Модно носить рваные джинсы, волосы, торчащие во все стороны и выкрашенные во все цвета, модно слушать рок-музыку, а еще новее – мода на печаль. Всего этого ищут потому, что в ложном понимании некоторых – это билет, дающий право на вход в благорасположение общества. Но здесь возникает тонкий вопрос: а довольны ли мы собой, когда забываем о себе и видим себя неудачными творениями тех, кто делает не что иное, как прячет под своими безобразными изобретениями уникальность нашей личности?
Мода быть «как другие», или сокрытие собственной красоты
Для всех, а особенно для подростков, очень важно быть принятыми обществом, и по этой причине мы стремимся отождествить себя с группой друзей, разделяя общие с ними ценности. Однако в тот момент, когда эти ценности вместо того, чтобы помогать нам в нашем нравственном прогрессе, — а почему и не в интеллектуальном, ведь нам всем хочется совершенствоваться (разве не так?), узнавать как можно больше, стать маленькими гениями в той области, которая нас интересует, и чтобы нас ценили за наш ум? — эти так называемые ценности, или скорее неценности, закрывают нам горизонт, тормозят нас на том уровне, на котором единственно важной целью становится классно выглядеть, быть похожим на кинозвезду «Х» и носить одежду, как у «Y». Как низко мы ценим себя… как сильно обманываемся, желая подключиться к игре неценностей общества, думая, что в этом заключена истина.
Общество предлагает нам множество «мод»: на друзей по интернету, на шикарные машины, вместительные, чтобы в них могла без труда рассесться большая семья — однако где эта семья, где эти дети? — на мобильные телефоны, чтобы можно было больше общаться, но не никогда не вступать в тесные отношения. Кажется, ко всей этой палитре предложений забыли добавить моду на здравый смысл, на то, чтобы узнать об определенной проблеме при чтении книги, не используя «копипасты», интересоваться своим ближним не через фейсбук, чтобы узнать, сколько ему лет и какие у него хобби, а поинтересоваться тем, кто проходит мимо тебя с протянутой рукой, желая получить горбушку хлеба, чтобы потом, уже из его руки, получить радость благотворения.
«Я свободен делать, что хочу, одеваться, как хочу, и вести себя, как хочу». Мы часто слышим эти слова, не правда ли? Однако в этих фразах есть одно слово, которому среди них не место – «свободен». Порабощенные мнимой свободой твердят о своей свободе. В чем же она состоит? В одежде, которую мы чувствуем обязанными носить, потому что она в «тренде», в прическе с короткими фиолетовыми волосами, которые на самом деле нам совсем не идут, или в хаотическом шуме, называемом музыкой, который мы упорно хотим слушать? Разве мы свободны или, все же, ограничены группой, в которую хотим быть приняты как свои? Сколько может продолжаться эта свобода и это иллюзорное спокойствие? До тех пор, пока голос совести и собственное достоинство, загнанные в глубины нашего существа, чтобы они нас не беспокоили, не начнут кричать о своем праве на свободу.
У нас есть свобода выбирать, какими нам быть в жизни, и мы можем быть полными всяких достижений, мы можем быть «мы» — и всё, без всяких бесплодных добавлений. У нас есть право моделировать собственную личность, и парадоксальным образом мы отказываемся от этого права. Вместо того чтобы стремиться к подлинным вещам, приносящим настоящее благо, мы прогибаемся под других и без толку бросаемся лепить «копипасты» с теней на экране телевизоров. Вместо того чтобы быть уникальными, мы оказываемся заурядными клонами других людей.
«Тело ваше — храм Духа Святого…»
Как высокомерно звучат слова: «Это моя жизнь – я делаю с ней, что хочу». Разве это наша жизнь, наш мир? У нас есть авторские права на общество и на его искаженный образ. А мир и жизнь наша — Божии, это жизнь, которую подарил нам Источник Жизни. Как великолепно говорил апостол языков, святой апостол Павел: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?». Тогда зачем же нам заполнять этот храм мрачными идолами из одного только простого желания быть модными и принятыми в дурманящие ритмы танца анонимной толпы… анонимной, потому что мы забываем посмотреть на своего ближнего, и вокруг нас одни только знакомые и незнакомые.
Мы забываем посмотреть на Спасителя Христа, от Которого получили мир, свет и благословенную мудрость. Если мы (и это так, тут нет никакого места для «если») созданы по «образу и подобию Божию», то сколько же нужно дерзости, чтобы превращать этот образ в идолопоклонническую бездну, в которой не различить ничего, кроме обрывков искаженных образов, масок, закрывающих сущность? Мы прячем свой образ за маской времени, в котором живем, словно желая слиться с ней, забыв о себе и не желая услышать глубоких слов одной красивой церковной песни: «Я образ славы Твоей неизреченной, хотя и ношу язвы грехов…»
Нам нужно пробудиться и вырваться из этого разрушительного круга, в который нас бросает желание выделиться и быть принятыми другими, потому что мы сами не можем принять себя такими, какими видим себя, чтобы мы могли сказать вместе со святым апостолом Павлом: «и уже не я живу, но Христос живет во мне. И нынешнюю жизнь, в теле, я живу верою в Сына Божия, Который возлюбил меня и отдал Самого Себя за меня».
Газета «Ziarul lumina»
Перевела с румынского Зинаида Пейкова