Кажется что может быть проще и понятней этого праздника для любого человека. Но, к сожалению, мы слишком поверхностно к нему относимся, не стараясь вникнуть в его глубину, широту и уникальность. Многим из православных христиан конечно же известно событие ставшие основанием для появления праздника. Когда то давно священник-монах, зашедший во время продолжающихся 40 дней пасхальных торжеств, в погребальную пещеру возгласил праздничное приветствие: «Христос Воскрес!». И он отчетливо услышал ответственное: «Воистину Воскрес!». Стремление человека поделиться обретенной радостью о Воскресшем Христе не уместилось только лишь в границах нашего земного существования. И постепенно Церковью был определен и внесен в устав 9 день после Светлого Христова Воскресения, как день в который принято поминать усопших. Вот вроде бы и всё что нам кажется необходимым для понимания Радоницы, но так ли это на самом деле?
К сожалению, в нашем народе все празднования церковные либо исказились полностью, либо получили чудовищный окрас каких-то чуть ли не языческих традиций. Произошло это по многим причинам. Видимо и под властью долго царившего в нашей стране навязываемого и культивируемого в наших душах безбожия, или попросту из-за царящей безграмотности в вопросах веры царящей и по сию пору. Так произошло и с действительно чудесным праздником Радоницы. Нужно отметить что все практические в простонародье так называемые «родительские дни», а правильней сказать «особо установленные Церковью дни поминовения усопших», большей частью из нас воспринимаются до сих пор с неправильным акцентом. Для многих из нас это время «субботников на кладбище». Такая уж наверно наша привычка вросшая в нас с советского прошлого — всякий праздник отмечать трудом. Что здесь плохого? Особо ничего, если правильно расставить приоритеты.
Церковь призывает нас в это время потрудится в первую очередь подвигом молитвы. Молитва о наших умерших ближних стала действительно в последнее время подвигом для современного человека, впрочем как и простое посещение церковных служб. Мы уже здесь не будем затрагивать тему о обдуманном восприятии богослужения и совершаемых на нем Таинствах. Но, ведь стоит отметить, что сейчас давно уже прошли времена гонений на Церковь и запрета религии. И любая информация о православной вере, Истории Церкви, православном богослужении и т.д. доступна для любого человека. Мы можем найти её теперь не только в «церковных лавках», но и даже на просторах интернета. Но мы ленимся, мы привыкли все упрощать и вообще жить «не напрягаясь». В следствии такого то подхода ко всему нас окружающему и трансформировался торжественный церковный день Радоницы в «трудодень на кладбище». Стоит упомянуть, что это одна лишь только грань «простецкого» празднования этого праздника.
Можно ведь действительно прибраться на могиле, но после церковной службы. Принеся радость Пасхи с собой, поделиться ею со своими усопшими, через праздничные молитвословия и песнопения, которыми Церковь возвещает это великое Торжество. Ведь слово «радость» и дало название церковному празднику. Если нет времени в этот день помолиться в храме, то на кладбище стоит всё же первостепенную значимость оставить за молитвой, а не уборкой. Ещё раз повторюсь, что очень легко, при желании найти те молитвы которые приличествуют этому месту в этот день. Ибо, оправдываясь незнанием, мы становимся похожи никак не на христиан ищущих и имеющих всегда с собой Истину, а скорее на неразумных людей, фарисеев и саддукеев, про которых в Евангелии написано как о «имеющих уши, но не слышащих, и имеющих глаза, но не видящих». Но, к сожалению, оправдываться мы любим и умеем, в своем потворстве греху мы порой переходим все дозволенные рамки и нормы. О таких нами же придуманных «допущениях» и пойдет далее речь. Начну пожалуй с того, что уже давно даже в православной среде поминовения усопшего за «поминальной трапезой» исковеркалось, до такой степени, что можно иногда говорить о том, что от него осталось лишь название, смысл же полностью утерян. Ранее «поминальный стол» служил лишь подкреплением наших телесных сил после церковного отпевания усопшего и его похорон.
Теперь же как говорится «стол полон всевозможных изысканных яств». Да и многие ли из нас теперь действительно все дни после смерти близкого человека пребывают в постоянном молитвословии? Отпевание все чаще совершается на дому и требует времени не больше часа. Но и это не главное. Как было бы прекрасно если бы «поминальная трапеза» была действительно трапезой христиан, трапезой любви и молитвы, которой бы начиналась и заканчивалась. Но нет, же в большинстве своем все у нас превращается в подобие языческой «тризны». Не молитвой нарушается тишина а громкими «тостами за усопшего». Сколько уже раз Церковь буквально слезно через своих служителей умоляла верных своих чад о недопущении спиртных напитков на «поминальной трапезе». И всё напрасно. Святой царь и псалмопевец Давид давно уже произнес: «вино веселит сердце человека»(Пс.103:15), а апостол Павел предостерег «не упивайтесь вином, потому что в нем есть блуд»(Еф. 5:18). Но мы разве слушаем? Мы своей нерадивостью и на кладбища перенесли свои, противные Богу, «традиции». И во время родительских дней, особенно Радоницы, часто кладбище напоминает скорее развернувшееся огромное «летнее кафе», полное всевозможных пасхальных куличей, колбасы, алкоголя и даже порой шумных песен. В такое время, среди этого царящего повсюду греха так и хочется воскликнуть: «Горе нам, называющим себя православные!» «Мы не печемся должным образом о близких наших и этим поступком стали теперь как говорит апостол Павел «хуже язычников»(1Тим.5:8)!»
И в предшествии родительских дней и Радоницы вновь и вновь охота повторить людям спешащим на кладбища с тяпками, кистями, красками, лопатами и огромными сумками провизии: «Вашим родственникам нет дела до цвета оградок и ухоженности цветов на их могиле! Они ждут от Вас другого более для них полезного — молитвы!». Ведь в противном случае мы недолжным своим посещением кладбища напоминаем скорее служителей сатаны. Приходя, только лишь прибраться, покушать, выпить, вспомнить и «вообще нормально отдохнуть» на кладбище, мы приносим огромный вред не только душам усопших родственников, но и сами приближаем себя к погибели. Главное и действительно самое простое, что требуется нам запомнить на всю жизнь — это важность сугубой церковной и личной молитвы в дни, которые Церковью отмечены как дни особого поминовения усопших. Господь же, видя нашу искреннюю молитву не только усопшего помилует, но и нашей душе дарует всё полезное и ценное для спасения.
Кищук Юрий Федорович
Журнал «Самиздат» (http://samlib.ru/)