим из воды.
Зачем освящать автомобиль?
Так водится, что рядом с верою увивается суеверие. Рядом с благочестием — магизм. При этом последние всегда маскируются под первое. Как отличить одно от другого? И то и другое обращено к миру невещественному, духовному, сверхъестественному. Используются часто одни и те же слова, понятия, образы. Квартиры современных магов увешаны иконами, книги заговоров, часто продающиеся на книжных прилавках, изобилуют упоминаниями о Святой Троице, Богородице, святых угодниках.
От участника магического действа не требуется никакого личного духовного усилия, никакого подвига, обновления жизни, покаяния. Главное — правильно выполнить ритуал, прочитать положенные слова, совершить указанные телодвижения. Вера предполагает то, что не «Бог для меня», а «я для Бога». При магическом подходе уже не человек — послушник Божий, а Божество воспринимается как некая сила, назначение которой помогать человеку, оберегать и защищать его, лечить и разрешать возникающие проблемы. От человека же зависит правильно совершить «священнодействия». Я взял это слово в кавычки потому, что на самом-то деле никакие это не священнодействия, хоть и совершаются с использованием святой воды, икон, крестного знамения.
Святою водою мы окропляем наши жилища, чтобы они стали не только нашими, но Божиими. Чтобы все живущие в освященном доме всегда могли сказать друг другу: «Христос посреди нас» — «И есть и будет». Печально, что для многих приглашающих священника освятить квартиру это действие тоже воспринимается магически. «Освятите, батюшка, нашу квартиру, а то мы что-то все болеем здесь! И неприятности всякие». Смысл прихода священника к таким людям появляется лишь в том случае, если он использует ситуацию для первой проповеди, для того, чтобы начать разговор о Христе, о Евангелии, о покаянии. Благо что читаемое в чине освящения жилища Евангелие «О Закхее» дает прекрасный повод начать этот разговор.
Мы освящаем, кропя агиасмой, различные вещи, которыми пользуемся в повседневной жизни. В частности, автомобили. По поводу последнего особенно часто приходится слышать скептические замечания. Вот уж действительно, кажется, торжество магизма. Люди, часто никогда в жизни лба не перекрестившие, приезжают на новых купленных машинах и просят их освятить. В действительности нет ничего плохого в том, что человек, приступая к вождению автомобиля, делу ответственному и опасному, просит благословения Божия, помощи и защиты? И молитва, сопровождаемая кроплением святой водой, конечно, очень правильное и необходимое начало такого вождения. Только всегда стараешься объяснить водителю, что, если этим окроплением все ограничится, особой помощи и защиты не ждите. А дальше уже сам человек решит, будет ли это освящение первым шажком на долгом и трудном пути воцековления или данью распространенному суеверию, будто кропление святой водой и чтение священником каких-то таинственных слов само по себе избавит от бед и катастроф.
Опытно известно, как боится святой воды всякая нечистая сила, духи злобы поднебесной. Но там, где нет искреннего покаяния, молитвы, злой дух, будучи изгнан, возвращается. «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, вошедши, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого»(Мф. 12: 43-45).
Для тех, кто верует
Главное назначение воды — утолять телесную жажду. А как быть с духовной жаждой? Простой водой ее не утолить. Она утоляется Духом Святым, и, когда мы пьем святую воду, это тоже один из способов стяжания благодати Святого Духа. Ведь не случайно Сам Господь неоднократно сравнивает Свою благодать с водою. Вспомним рассказ о самарянке из 4-й главы Евангелия от Иоанна. Или такие слова Господа, читаемые на праздничной литургии в Троицу, в тот день, когда мы вспоминаем о сошествии Святого Духа на апостолов: «…кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него…» (Ин. 7: 37-39). В этих словах о воде говорится образно, но для православных христиан освященная вода драгоценна тем, что исполнена Силою Духа Святого. И обратите внимание на следующие слова приведенной цитаты: «…Кто верует в Меня…», «…верующие в Него…». Можно ли кропить святой водой неверующих или представителей других религий? Хочется спросить: «А зачем?» Я даже при большом усилии не могу найти на этот вопрос хоть сколько-нибудь разумный ответ.
Вера в Иисуса Христа, вера в Евангелие делает нас способными принять благодать, сообщаемую святою водою. Кропить же ею не имеющих веры или поить их — бессмысленно и даже оскорбительно как для святыни, так и для человека. Сам Господь никогда не нарушает свободы человека, неужели мы можем себе это позволить?!
Читая над сосудом с водой молитву о ее освящении, священник просит Господа: «… Яви ю силою, действом и благодатию Пресвятаго Духа, быти всем от нея с верою пиющим, приемлющим и кропящимся рабом твоим, грехов оставление, изменение страстем, прогнание всякого зла, умножение добродетелей, болезнем исцеление, домовом же и всякому месту освящение и благословение, губительных и всяких злотворных воздухов отгнание, и благодати твоея присвоение». Что к этому добавить? Что может быть благотворнее перечисленных благ, которые надеются принять «пиющие, приемлющие и кропящиеся»? Но я намеренно выделил слова «с верою». По вере нашей и будет нам.
Протоиерей Игорь ГАГАРИН
Православный журнал «Нескучный сад» (http://www.nsad.ru/)