Бог есть Красота и Гармония, потому все великие художники и музыканты, имена которых остались жить в веках, были верующими людьми. И в наше время Бог через красоту приводит людей к себе.
Сегодня я беседую с Моториной Натальей Николаевной, которая профессионально занимается изучением фольклора и в жизни которой Бог занимается первое место, что не только не мешает ей заниматься искусством, но наоборот поддерживает её в этом.
Интервью берёт сотрудник Православного миссионерско-апологетического центра «Ставрос» Питанов В.Ю.
1. Расскажите немного о себе.
Моторина Наталия Николаевна. 38 лет. Окончила Московский Государственный Университет Культуры, музыкальное училище по классу баяна. Замужем, увлекаюсь народным рукоделием и исторической реконструкцией.
2. Как Вы стали православной христианкой, что вас подтолкнуло к принятию Православия?
В годы учёбы в институте я любила читать самые разные книги. Особенно любила редкую или новую литературу. Однажды у подруги в общежитии нашла маленькую книжечку «Императрица Александра о браке и семье». Заинтересовалась, спросила, где такую можно купить. Оказалось, в одном известном московском храме. Всех Святых около м. «Красносельская». Когда я пришла туда, меня очень многое заинтересовала, не хотелось уходить. Сильно впечатлило необыкновенное пение. Знаменный распев тогда был редкостью, услышать его можно было не везде. Служба шла в полной тишине. Видно было, что все прихожане именно молились, а священники служили Богу. Мы же все часто ходили церковь просто как в музей, полюбопытствовать и это всегда было заметно. Понять глубинный смысл церковной службы было для меня большим откровением. Недаром же сказано в Псалме «Вкусите и видите, яко благ Господь»,
В церковной лавке этого храма продавалось много разной литературы. Новые книги я любила. С большим удовольствием и интересом прочла несколько купленных книг брошюр. Особенно запомнились «Пояснение Божественной Литургии» Будзиловича и брошюра «Пять шагов ко Христу». Прочтя их, я получила ответы на многие вопросы жизни, я задумалась о том, как я живу, для чего…
Крещена я в младенчестве. Но, школе и в институте о вере и Церкви слышала только плохое. Нам постоянно читали атеистические лекции. В детстве нас ругали даже за то, что мы ходили на развалины сельского храма. Разумеется, это сформировало у меня соответствующее представление о христианстве. О вере, о церкви, о священстве. Сформировать другое мнение мне помогло посещение тогда ещё только открывавшихся московских храмов с формирующимися из настоящих энтузиастов общинами, встречи с замечательными священниками, а потом и преподавание фольклора в воскресной школе, пение на клиросе.
3. Что изменилось в вашей жизни после того как Вы стали православной христианкой? Как ваши близкие отреагировали на принятие вами Православия?
Изменилось, прежде всего, миропонимание, мироощущение. Я получила наконец-то ответы на разные вопросы жизни, которые долго меня волновали, порой очень глубокие. Как-то легче, радостнее стало жить.
Мои родители были убеждёнными атеистами, они негативно относились к религии. Я долгое время скрывала от них, что хожу в церковь, исповедуюсь, причащаюсь, прятала иконы, церковные книги. Мама, правда, заметила, что я стала спокойнее, увереннее и радостнее, стала более мягкой и терпеливой. Но, она никак не приписывала это моему воцерковлению. Напротив, крайне негативно реагировала даже на обычные фотографии храмов в фотоальбоме. Такое же отношение было и у других родственников.
Но, мне самой после воцерковления стало легче переносить мамины упрёки, гнев. Я научилась прощать, молиться, терпеть.
4. До принятия Православия, был ли у вас опыт пребывания в иных традиционных религиях или сектах, может быть Вы были атеистом, если да, то, как Вы оцениваете данный свой опыт?
Ребёнком до семи лет я верила в Бога. По-детски, конечно. Меня воспитывала верующая бабушка. Она молилась каждый день, рассказывала мне о Боге, о загробной жизни, давала читать Евангелие, показывала Псалтырь.
В школе у нас постоянно читали атеистические лекции, в классах висели «уголки атеиста» и пр. Под влиянием всего этого, плюс неверующая мама, пионеры, комсомольцы и пр., я стала считать себя атеисткой. Все, кто хоть как-то, хоть самую малость вспоминали Бога, подвергались злым насмешкам. Но, бабушка всегда говорила, что нельзя быть полностью уверенным в том, что Бога нет, все знать человеку невозможно.
Никогда не забуду свои первые посещения храмов. Особенно в подростковом возрасте. Это ни с чем не сравнимое великолепие, прекрасное пение невольно склоняло к размышлениям… А вдруг Бог все-таки есть?
В студенческие годы, в перестройку, когда перестало быть постыдным верить в Бога, люди стали задумываться, вдруг есть на свете «какая-то сила», началось у меня богоискательство. То, о чем в детстве говорила бабушка, я считала, как в школе когда-то говорили, «ненаучным». Потянуло к модной тогда теософии. Книги, разговоры. Все казалось таинственным и, в тоже время, вполне, казалось бы, «научным», наукообразным, точнее говоря. И маме было что объяснить. Газет, книг, брошюр тогда выходило много, друг увлекался восточными единоборствами, с увлечением рассказывал мне о цигуне, ниндзюцо. Ведь это для меня, пока ещё атеистки, казалось чем-то сверхъестественным. И, в тоже время, своего рода, компромиссом между наукой и чудесами.
Понятие «секта» тогда ещё для меня не существовало. Вернее, под сектой я тогда понимало что-то совсем экзотическое, каких-то там диковинных тогда ещё для меня баптистов в средневековой Англии, квакеров в Америке, у нас — старообрядцев, живущих в раскольничьих скитах и прочих «экзотических» людей из книг и фильмов. Но, никак не интересных и умных (как я тогда считала!) рериховцев или «весьма учёных» сотрудников Центра «Дианетики». Какие же это секты, казалось мне! Это научные, культурные или религиозные центры.
Так считая, побывала я в рериховском обществе на их собраниях, у неоязычников, изучающих Индию и даже в АУМ Синрикё. Задавала там руководителям много разных волнующих меня жизненных вопросов, но никак не могла получить полностью во всем устраивающие меня ответы. Может и нужен подобный опыт человеку, ищущему Бога… Я, во всяком случае, считаю его таким вот непростым, тяжёлым и ошибочным способом как-то, если можно так выразиться, «отойти от атеизма». Полностью расстаться с безверием и абсолютным материализмом.
5. С какими сложностями Вы столкнулись на первых этапах своего воцерковления, какие сложности возникают у вас сейчас из-за ваших религиозных взглядов?
Сложности возникли в общении с людьми нецерковными, а также со своими же друзьями, с которыми прежде посещала секты. Просто не знала, как быть, что им говорить, как с ними себя вести. Вроде бы надо и говорить им об истинности Православия, и, надо как-то уметь быть человеколюбивой, не осуждать этих людей. Тем более, что мне, неофиту, давно воцерковленные люди постоянно твердили о смирении, терпении и неосуждении. Но, друзья есть друзья, они могут тебя понять. А вот, если начальница подалась в саентологи и ты по-своему неофитству что-то лишнее сказала?
Подобные сложности периодически возникают и сейчас. Постоянно приходится работать над собой в умении правильно общаться с малоцерковными людьми, корректно и, в то же время обстоятельно, без лжи отвечать их вопросы, правильно реагировать на колкости и пр. Конечно же, много искушений в Великий Пост. Особенно, когда поздняя Пасха и Страстная неделя приходится на солнечные дни, все вокруг гуляют, веселятся…
Иногда возникают внутренние противоречия. Нехристианское общество, окружение, давит, я унываю. Спасают поездки по деревням и святым местам, на природу. Бывает необходимо побыть в тишине, отойти от искушений мира. Помогает чтение замечательной книги свт. Николая Сербского «Миссионерские письма».
6. Были ли у вас сомнения в истинности Православия как духовного пути, если они были, то в чём заключались и как Вы их преодолели?
Сложно было поверить, что православный путь именно единственно верный. Ведь, та же самая теософия учит, что путей к Богу много, у каждого свой путь и пр. Однажды, в одной из своих бесед покойный отец Даниил Сысоев привёл для сомневающихся слова из псалма «вкусите и видите, яко благ Господь». Он посоветовал сомневающимся войти в храм и просто почувствовать Божию благодать. Ни в одной секте я не ощущала благодати, мне не было так спокойно и светло на душе.
7. Что значит быть православной христианкой?
Верить в Бога, молиться, читать Священное Писание, соблюдать Божии Заповеди, ходить в храм. А также, я думаю, в наше непростое в религиозном отношении время, уметь различать истинную веру от ложной, не попадать в капканы сект, читать больше литературы, самообразовываться, чтобы уметь отличать правду ото лжи, добро от зла.
В любой традиционной религии есть свои священные книги. Какой же ты мусульманин, если не знаешь ничего о Коране? Меня удивляет, когда люди, называющие себя православными, совершенно не знают Евангелия! Или считают, что Евангелий было целых 80(!) вариантов, ну, только четыре, дескать, канонизовано и пр. Быть Православным, по-моему, это не только верить, но и знать Священное Писание, Символ Веры, жития почитаемых на Руси святых, житие своего святого и основные молитвы.
8. Могли бы Вы кратко перечислить иерархию своих жизненных ценностей?
Жизненные ценности — это заповеди Господни.
Вера в Бога.
Умение отличить добро от зла.
Любить людей, не завидовать, не осуждать, не желать чужого.
Семья.
Храм.
Память предков.
9. Что Православие вам дало, и чего Вы лишились став православной христианкой?
Я не считаю, что став православной, можно чего-то лишиться. Можно жить без игры в карты, без гаданий и спиритизма. Хотя, до воцерковления я получала от всего этого удовольствие.
А дало Православие очень, очень много.
10. Как Вы оцениваете современное православное сообщество, какие видите его достоинства и недостатки?
К современным людям, не формально, а осознано Православным я отношусь с большим уважением. И если где-то, при храмах, воскресных или церковно-приходских школах существуют общины, где люди собираются, общаются, проводят беседы по Священному Писанию, вместе отмечают праздники — это отлично. Только побольше было бы таких общин. Я думаю, подтолкнуть людей к православию, можно и создавая клубы, просто изучающие историю, родной фольклор. И очень хорошо, что таких клубов в Петербурге много. Я просто с благоговением отношусь к их руководителям, делающим такое, на мой взгляд непростое дело. Но, очень хочется пожелать этим замечательным людям воспитывать в молодёжи, прежде всего уважение к родной культуре, истории, традициям и, в конце концов, к Православию.
Кто такие апостолы? Для чего Господь послал их к людям? Чтобы проповедовать Его учение. Далеко не всегда современного православного христианина окружают люди исключительно воцерковленные. Всем нам волей-неволей приходится общаться не только с людьми неверующими, но и с маловерующими, малоцерковными. Среди них бывают и увлекающиеся оккультизмом, и посещающие экстрасенсов, а то и собрания сект. К примеру, среди моих друзей сейчас есть три неоязычника, одна большая любительница эзотерики, двое любителей восточных единоборств. У соседки по дому мама ходит на собрания Свидетелей Иеговы. Это реалии нашей жизни и нам необходимо делать выбор, как здесь поступать. Все современные христиане прекрасно понимают, что нельзя осуждать таких людей. Иногда прикрываются словами преподобного Серафима Саровского, что нужно спасаться самим и вокруг тебя спасутся тысячи. Но, давайте вспомним, неужели преподобный Серафим совсем не проповедовал Слово Божие? Можно ли чему-либо научить человека, ничего ему не объясняя, не рассказывая? Мне могут возразить, что мы ничего не можем изменить в этом падшем мире и, собственно, в чем должна заключатся наша проповедь? А, хотя бы, в самом малом! Можно начать с того, чтобы не стесняться открыто говорить нецерковным людям о том, что исповедаешь Православие. Что тебе не интересны восточные единоборства, психотренинги, американская культура и пр. Я думаю, если просто, откровенно и бесхитростно рассказать малоцерковному или неверующему человеку о красоте и благости церковной службы, он так или иначе задумается: может, действительно стоит сходить в храм, почитать литературу и пр. Да, не все поймут и услышат, но, так или иначе, это не может совсем остаться без отклика человеческих душ.
Учащиеся православных школ, особенно старшеклассники, часто замечают несоответствие преподаваемых им идеалов Православия окружающей действительности; их родители в откровенных разговорах иногда отмечали, что сейчас открыто много храмов, а нравственность в стране становится все ниже и ниже.
А что происходит сейчас в храмах? Это конечно, прекрасно, что теперь в любое время дня можно войти в храм, поставить свечу, помолиться, купить книгу, даже побеседовать со священником. Но, может я не достаточно внимательна, однако замечаю в церковных книжных лавках весьма небольшой выбор миссионерской литературы. Давно не встречала в продаже книг диакона Андрея Кураева, А.Дворкина. Но, ведь в храмы сейчас приходит много людей по неведению своему считающих, что нет ничего опасного в посещении экстрасенсов, занятии целительством, энергетической чистке и пр. и что одно другому не мешает, можно посещать храм и экстрасенса одновременно. Есть ведь ещё замечательное письмо святителя Феофана Затворника «Против лжеучителей», когда-то издававшееся отдельной брошюрой, книга святителя Игнатия Брянчанинова «О прелести». И, если сейчас вызывают споры труды А.Дворкина и о.Андрея Кураева, кому-то эти книги не нравятся, то пусть люди почитают литературу, проверенную временем, книги, авторы которых удостоены святости. Я полагаю, в настоящее время очень актуальна литература, которая учит отличать добро от зла. Для читающей петербургской публики была бы очень интересна и периодика. Было бы отлично, если бы чаще встречались в продаже журналы «Благодатный огонь» и «Имперское возрождение». Недавно воцерковленные люди говорят мне иногда, что хотели бы больше знать о вере, об опасности, к примеру, психокультов, таких научных, на первый взгляд, но не читали ничего, что могло бы объяснить им, в чем эта опасность?
Однажды мы с мамой отдыхали на турбазе близ города Венева Тульской области. И случайно зашли в прекрасную церковь св.Иоанна Предтечи. Я, уже студентка-первокурсница музыкального училища, была поражена прекрасным чистым многоголосным пением простых старушек, дивными фресками, изображающими чудеса святителя Николая, от которых веяло таинственностью, неизведанностью. Мы с мамой были в брюках и с непокрытой головой. Бабушки очень вежливо сказали нам, что надо, дескать, покрыться. Мама очень засмущалась и поспешила выйти, уведя меня за собой. А я с трудом поняла, как это — покрыться? Зачем? И очень сожалела потом, что не осталась в храме. Вспомнила, что у моей куртки был капюшон, и я могла бы остаться ещё хоть на миг в этом прекрасном месте.
Я много езжу в фольклорные экспедиции. Вы знаете, в деревне песни никогда не пели просто так. Клубов раньше не было. Песни всегда пели для чего-то. Как двунадесятый церковный праздник, либо престольный праздник села, так и просто свадьба, рождение ребёнка, похороны, жатва, покос, все это для наших предков никогда не было просто чем-то формальным, все это имело своё глубокое значение. И песни всегда были тесно связаны с обрядом. В каких сёлах фольклористам уже невозможно ничего записать? В тех, где советской властью из сознания людей полностью вытравлено понятие «обряд». Угасают обряды — угасают и песни.
Церковное Таинство, церковный обряд наполнены глубоким смыслом. Давайте вспомним хотя бы обновленцев, всяческие попытки реформировать Церковь и пр. Воцерковленные люди прекрасно понимают, что существуют вечные ценности, не нуждающиеся в реформировании. И такая маленькая деталь, как ношение женщинами в храме платка — это тоже, я считаю, часть обряда, упоминающегося, кстати, в Священном Писании у апостола Павла. В синагогах, мечетях строго соблюдаются обряды. Иудаисты, мусульмане на свои службы носят соответствующую одежду.
Давайте войдём в простой, не монастырский храм и посмотрим вокруг. Что мы увидим? Среди молящихся постоянно снуют женщины, непременно в брюках и с непокрытыми головами, проталкиваются к иконам, чтобы поставить свечи.
Многие возразят мне, скажут, что заставляя женщин в храм носить платок, можно оттолкнуть их от веры. Кто-то считает, что некоторые по-прежнему не знают, что молиться жёнам принято с покрытой головой. Нет, сейчас об этом уже знают все. В неподобающем виде жены теперь приходят в храм вовсе не по неведению. У большинства это весьма твёрдое убеждение. Платок и юбку такие матушки считают «устаревшими символами». Значит, получается, устарел и Апостол, и все Православие?
И ещё мне, честно признаюсь, не понятно, почему некоторые считают, что главное в православной вере вовсе не покаяние и, даже не молитва, а купленные за ящиком и поставленные у икон свечи? Неужели поставить свечу настолько важно для спасения, что можно делать это во время Евхаристического канона, расталкивая при этом молящихся?
В заключение всего сказанного, всех таких моих пространных размышлений о современном православном обществе, отмечу, что хоть и эпоха воинствующего атеизма уже давно позади, но ничто, наверно, бесследно не проходит. Обрести веру сложно. И многие наши современники, посещающие храм, считающие себя Православными христианами ещё не до конца расстались с безверием и материалистическим пониманием мира.
11. Как Вы относитесь к людям, отрицающим Православие?
Сейчас уже спокойно! Кто знает, по каким причинам такие люди его отрицают? Когда-то, только воцерковившись, я сильно раздражалась, когда кто-то при мне начинал богохульствовать. Потом научилась воспринимать это как данность, как то, что невозможно изменить. К тому же, зачем наживать себе врагов из-за религиозных взглядов? Если человек отрицает Православие, это же не значит, что он совсем безнравственный, способен только на плохие поступки и пр. Надо понять его, почему у него сформировались такие убеждения? Ведь причины могут быть самые разные.
12. Пытаетесь ли Вы заниматься миссионерской деятельностью и если да, то, как Вы это делаете?
Я считаю, что для любого христианина важнейшим является исповедание своей веры. Если человек не стесняется говорить людям, что он Православный, это уже миссионерство, правда, пока ещё совсем небольшое.
Хочу, конечно, писать миссионерские статьи в Интернете, Участвовать в мероприятиях. Сейчас пока что моя миссионерская деятельность заключается в простых беседах о Боге с маловоцерковленными друзьями и написанию маленьких заметок в социальной сети «В контакте». Рассказываю, насколько это возможно, о Православии своим ученикам.
Уважаемые читатели! Та одежда, в которой я на фотографии, не является маскарадом и целью подчеркнуть мою принадлежность к искусству. В подобной яркой рубахе, переднике и головном уборе когда-то ходили мои пра и прапрабабушка из Рязанской области. Я выложила свое фото именно в народном костюме, в одежде русского народа с целью напомнить людям о наших традициях и вечных ценностях.
Портал для искренне ищущих веру «Ставрос» (http://stavroskrest.ru/)