Протоиерей Евгений Попиченко: Старость — время святости

Бронников Федор Андреевич. Портрет старика в малиновой одежде. 1881 г.
Бронников Федор Андреевич. Портрет старика в малиновой одежде. 1881 г.

Дорогие мои, здравствуйте! Святой Иоанн Креститель, обращаясь к народу с проповедью, говорил: «Всякое дерево, не приносящее плода, срубают и бросают в огнь» (Мф. 7, 19). Осень жизни — это время созревания плодов в житницу небесную. А плоды следующие — «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22).

Естественным образом по закону Божиему в старости должны увядать наши страсти как телесные, так и душевные. А на их месте должны возрастать добродетели, противоположные страстям. Старость всегда была почитаема не столько за долготу лет и седину волос, сколько за мудрость житейскую и духовную, которую собрал человек за всю жизнь. В старости человек всё взвешивает с точки зрения вечности: имеет ли это событие, этот шаг значение для жизни будущего века?

Бронников Федор Андреевич. Портрет отца. 1871 г.
Бронников Федор Андреевич. Портрет отца. 1871 г.

Но это – в идеале. А в жизни всё печальнее. В храмах есть немножко старушек, а стариков практически нет. Это значит, что на пороге вечности человек не задумывается о самых важных вопросах. К старости подошло поколение людей, равнодушных к вере или активно противящихся Богу. Их убедили, что они — неплохие люди, прожившие достойную жизнь на благо государства. С точки зрения мирской нравственности это действительно так. Они порядочны, ответственны, трудолюбивы, хорошие семьянины… Но им не нужен Бог. Самая страшная беда этих людей – гордость. Они недовольны коммунальными услугами, медициной, правительством, но они слишком довольны собой. Вот и получается, что дети этих стариков удобнее и быстрее приходят к вере в Бога.

Переломить эту ситуацию по-человечески невозможно, потому что гордому человеку никто не может помочь. Старик считает себя авторитетом, ведь он достиг определенного возраста. Но по духовному состоянию во многих семьях дети и внуки оказываются более мудрыми, потому что они узнали Христа.

Владимир Боровиковский. Портрет пожилой женщины в белом чепце. 1790-ые гг.
Владимир Боровиковский. Портрет пожилой женщины в белом чепце. 1790-ые гг.

Страшно прожить жизнь зря, не найдя Бога, несмотря на звания и регалии, достижения и должности. Страшно умереть и, представ перед Ним, недоуменно или гордо молчать. Подумайте, дорогие мои, что вы скажете Богу, когда предстанете перед Ним? А ведь это событие может произойти сегодня вечером. Какие дела вы принесете под ноги Его? «Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7, 21).

А родственникам стариков хочется сказать следующее: нельзя пропустить самого главного дела – помочь пожилому человеку примириться с Богом, приготовиться к вечности. Спросите вашу бабушку, крещена ли она, хочет ли она подготовиться к Исповеди и Причастию, носит ли она нательный крестик? Нужно убедить её примириться со Христом, пока она ещё в памяти, пока не впала в кому, пока не утратила способность есть и пить.

В. Суриков. Портрет матери. 1887 г.
В. Суриков. Портрет матери. 1887 г.

Часто душа старика желает вернуться или войти в Церковь, а родственники боятся упомянуть священника в присутствии пожилого человека. Родственники думают, что потом, на отпевание, позовут батюшку. Но только лишь на отпевание звать батюшку, по сути, уже поздно, если человек не примирился со Христом до перехода в вечность. Нужно позвать священника к старику не один раз, чтобы через таинства душа его напиталась жизнью со Христом, чтобы в его сердце пришел мир: мир с Богом, с совестью и с ближним.

Не пропустите старость!

Журнал «Православный вестник» — Екатеринбургская Епархия (http://orthodox-magazine.ru/)

Добавить комментарий