«Церковь, у тебя слишком долгие службы, длинные посты, богослужение на непонятном языке. Мне от этого некомфортно. Еще я слушаю группу такую-то и певца такого-то, а ты, Церковь, никак не готова принять эти мои увлечения. Ты не права, Церковь. А еще в мире много несправедливости, а ты с этим не борешься. Церковь, учти, пожалуйста, мои требования, и тогда я, возможно, приду в храм помолиться».

0_b08af_4bb22702_XL

На днях в социальных сетях появился очередной образчик этого жанра. Даже в отвратительном машинном переводе он вызвал сочувствие у многих, в том числе и христиан, которые тут же рассказали о том, в чем еще виновата Церковь перед ними. Авторы таких писем уже давно не просят, а ставят ультиматумы, которые постоянно пополняются всё новыми и новыми пунктами.

Да, дорогой читатель, ты не сошел с ума, прочитав эти строки.

Христиане жалуются друг другу на Церковь и просят ее сделать так, чтобы им стало хорошо. Службы покороче, заповеди полегче, священники подобрее, а «качество обслуживания» повыше.

Поклонники самых причудливых групп и любители различных форм греха хотят, чтобы Церковь их не только не ругала, но приняла с распростертыми объятиями и благословила. Если ради этого нужно исправить Новый Завет или отвергнуть церковное предание, то Церковь должна для них это сделать.

0_b08b1_7c41fbf_XL

Главное в храме – человек, а священник или епископ похожи на официантов или владельцев ресторанов. Клиент хочет изменения меню или шоу-программы – значит, клирики должны это делать.

Конечно, у нас в России до такой крайности пока не доходят, ограничиваясь открытыми письмами к епископату или патриарху. Несколько лет назад десятки, а то и сотни православных христиан требовали от Предстоятеля Русской Православной Церкви заступиться за женщин, устроивших кощунственное шоу в храме Христа Спасителя.

Некоторые христиане в нашей стране очень любят писать различные петиции. В социальных сетях и в СМИ они с удовольствием расскажут о том, как Церковь неправильно поступила в той или иной ситуации, поставят в пример католиков, у которых можно сидеть на службе (как будто у нас нельзя), или протестантов, молящихся с помощью песен под гитару. Человека не смущает тот факт, что его знания о католицизме ограничиваются сведениями об органе, папе и инквизиции, а о протестантизме он в лучшем случае слышал лишь в связи с женским священством. Да и о самой Православной Церкви он знает немного – путает священников с епископами и диаконами, а Московскую Патриархию рассматривает исключительно как учреждение типа министерства, зато этот критик прекрасно освоил технологию написания писем под девизом «Церковь нам должна». Такие люди очень похожи на малышей.

0_b08b3_c47d8a55_XL

Маленькие дети считают, что им должны делать подарки или выполнять их просьбы немедленно – просто потому, что они так хотят. Но многие взрослые христиане ведут себя точно так же. Их не интересуют сложные дискуссии о возможности перевода богослужения на русский язык или разработки норм поста для мирян, они равнодушны к истории Церкви за исключением тиражирования нескольких мифов. Слова «юрисдикция», «апостольское преемство» или «канон» для авторов этих писем столь же ценны, как внутренние правила ресторана быстрого питания, почему-то запрещающего продавать клиенту свежие огурцы без булочки или салата.

В результате любые разговоры о возможных церковных реформах становятся практически невозможными не потому, что их не примут «церковные бабушки», а потому, что всегда найдется человек, который скажет: «Ты, Церковь, еще недостаточно подстроилась под мои желания».

Представим себе, что после долгих дискуссий и всенародного обсуждения Поместный Собор Русской Православной Церкви принимает документ о практике поста, где отвечает на самые острые вопросы и предлагает решение проблемы, как проводить Великий и другие посты с учетом рекомендаций Типикона и реалий современной жизни.

0_b08b4_6cba611_XL

На следующий же день в социальных сетях и СМИ появятся тексты о том, что рыбу нужно заменить молоком, что главное в пост – не содержимое холодильника и желудка, а состояние души. Критики Церкви непременно расскажут о том, что сами священники не постятся, доказательством чего якобы служит их полнота. В результате всё опять кончится письмами, в которых христиане будут упрекать Церковь в том, что она так и не сделала хорошо лично им – не сократила длительность поста, не разрешила есть на Страстной седмице яичницу с сосисками, запрещает на время постов ходить на концерты или в театры.

Инфантилизм – питательная почва жалоб на Церковь. «Детки» хотят, чтобы Церковь или патриарх решала их проблемы за них

Всё это очень похоже на поведение маленьких детей, которые, с одной стороны, хотят, чтобы мама была рядом и одобряла все их действия, а с другой – разрешила есть на обед чипсы и газировку. Этот инфантилизм – питательная почва жалоб на Церковь. «Ваньки жуковы» из разных городов и стран хотят, чтобы Церковь или патриарх решала проблемы за них, разделяла их политические или эстетические взгляды. Они забывают о том, что Церковь – это корабль спасения, а не ясельная группа детского сада. Так что почти любые послания, в которых взрослые тети и дяди пробуют себя в жанре «дети пишут Богу», смотрятся очень странно.

0_b08b7_e84d1da0_XL

И последнее. Любые ультиматумы Церкви выглядят просто смешно. Представьте себе, например, солдата, который, получив приказ, напишет командиру пространный рапорт с претензиями. Или работника, который не выполняет свои обязанности, а постоянно атакует начальство предложениями о том, как оно должно улучшить жизнь и условия работы своих сотрудников. Или, наконец, священника, отказывающегося служить Литургию, пишущего тексты с претензиями к епископату и раздающего десятки интервью о том, как он смертельно устал совершать богослужение.

Впрочем, новейшая история Церкви знает и такие примеры, но это тема отдельного разговора, а пока лучше ответим на еще один упрек в адрес Церкви – о том, что в мире много зла, а христиане с ним не воюют.

Если у человека есть идеи, как лучше бороться с несправедливостью в мире, он должен прийти в храм, поговорить с батюшкой, предложить свою помощь, и тогда Церковь руками этого христианина сможет сделать мир чуточку лучше.

И это самое лучшее, что можно сделать Великим постом.

Андрей Зайцев

Православие.Ru / Интернет-журнал
(
http://www.pravoslavie.ru/jurnal/)

Использованы иллюстрации Бориса Дехтерева
к «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина