Когда я только пришла к вере, большое недоумение у меня вызывала добродетель послушания.
Я жила в городе, где по сути — каждый сам за себя. «Твои решения — твоя ответственность» — слышала я с детства. — «Не перекладывай свои заботы, на чужие плечи!» А тут вдруг: «Послушание — выше поста и молитвы…» Что это за послушание такое? И кого, а главное — зачем мы должны слушаться? Разве другой знает нас лучше, чем мы сами? Разве другой ответит за нас? Разве… — вопросы роем вились в моей голове, и вскоре я, ранее полагавшая, что я послушная дочь и ученица, поняла — слушаться я не умею.
Мне очень хочется себя оправдать и сказать: «Я выросла без отца, и потому, будучи лишенной сильного авторитета, я не смогла научиться послушанию». Мне хочется так сказать, но я не скажу. Потому что послушание напрямую не зависит от нашей способности или возможности подчиняться сильной личности, но в нашей готовности доверять и доверяться другому человеку.
Я не умею доверять… На самом деле — это страшное осознание, потому что доверие — это часть веры. Если ты не умеешь доверять, твоя вера очень шатка, и ты все время колеблешься между страхом и упованием. А где страх там нет любви.
Когда я встретила своего супруга, я долго не могла решиться выйти за него замуж. Мне подходило к тридцати годам, я привыкла к некоей самостоятельности и свободе, я не думала о замужестве. И тут — наша встреча. Ничего из ряда вон выходящего, но я не могла отделаться от ощущения, что этот молодой человек — мой будущий муж. И я стала писать моим знакомым священникам, людям мудрым и хорошо знающим меня, прося совета. Я помню, один ответ поразил меня. Батюшка писал: «выходи замуж. В семье ты научишься слушаться хотя бы одного человека — твоего мужа, потому что полюбишь его. А научившись послушанию по любви, тебе будет намного легче слушаться всех остальных…».
Я вышла замуж. Нет, я не научилась слушаться, но я стала хотя бы прислушиваться к другому человеку, и стараться на один лад настроить нашу жизнь. Потому что супружество — это одна упруга. Когда же у нас появился ребенок, когда он стал подрастать, научился разговаривать и проявлять самостоятельность, я, кажется, стала отдаленно понимать, что же это такое послушание. И почему оно так важно для нас.
Теперь, когда мой трехгодовалый сын надувает губы и упрямо твердит: «Я сам!», я вижу в нем себя. У него такой возраст, когда ему необходимо изучить свои границы, и он везде заявляет о своей власти. Он сам завязывает ботинки, и тут же падает, спотыкаясь о шнурки. Он сам хочет налить себе сок, выливая полбутылки на скатерть. Он хочет сам везти свою коляску, а когда я ухожу быстрее его, он тут же в рёв, бежит за мной. Ему не хочется слушаться. Ему тяжело знать, что кто-то сильнее его. Но упав, разлив, наревевшись, он успокаивается, и говорит: «Мама, помоги!». И я вздыхаю с облегчением…
Человек, не умеющий слушаться, подобен глухому камню. Ему говоришь, а он — не слышит. Или толстой безжизненной палке. В руках она не гнется, а ломается. Или слишком сухой глине — ничего из такой не вылепишь.
Вы читали Евангелие? Кого чаще всего исцеляет, кого воскрешает Господь в Своей жизни? Детей и слуг! А почему Вы задумывались? Недавно я подумала: «Да потому, что дети и слуги — привыкли слушаться. Хотя бы по своему положению им необходимо постоянно быть в послушании. А зная, что такое слушаться людей, они конечно, с готовностью послушались и Бога!».
Ведь если мы тяжело доверяем людям, если мы не имеем хотя бы одного человека, которому могли бы довериться, причем не просто оказать доверие, а именно вверить всю свою жизнь, всего себя без остатка, как мы можем довериться Богу? Я не знаю.
Сейчас прошло уже почти пятнадцать лет с момента моего прихода в храм. Добродетель послушания еще не осилена мною, увы. Даже не начата как следует. Я все тот же ветхий человек, несколько раз раздумывающий прежде чем послушаться. Я все еще оберегаю свои свободы и с великим треском гнусь в руках даже близких людей. Но, слушая о послушании, я больше не ропщу и не смущаюсь. Я навостряю ухо и молюсь: помоги, Господи!
Инна Сапега
Международный клуб православных литераторов «Омилия» (http://omiliya.org/)