Сегодня 8 марта. Этот день большинством россиян воспринимается как весенний праздник и повод оказать внимание женщинам и девушкам, однако в среде православных к этой дате неоднозначное отношение.
Известно, что дата была выбрана неслучайно — 8 марта 1908 года в Нью-Йорке состоялся митинг социал-демократов, которые требовали для женщин сокращения рабочего дня, избирательного права и равных с мужчинами условий оплаты труда. Затем эти идеи подхватили коммунисты, и собственно с их приходом к власти в России был учрежден этот праздник.
Давно уж нет ни советской власти, ни коммунистической идеологии, а праздник отмечают и по сей день. Но так ли плох повод? И стоит ли нам ассоциировать женский день с коммунистической идеологией? Об этом мы поговорили с иеромонахом Димитрием (Першиным), председателем Миссионерской комиссии при Епархиальном совете г.Москвы, экспертом комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей.
— Отец Димитрий, как Вы думаете, можно ли считать праздник 8 марта советским наследием политического характера и стоит ли его вообще отмечать?
— Прежде всего надо учитывать, что как раз в СССР 8 марта было не днем борьбы за женские права, а школой любви, заботы и внимания ко всем женщинам страны — матерям, сестрам, сотрудницам, преподавательницам. 8 марта для советских людей точно не несло никаких антихристианских или богоборческих смыслов и коннотаций. Напротив, сквозь некогда улично-протестную революционную акцию проросли традиции высокой русской культуры, доносящей до нас христианские идеалы женственности и материнства. Можно предположить, что в СССР ценностный разворот Международного женского дня к этим традициям произошел после Второй Мировой.
Человек сам вкладывает содержание в то, что он празднует. Поэтому следует различать историю праздника и тот смысл, который вкладывает в него большинство россиян.
— Как правило, праздник приходится на начало Великого поста, что также смущает верующих. В 2013 году перед нами одно из редких исключений из этого правила. Как бы Вы посоветовали православным христианам относится к этому празднику и к тем, кто его отмечает?
— С моей точки зрения, нет необходимости при каждом удобном случае транслировать исторический негатив, связанный с этим днем, обличать и метать громы и молнии, обижать людей. По меньшей мере, такое поведение бестактно. Полагаю, нет ничего предосудительного, если православный христианин сделает что-то доброе в этот день, поздравит коллегу, родственницу или подругу, подарит цветы.
В то же время это, конечно, не повод уходить в загул. Во всем хороша мера. Если данный светский праздник не против нас, это все же не повод пускаться во все тяжкие, отмечая его.
— В нашем обществе с каждым годом все больше стираются гендерные различия: женщины предпочитают карьеру семье, мужчины не ориентированы на традиционную роль добытчика и защитника. К сожалению, память Жен-Мироносиц не является общим для всех россиян женским праздником, и в обществе есть запрос на специальные «мужские» и «женские» праздники — светский формат в данном случае является наиболее универсальным. Быть может, такие праздники полезны и помогают людям вспомнить об их традиционном назначении в семье и обществе?
— Безусловно, календарь формирует модели поведения, задает ценностные векторы. Вот почему, выстраивая свою жизнь, имеет смысл посоветоваться с теми, кто жил на нашей земле до нас. А в истории святости мы встречаем образы мужества или женственности, подлинной красоты, человечности, жертвенности. Вспомним, к примеру, житие благоверного князя Александра Невского, историю Петра и Февронии, судьбы царственных страстотерпцев Николая и его супруги Александры и их удивительных детей.
Безусловно, у нас, православных христиан, есть особое время, когда мы уже не один день, но всю седмицу вспоминаем веру и верность Жен-Мироносиц, не побоявшихся прийти с погребальными ароматами к умершему Христу и первыми в мире людей узревшими Его Воскресение.
И все же были, есть и будут разные традиции и разные культуры, разные праздники и поводы. Так что где-то, пожалуй, стоило бы наступить на горло своему обличительному пафосу и научиться терпеть и принимать людей, которым 8 марта напоминает о добром измерении их внутреннего мира.
— За рубежом существует светский День матери, не вызывающий у верующих никаких вопросов и коннотаций. Как Вы думаете, возможно ли со временем провозгласить 8 марта Днем матери в России и нужно ли это?
— Думаю, нет. Международный женский день — это праздник со своей историей и атрибутикой, один из тех островков уходящей советской атлантиды, который, в отличие от, скажем, 7 ноября остается пока на плаву. Какие-то праздники уходят, какие-то переходят в новое качество. Пусть будет это просто праздник, когда мы можем поздравить своих сестер вне зависимости от того, являются ли они матерями.
Не стоит забывать и о том, что и в советские, и в послеперестроечные годы в ряде Синодальных отделов сохранялась традиция поздравлять женщин с праздником 8 марта, дарить им цветы и устраивать выходной. И, мне кажется, нет никакой необходимости быть святее тех митрополитов, которые не лишали женщин их дня, пусть его нет в церковном календаре.
— Что бы Вы пожелали женщинам в этот весенний день?
— Чтобы хотя бы в этот день мужики по очень точной фантастической метафоре Ионеску не из людей превращались в носорогов, а наоборот. Хотя бы в этот день, а там, глядишь, втянемся…
Беседовала Александра Борисова
(http://www.pravmir.ru/)