Вот и наступил период летних отпусков и каникул. Хочется использовать это время, чтобы наверстать упущенное в течение учебного года.

В таком вопросе довольно трудно дать подходящие всем рекомендации. Дети растут в очень разных условиях. У них отличаются требования в школах, финансовые возможности родителей, способности значимых взрослых находить с ними общий язык, и т.д. В результате пробелы в развитии, требующие внимания, у каждого свои.

Тем не менее, я назову несколько особенностей жизни городских современных детей, которые необходимо учитывать, чтобы организовать «полезное» лето.

Вдоволь наиграться

Владимир Волегов3Как это ни странно, но многим детям для полноценного развития не хватает игр со сверстниками. Тому существует множество причин. Программы некоторых хороших детских садов чрезвычайно перегружены. Утром пение, после пения иностранный язык, после языка танцы, после танцев лепка. И так целый день! Иногда ситуация доходит до абсурда и в расписании занятий детского сада выделяются 20 минут в день на свободное общение малышей.

К тому же, в мегаполисе не так много мест, где можно оставить детей, не опасаясь за них. Нам привычна картина, в которой весь двор заставлен машинами, по нему ходят совершенно незнакомые люди, а площадка с качелями и песочницей усыпана бутылочным стеклом. Из-за этого мамы и папы часто боятся отпускать ребятишек гулять после школы на улицу. Дома братишки и сестрёнки тоже встречаются редко.

Для чего же детям так нужна совместная игра? В ходе неё развиваются важные психологические навыки. Как завести друзей, как найти своё место среди людей, как договариваться, соблюдать правила, распределять обязанности. Кроме того, «ролевые» игры в «дочки-матери», «магазин», «поликлинику», «школу» позволяют детям из разных семей поделиться полученным дома опытом и скорректировать его. Они помогают «сглаживать» старые и «разрабатывать» новые способы поведения, которые сами того не осознавая ребята будут применять в собственных будущих семьях.

Владимир Волегов4Родители детей, лишённых спонтанного общения, бьют тревогу, когда их мальчикам и девочкам исполняется лет по 12-13. Тогда мамы и папы приходят к психологам и просят составить программу, призванную обучить навыкам коммуникации. Однако следует помнить, что никакие тренинги не способны в полной мере компенсировать то, что даёт детям обыкновенная игра.

Поэтому, самое полезное для городских детей – это получение шанса день за днём играть со своими сверстниками. Взрослым же стоит заранее продумать, будет ли их дочка или сын окружён достаточным количеством ребятишек, и обеспечить место и время для игр и веселья.

Мир, который можно потрогать

Владимир Волегов4Для нормального развития ребёнку требуется разнообразное окружающее пространство. Ему необходим широкий спектр зрительных, слуховых, обонятельных и иных впечатлений. Более того, ему нужно иметь возможность дотрагиваться и держать в руках то, что он слышит и видит. Тогда у него складываются целостные представления о самом себе, внешнем мире и его свойствах.

Если недостаток слуховых и зрительных впечатлений с лихвой компенсируется телевизором и компьютером, то со всем, что связано с прикосновениями, дела обстоят сложнее. Дети живут в среде, в которой запрещено дотрагиваться до многого из того, что находится рядом с ними. Нельзя трогать воду в луже, покрытую плёнкой бензина, нельзя ковыряться в смешанной со стёклами земле, нельзя возиться со снегом, впитавшим в себя выхлопные газы и соль. Дома большинство предметов также не безопасны и не предназначены для малышей. Чаще всего они контактируют с гладкими пластмассовыми поверхностями, малособытийными для мозга.

Последствия пребывания в «неприкасаемой» обстановке не сразу очевидны, но они всегда есть. Для успешного формирования сложных психических процессов, таких как память, воображение, абстрактное мышление необходима информация, получаемая из взаимодействия с окружающим. Человек с хорошим абстрактным мышлением, но с отсутствием богатого опыта непосредственного восприятия мира начинает строить отношения с людьми и интерпретировать события собственной жизни на основе логических построений, а не фактов и ощущений.

Владимир Волегов4Первичным в развитии человека должно быть взаимодействие с реальным физическим пространством. Знаки же: буквы, цифры, слова, используются только для его описания. При недостаточном опыте соприкосновения с миром детям трудно овладеть знаками, описывающими его. С этим же связаны и некоторые проблемы в усвоении школьной программы. Например, чтобы понять математические дроби, ребёнок должен наиграться с разными предметами, которые разламываются на части, а потом снова соединяются. А чтобы избежать ошибок в написании местоимений, ему нужно вначале держать в руках различные вещи, потом узнавать их названия, и только затем он будет способен понять, что вместо их имени он может поставить местоимение.

Так что было бы не плохо, если бы дети провели лето в естественных, безопасных и доступных для них условиях. Походы в лес за грибами и ягодами, лепка из песка замков и куличей, возня с землёй, травой, камушками, ракушками и веточками гораздо нужнее, чем кажутся на первый взгляд.

Отдых без голубых экранов

Владимир Волегов3На страницах нашего журнала уже не раз обсуждалась проблема влияния компьютеров и телевизоров на физическое и психическое здоровье ребёнка. Об этом писали врачи, учителя и психологи. Очевидно, что провести хотя бы часть каникул не в виртуальном, а в реальном пространстве детям не повредит.

С этим утверждением все соглашаются, но затем ничего не меняется. Как и раньше мальчики и девочки продолжают сидеть перед голубыми экранами.

Владимир Волегов4Дело в том, что видеотехника выполняет немало важных задач в жизни семьи. Телевизор применяется, чтобы отвлечь и успокоить детей. Он является наградой за хорошее поведение. Пока малыши смотрят фильмы и мультики, они не мешают старшим обсуждать важные дела и заниматься хозяйством. Он делает так, что подростки сидят дома в комнате, а не пропадают неизвестно где.

Необходимо найти способы успокаивать и договариваться с детьми, организовывать их время и общение с друзьями, решать семейные проблемы без того, чтобы завораживать их внимание мультяшными картинками. Мы должны продумать, чем занять ребёнка и как перестроить свое собственное поведение, когда он не будет полностью поглощён общением с виртуальными персонажами. Только в этом случае нам удастся оторвать детей от экранов.

Встреча с родственниками

Владимир Волегов4В психотерапии существуют подходы, рассматривающие семью, как единую систему. В этой системе люди влияют друг на друга, даже если они никогда не виделись. С этой точки зрения стремление оградить себя и своего малыша от контакта с «нежелательными» родственниками невыполнимо. Их воздействие всё равно присутствует даже в том, что дети чувствуют попытку мамы или папы уберечь их от общения с «противными» бабушками, дедушками и тётушками.

Для осознания черт своей личности, понимания структуры собственной семьи и того, какова его собственная роль в ней, ребёнку чрезвычайно полезно встретиться и какое-то время провести с родными. Если по тем или иным причинам это общение вам лично не очень приятно, сделайте его непродолжительным. Но полностью исключать его не стоит.

В заключение

Владимир Волегов2Я привела всего лишь несколько примеров того, как сделать лето полезным. Конечно же, вариантов этого гораздо больше. Как уже говорилось выше, у каждой семьи есть свои преимущества, недостатки, обстоятельства и ценности. Так что то, что требуется восполнить в развитии, всегда очень индивидуально.

Тем не менее, любому ребёнку из каждой семьи никогда не помешают радость и хорошее настроение его самого и его самых близких людей. Поэтому, лучший способ провести лето с пользой – наполнить его приятными, радостными и интересными событиями.

Мелешкова Н. О.

Образовательный портал «Слово» (http://www.portal-slovo.ru)

Использованы работы из цикла «Дети» художника Владимира Волегова