Мы не Иваны, не помнящие родства

Кого называли такими словами? Тех, кто не помнил своих предков, не почитал их, не жил по их заветам. Но вообще в России отношение к истории и всей страны, и каждой семьи всегда было самым уважительным.

Очень много сделал для прославления России, русской истории Александр Сергеевич Пушкин. Когда скончался наш великий историк Николай Михайлович Карамзин, то именно Пушкин сменил его на посту государственного историка. Но вместе с тем Пушкин всегда изучал историю предков своей семьи. И говорил: я не хочу иметь никакой другой истории, кроме той, что Господь Бог дал России. А как много писал о древних и новых русских временах великий Ломоносов! Будем подражать им.

Кившенко Алексей Данилович. "Ломоносов показывает Екатерине II в своем рабочем кабинете собственные мозаичные работы"
Кившенко Алексей Данилович. «Ломоносов показывает Екатерине II в своем рабочем кабинете собственные мозаичные работы»

Кратко напомним этапы, пройденные нашей Отчизной, нашим Отечеством, нашим государством.

IХ век от Рождества Христова. Поход киевского князя Олега на Константинополь. Вспомните «твой щит на вратах Цареграда». Откуда строка? Правильно, из «Песни о вещем Олеге». Царьград это и есть Константинополь. Предание говорит, что многие воины тогда приняли христианство.

Приход в русские пределы равноапостольных Кирилла и Мефодия, моравских братьев, как их называют, «первоучителей словенских». Славянский алфавит, первые переводы богослужебных книг с греческого и латыни.

957 год. Принятие христианства великой равноапостольной княгиней Ольгой. Она — мать великого воина Святослава, прогнавшего из русских пределов племя хазар, и она — бабушка великого равноапостольного князя Владимира, Крестителя Руси. А оно было в…

Кившенко Алексей Данилович. Крещение киевлян князем Владимиром. 1880 г.
Кившенко Алексей Данилович. «Крещение киевлян князем Владимиром». 1880 г.

Правильно, в 988 году. Воды Почайны и Днепра, в которые входили подданные Владимира, были освящены приехавшими из Византии греческими священниками. Именно от греков мы и приняли веру православную. И пришла она на Русь не так, как в языческую античность Европы, не с огнём и мечом и казнями, а мирно, полюбовно. А славянские «боги», духи лесов, полей и болот, всякие лешие, кикиморы, соловьи-разбойники, змеи-горынычи убежали от святых икон в глухие места, стали героями сказок, а когда дожили до наших времён, пошли «на работу» в мультфильмы. При Владимире создаются первые русские школы.

1015 год. Как в начале веков, было братоубийство — Каин убил Авеля, так и в начале Православной Руси пролилась кровь. Святополк, названный Окаянным, убил своих братьев — неповинных князей Бориса и Глеба. Это первые русские святые.

Начинается духовное сияние Киево-Печерской Лавры. Основатели святые Антоний и Феодосий. Тогда же, в XI веке, на вершину русской церкви возводится первый митрополит, родом русский, Иларион. Он — автор величайшего памятника письменности и веры православной «Слова о Законе и Благодати».

Кившенко Алексей Данилович. "Ярослав Мудрый"
Кившенко Алексей Данилович. «Ярослав Мудрый»

Княжение Ярослава Мудрого. При нём учреждается «Русская Правда» — первые писаные Законы Руси. Знаменито Завещание Ярослава Мудрого. Его раньше дети учили наизусть. Вот вчитайтесь, вслушайтесь:

«Дети мои! Ежели вы будете жить в любви между собою, то Бог будет с вами и покорит вам врагов ваших, а ежели станете ссориться, то погибнете и сами и погубите землю дедов и отцов ваших, которую они приобрели великим трудом. Живите же в мире и согласии».

Летописец Нестор, живший в то время и написавший необходимейшую для изучения «Историю временных лет», называет Ярослава Мудрого русским царём Соломоном.

ХII век — время подвигов великого воина, затем монаха Киево-Печерской Лавры Илии Муромца. Время княжения великого князя Владимира Мономаха. А какая при этом имени вспоминается русская пословица. Вспомнили? Да, «Тяжела ты, шапка Мономаха!».

Кившенко Алексей Данилович. "Долобский съезд князей – встреча князей Владимира Мономаха и Святополка Изяславича в 1103 году". 1880 г.
Кившенко Алексей Данилович. «Долобский съезд князей – встреча князей Владимира Мономаха и Святополка Изяславича в 1103 году». 1880 г.

В этом веке великий князь Андрей Боголюбский переносит столицу Руси из Киева во Владимир на Клязьме. Вместе с ним на север приходит икона Божией Матери, написанная евангелистом Лукой, и отныне называется Владимирской. Вскоре на Русь нахлынуло ордынское иго татаро-монголов.

Горят города, гибнут церкви, течёт кровь, Киев сожжён. Подвигов русских не счесть. Чего только стоят оборона Козельска (это недалеко от Оптиной Пустыни). При битве на Калке мы терпим поражение именно по причине нашей разобщённости, о чём предупреждал Ярослав Мудрый.

Вслед за Чингисханом следует нашествие Батыя. Русь платит непосильные дани. Захватчики грабили жестоко: «У кого коня нет, у того корову возьмёт. У кого коровы нет, у того жену возьмёт».

В Орде мученически гибнет князь Михаил Черниговский, не пожелавший поклониться языческим идолам (1243 г.).

Но засияло и нам солнце побед! На реке Неве поражает шведов — воинов Ватикана великий князь Александр, названный Невским.

Это 1240 год. А через два года он же на льду Чудского озера блистательно побеждает тевтонцев, тоже выполняющих заказ Ватикана. Судьбоносные победы! Если степняки-ордынцы грабили наши материальные богатства, то латиняне посягали на веру Православную. Вот она-то и есть наше главное богатство.

Кившенко Алексей Данилович. "Преподобный Сергий благословляет Дмитрия Донского"
Кившенко Алексей Данилович. «Преподобный Сергий благословляет Дмитрия Донского»

Созидается и северная лавра, лавра преподобного Сергия Радонежского. Его мы называем ангелом-хранителем Русской земли. Во все века не уменьшается поток людей, идущих поклониться ему, попросить у него помощи.

1380 год, сентябрь, Рождество Пресвятой Богородицы. Свершилось! При Московском митрополите Алексие князь Димитрий Иоаннович Донской наголову разбивает войска хана Мамая между реками Дон и Непрядва. Битву начинает монах Александр Пересвет, которого послал в помощь Димитрию святой Сергий. Когда шла битва, Сергий стоял на молитве и называл имена тех, кто погибал в это время на поле Куликовом. Ещё много было нашествий на Русь, на Москву. Ханы Едигей, Тамерлан вели войска, но уже Русь становилась непобедимой.

Центр Православия Божиим промыслом переходит в Россию. В 1453 году Константинополь взят турками.

У нас правит больше сорока лет умнейший Иоанн III (1462—1505). При нём окончательно сброшено татаро-монгольское иго (1480 г.).

Кившенко Алексей Данилович. Иван III разрывает ханскую грамоту и басту перед татарскими послами
Кившенко Алексей Данилович. «Иван III разрывает ханскую грамоту и басту перед татарскими послами»

Иоанн IV, прозванный Грозным, принимает на себя титул царя и венчается на царство в Успенском соборе Кремля (1547 г.). Расширяет Российское государство. Покоряет Казань, побеждает ливонцев. Присоединяет Сибирь. Его соратники — митрополиты Филипп и Макарий.

С 1589 года в России Патриаршество.

Горький для России год — 1591-й — убиение царевича Димитрия в Угличе. От этого события начинается счёт годам Смутного времени. На престоле . НеБорис Годунов. Всё время Россию будоражат слухи, что Димитрий жив. Эти слухи помогают полякам ввести войска в Россию, даже захватить Москву. Ещё бы — все уверены, что наследник престола жив, что в России законный царьт, это Лжедмитрий. Вводит в Успенский собор католичку Марину Мнишек, поляки шарят по всему государству, безнаказанно его грабят.

Кившенко Алексей Данилович. "Воззвание Козьмы Минина к нижегородцам. 1611 год". 1880 г.
Кившенко Алексей Данилович. «Воззвание Козьмы Минина к нижегородцам. 1611 год. 1880 г.»

Подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина. Народное ополчение нижегородского купца Козьмы Минина и зарайского воеводы Димитрия Пожарского. Лжедмитрий убит, но появляется другой «царь» Лжедмитрий II, названный Тушинским вором, так как его войска стояли в Тушино.

Полуторагодовое стояние в осаде Троице-Сергиевой Лавры. Выстояла Лавра — выстояла Россия. Подвиг священномученика Патриарха Ермогена.

1612 год. Изгнание поляков.

1613-й — начало царствования династии Романовых. Призвание на царство Михаила Романова. За ним многолетнее правление Алексея Михайловича. При нём беда — раскол в Церкви. Столкновение Патриарха Никона и протопопа Аввакума. Исправление богослужебных книг. Учреждение российского (византийского) герба.

"Призвание на царство Романовых — Михаил Федорович (Депутация от Земского собора)"
«Призвание на царство Романовых — Михаил Федорович (Депутация от Земского собора)»

Стрелецкий бунт. Царевна Софья. И с 1689 по 1725 год царствование Петра Великого. Усиление мощи Российской державы. Победа в Полтавской битве (1709 г.). Основание Петербурга, города святого апостола Петра (1703 г.).

С 1721 года Россия именуется империей, а царь-батюшка — императором. В этом же году на долгие годы прерывается Патриаршество в Росси. Церковная власть отныне до 1918 года принадлежит Святейшему Синоду.

XVIII век — век женщин на русском престоле. Екатерина I, Анна, Елизавета, Екатерина II. Восстание Пугачёва, деление России на губернии, победы Суворова на суше и Ушакова на море, присоединение Крыма, Новороссии. Великий Ломоносов, великая литература, открытие русскими Антарктиды.

С конца века Павел I. Дворцовый переворот, убийство Павла.

Время Александра I, затем Николая I. Его иногда называют пушкинской эпохой. Это время взлёта русской культуры, литературы и музыки. Державин, Жуковский, Пушкин, Тютчев, Лермонтов, Глинка… Строительство храма Христа Спасителя, после революции взорванного, ныне возрождённого.

Благодаря связям со Святой Горой Афон и у нас возрождаются монашество и старчество. Святители Тихон Задонский, Димитрий Ростовский, Фотий, Платон, преподобные Паисий Величковский, Серафим Саровский, затем Филарет Московский, Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник, старцы Оптиной Пустыни — спасители России, её молитвенные заступники, учителя.

Но одновременно и усиление нашествия Запада на нас. Наполеон, а с ним «двунадесять языков», то есть вся Европа пыталась нас покорить, заставить жить по-своему. Бородинская битва (сентябрь 1812 г.). Восстание декабристов. Их имена долго внедряли в сознание как имена народных героев. На самом деле это были враги престола, значит, и враги России.

Кившенко Алексей Данилович. "Военный совет в Филях в 1812 году". 1882 г.
Кившенко Алексей Данилович. «Военный совет в Филях в 1812 году». 1882 г.

1861 год, отмена крепостного права. Гончаров, Достоевский.

В XIX веке много войн. Все кавказские народы добровольно просят русского царя принять их в семью российских народов. Крымская война с французами и англичанами. Героическая оборона Севастополя.

Канонизация русских святых при Николае II. Создание Нового Афона на Северном Кавказе (Абхазия) на месте мученической кончины великих святых апостола Симона, святителя Иоанна Златоустого, там, где прошёл и святой первозванный апостол Андрей.

В начале ХХ века русско-японская война. Усиление революционной заразы. Проповеди святого батюшки Иоанна Кронштадтского. Его противостояние учению Льва Толстого. Разнузданность журналистики.

Илья Ефимович Репин. "Арест пропагандиста". 1880 —1889 гг.
Илья Ефимович Репин. «Арест пропагандиста». 1880 —1889 гг.

Первая мировая война. Большевики делают всё, чтобы разложить армию, чтобы восстановить народ против царя, стараются внушить мысль о возможности построить рай на земле. После Февральской революции Октябрьский переворот. Заключение под стражу, затем расстрел царской семьи. Расстрел новомучеников Владимира Киевского и Вениамина Петроградского. Гонения на священство.

Всероссийский Собор, возвращение Патриаршества в Россию. Священномученик Патриарх Тихон. Его кончина. Всенародное горе.

Соловки — место мучений священников. Но оно далеко. А вот Бутовский полигон — место расстрела — совсем близко от Москвы. Там захоронения, это только представить, свыше трёхсот человек, которые причислены к лику святых. Конечно, там обязательно надо бывать и молиться этим святым — нашим ангелам-хранителям, заступникам за многострадальное наше Отечество.

Кривоногов Петр Александрович. «Защитники Брестской крепости». 1951 г.
Кривоногов Петр Александрович. «Защитники Брестской крепости». 1951 г.

Великая Отечественная война (1941—1945) с обезбоженной Европой. Война как милость Божия для возрождения церковной жизни в России. Даже и время хрущёвских гонений не смогло противостоять воле народной — открыто исповедовать веру во Христа. Времена Хрущёва называют «оттепелью». Смешно, какая оттепель, когда Хрущёв обещал к 80-му году «показать по телевизору последнего попа».

Празднование 600-летия Куликовской битвы в 1980-м и Тысячелетия Крещения Руси в 1988 годах войдут в историю как незабываемые взлёты народного духа и единения во Христе.

Прославление сонма Российских новомучеников, в том числе преподобномученицы Елисаветы и инокини Варвары, царственных страстотерпцев Николая, Александры, Алексия, Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии, святого праведного Иоанна Кронштадтского, блаженной Ксении Петербургской, святой и праведной Матроны Московской, преподобного Андрея Рублёва и многих-многих, в Отечестве нашем просиявших.

Мы должны сохранить и передать дальше, своим потомкам, главный завет предков:

Павел Викторович Рыженко. "Государь император с семьей"
Павел Викторович Рыженко. «Государь император с семьей»

РУСЬ СВЯТАЯ, ХРАНИ ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ!

Сейчас счастливое время возрождения святынь, крепнет вера Православная. Прошло время безплодных попыток изгнать Бога из России. Россия — подножие Престола Царя Небесного, Россия — дом Пресвятой Богородицы.

Велика Россия, а вся умещается в сердце. У нас она одна, нет запасной родины. Нас любит Бог, будем и мы любить Его!

Крупин Владимир Николаевич

Журнал «Русский Дом» (http://www.russdom.ru/)

Добавить комментарий