Детство – не роскошь. Психолог о раннем развитии дошкольников

Разговор о дошкольном детстве уместно начать с нередко встречающейся парадоксальной логики: ребенок готовится к школе, школьник готовится к вузу, студент готовится к работе, работник готовится к пенсии, пенсионер готовится… Страшно, если мы будем рассматривать дошкольное детство только как подготовку к школе. Об особенностях этого периода расскажет кандидат психологических наук Н. А. Пастернак.

3— Сегодня дети уже к 2,5–3 годам приобщаются к информационной социализации, становясь информационными акселератами. Чем с ними заниматься, чтобы они не ушли в одиночество, не стали сугубо виртуальными людьми?

— Для современного ребенка нужны игры, через которые он сможет учиться. Первые навыки в рисовании, пении, танцах, чтении входят в мир познания ребенка через ворота детской игры и другие соответствующие возрасту ребенка виды деятельности.

Через игру, сотрудничество со взрослым и диалог с ним дети знакомятся с окружающим их миром. Ключевой риск при этом состоит в том, чтобы не сделать мир ребенка по образу и подобию школьного, не надвинуть формы школьной жизни на дошкольное детство. При этом чрезвычайно важно не давать никаких оценок «академическим достижениям» дошкольника, не «привязывать» освоенные им учебные навыки к определенному возрастному показателю.

К примеру, часто интеллектуально подготовленные к школе дети совсем не обладают воображением — они не умеют мечтать и фантазировать, то есть у них не развиты те способности, которые называют творческими. Происходит это главным образом потому, что в дошкольном детстве они мало играли, в том числе с другими детьми.

Вообще, воображение всегда присуще творческим людям, и формируется оно, как уже было сказано, нередко во время ненормативного общения детей друг с другом. Кроме этого, сама деятельность эмоционального воображения позволяет ребенку сопереживать, сочувствовать и сорадоваться окружающим его людям. Войдя в роль другого человека, ребенок, изображая разные эмоциональные реакции, начинает их в действительности испытывать. Последнее обстоятельство ведет к тому, что ребенок сопереживает или сорадуется тому, кто находится во власти негативных или позитивных эмоций.

2— Когда же и как же начинать учить ребенка читать, считать и так далее?

— Многие родители уверены в том, что чем раньше они начнут обучать ребенка чтению, математике, иностранному языку и т. д., тем успешнее он будет развиваться в будущем. Однако в этом случае существует опасность того, что обучение не будет вести за собой развитие ребенка, а на­оборот, затормозит его.

К примеру, научить ребенка читать можно в очень раннем возрасте, но это не будет иметь ничего общего с интеллектуальным развитием: малыш может еще не понимать смысла прочитанного. Подобным способом вряд ли удастся привить любовь к чтению, скорее даже наоборот.

Кроме этого, раннее обучение чтению требует от ребенка очень больших энергетических затрат, и именно поэтому часто дети, которые начали читать рано, позже сами заниматься этим делом совсем не любят. Обучение же чтению лет с семи проходит намного проще и для ребенка, и для взрослого. Причина этого проста: головной мозг ребенка уже достаточно созрел, и поэтому усилий для овладения чтением понадобится меньше и отношение ребенка к этому занятию будет значительно лучше. Так же и с письмом: если во время занятий лепкой или рисованием мелкая моторика у малышей развивается довольно быстро, то во время обучения написанию букв этот процесс происходит медленнее.

У малышей еще не полностью сформировались структуры мозга, нужные для того, чтобы осмысленно усваивать учебные знания, когда ретивые родители начинают их учить. Если бы начать учить ребенка на год-два позднее, эффективность была бы выше. Кроме этого, все дети разные — кто‑то тяготеет к вербальному развитию, кто‑то к математическому. Каким‑то детям надо просто показывать буквы: они сами достаточно быстро овладевают искусством чтения. А кого‑то торопить не надо: у них появится интерес к чтению позже.

1Специалисты знают, что нет нормально развивающихся детей, которые к восьми — десяти годам не умели бы читать. А вот детей безынициативных, со сниженной познавательной активностью и неразвитым воображением достаточно много. И это зачастую является результатом раннего обучения, в том числе и чтению.

По этому поводу кандидат психологических наук В. С. Кривцова задает следующий вопрос: «Почему тот факт, что ребенок научился читать только к десяти годам, — это плохо? Лонгитюдные исследования (когда участников изучают в течение длительного времени) показывают, что из таких учеников вырастают успешные и абсолютно социально адаптированные граждане, достигшие многого в профессиональной и личной жизни. А вот из тех воспитанников, которые посещали детские сады, направленные преимущественно на развитие когнитивных (мозговых) функций к определенному сроку (на «подготовку к школе»), вырастают, как правило, люди с проблемами в отношениях, с эмоциональными пробелами и даже (получены статистически значимые различия!) имеющие проблемы с законом».

Сегодня многие и родители, и педагоги понимают, что подготовка к школе — это не обучение ребенка простым школьным знаниям, умениям и навыкам: счету, чтению, элементам письма. При этом, если уровень развития ребенка жестко привязывается к образовательной программе учреждения, у ребенка могут возникнуть серьезные проблемы. Во-первых, в этом случае от «неудобных детей» дошкольные образовательные учреждения просто избавляются всеми возможными средствами, отсылая их в учреждения специализированные. Во-вторых, в этом случае усиливается давление на детей со стороны как воспитателей, так и родителей с целью добиться надлежащих показателей, что не может не нанести вред психологическому и физическому здоровью детей.

4— Могут ли возникнуть проблемы в развитии ребенка, если заменить «бесполезные», с точки зрения «разумного» взрослого, занятия на овладение знаниями и умениями?

— В возрасте от 1,5 до 4–5 лет важная задача, которую решает в познавательном плане ребенок, — приобретение чувственного опыта, который нужен для успешного формирования наглядно-действенного мышления. Такой опыт создается тогда, когда ребенок берет в руки песок, крупу, камешки, срывает лепестки с цветов, лазает по деревьям и т. п. Дети во время таких игр открывают для себя очень много нового, к примеру, посредством чувственных ощущений познают такие свойства предметов, как форма, вес, запах и др.

Надо сказать, что если «разумный» взрослый не вмешивается во взаимоотношения детей, дети делают часто то, что, по мнению этого взрослого, делать категорически нельзя: катаются по земле, бегают на четвереньках и т. п. Но именно в эти моменты ребенок и становится самим собой, маленьким человеком, живущим по тем законам, которые неведомы в мире взрослых.

7Когда родители заменяют эти игры «полезными» занятиями — чтением, письмом, счетом и т. д., они создают определенные трудности на пути развития его наглядно-действенного мышления. И если чтению и письму ребенка научат в школе, пробел в развитии этого вида мышления уже не будет восполнен никогда.

Говоря об этом, необходимо дать определение самого понятия «наглядно-действенное мышление» — это мышление, при котором наглядная задача решается руками, то есть практическим действием. К примеру, взяв в руки игрушку, вертолет, у которого неожиданно перестает вращаться пропеллер, ребенок трех — пяти лет не задумывается над тем, как решить эту задачу. Он сразу начинает игрушку трясти, бить, стучать и т. д. Не получая желаемого результата, ребенок обращается за помощью к взрослому или вообще отказывается от дальнейших проб. Дети 6–8‑летние сначала обдумывают проблему.

Cама эта способность — умение работать «в уме», имеет колоссальное значение во всей жизни человека, к примеру, с ее помощью можно смотреть на мир глазами другого, представив, что он думает, чувствует, о чем тревожится. Данное умение развивается у детей тогда, когда они начинают играть в ролевые игры.

8— Как влияет на психическую устойчивость растущего ребенка игровой опыт дошкольных лет?

— Вообще, ребенок, который в детстве мало играет со сверстниками, подвергается серьезным рискам. По этому поводу приведу слова отечественного специалиста в области детских неврозов А. И. Захарова: «Отсутствие навыков общения со сверстниками в раннем возрасте, в том числе и игрового, неизбежно осложняет будущие отношения в школе, а среди психологически неадаптированных детей в классе большинство составляют те, кто был раньше изолирован от общения со сверстниками. Эти же дети, не умея принимать и играть роли, демонстрируют негибкость, склонность к стереотипам и штампам во взаимодействии, легко теряются в новой обстановке, замыкаются, обижаются и нередко под тем или иным предлогом перестают ходить в школу. Игровая депривация сопровождается, кроме того, потерей чувства юмора, не говоря уже о непосредственности и жизнерадостности. Вследствие этого можно наблюдать слишком прямолинейных, максималистски настроенных маленьких старичков, которые способны только заплакать, но не засмеяться и отнестись с юмором к разыгрыванию некоторых страхов и переживаний. В их одностороннем мире существует только черное и белое без каких‑либо оттенков, они чрезмерно требовательны и не по‑детски нетерпимы к недостаткам, ошибкам, просчетам, которые в избытке находят у других, но только не у себя». Вероятность невротического развития личности у этих детей очень высока.

Страшно, когда дети уже в первом классе становятся невротиками, думают, что на них «наезжают» дисциплинарные полки и говорят: действуй только так, ходи только туда… Именно разнообразный опыт первых лет жизни во многом предопределяет психическую устойчивость растущей личности, и от того, какие нормы поведения заложены в детстве, будет во многом зависеть будущая жизнь человека.

5— Прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию, когда родители, воспитатели не обращают внимания на чувства и желания ребенка в его развитии, полностью подчиняют власти взрослого, ставят его в ситуацию запрета.

— По этому поводу уместно привести мнение члена-корреспондента РАО профессора В. А. Петровского. Он считает, что в общении взрослых и детей-дошкольников как в семейном, так и в общественном воспитании могут быть описаны две основные формы поведения. Первая из них — несущая на себе отпечаток 1930—1970‑х гг., хорошо известная нам учебно-дисциплинарная модель общения, вторая — личностно-ориентированная. Условия для ее построения начали складываться только в последние годы.

Главный лозунг учебно-дисциплинарной модели взаимодействия взрослого с детьми: «Делай как я!» Главная цель — вооружить ЗУНами (известная аббревиатура «знания — умения — навыки»). Главные способы общения — наставления, разъяснения, запрет, требования, угрозы, наказания, окрик. Главная тактика — диктат и / или опека. Личностная позиция — удовлетворить требованиям руководства и контролирующих инстанций. Методические указания превращаются в этих условиях в закон, не допускающий каких‑либо исключений.

Взгляд на ребенка всего лишь как на точку приложения сил воспитательной системы. К кругу результатов относятся невротизация и психопатизация детей, преобладание реактивности над активностью, взаимное отчуждение взрослых и детей.По мысли ученого, альтернативу учебно-дисциплинарной модели составляет личностно-ориентированная модель общения. Взрослый при взаимодействии с детьми придерживается лозунга «Не рядом и не над ним, а вместе!». Цель — обеспечить чувство психологической защищенности, доверия ребенка к миру, радости существования… Способы общения — признание, понимание и принятие личности ребенка, основанные на формирующейся у взрослых способности к децентрации (умения стать на позицию другого, учесть точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции). Тактика общения — сотрудничество, создание и использование ситуаций, требующих проявления интеллектуальной и нравственной активности детей… Личностная позиция педагога — исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества…

Ожидаемые результаты — воображение и мышление детей, не скованные страхом перед не­удачей или насмешкой, раскрепощаются. Обогащаются творческие и познавательные способности.

Таким образом, дошкольное детство протекает как целостный самостоятельный период, когда личностное и интеллектуальное развитие ребенка не входит в дисбаланс между собой.

Миланович И. В.

Журнал для родителей «Виноград» (www.vinograd.su)

Добавить комментарий