История праздника
Преображение Господа Иисуса Христа пред учениками на горе Фавор является одним из важнейших событий евангельской истории, происшедшим незадолго до Крестных Страданий Спасителя. О нем повествуется в трех синоптических Евангелиях: Мф. 17:1-13, Мк. 9: 2-13 и Лк. 9: 28-36.
В преддверии грядущих страданий Господь открыл ученикам то, что «Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиену, и в третий день воскреснуть» (Мф. 16: 21). Увидев скорбь учеников и желая облегчить ее, Спаситель обещал некоторым из них показать ту славу, в какую Он облечется по Своем отшествии: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (Мф. 16: 28).
Спустя шесть дней Господь в сопровождении учеников отправился из Кесарии в пределы Галилеи. Остановившись у горы Фавор, Он взял с Собой трех учеников — Петра, Иакова и Иоанна и взошел с ними на вершину горы помолиться. Там Господь преобразился пред апостолами: «и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17:2). Во время этого чуда Христу предстояли ветхозаветные пророки Моисей и Илия, беседовавшие с Ним «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9:31). Увидев славу Господню, пораженный и испуганный Петр сказал: «Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии» (Мк. 9:5). После этих слов явилось облако, осенившее всех, и ученики услышали глас Божий: «…Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17:5). Апостолы в сильном страхе пали ниц, а когда дерзнули вновь посмотреть на Спасителя, слава Господня, а вместе с ней и пророки, уже была сокрыта от них. Христос подошел к лежавшим на земле ученикам, говоря: «Встаньте, не бойтесь» (Мф. 17: 7) и заповедал никому не говорить о видении «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мк.9:9). Апостолы выполнили просьбу Спасителя и умолчали до поры об увиденном.
Установление праздника
Преображение Господне принадлежит к числу двунадесятых великих праздников. По установленной традиции, несмотря на то, что вспоминаемое событие совершилось за 40 дней до распятия Спасителя, оно отмечается в августе, чтобы его празднование не приходилось на время Великого поста. С целью связать праздник Преображения Господня с воспоминанием страстей Христовых Православная церковь осуществляет его празднование 6/19 августа, т.е. за 40 дней до Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября) [1]. Праздник имеет 1 день предпразднства и 7 дней попразднства. Отдание совершается 13/26 августа.
Праздник Преображения Господня местно отмечался в Палестине с IV века, со времени, когда императрица Елена построила на горе Фавор храм в честь Преображения. На Востоке свидетельства о празднике относятся к V веку. Праздничные Слова о Преображении есть у Ефрема Сирина, Иоанна Златоустого (три Слова), Кирилла Александрийского и других святых отцов.
На синхронном срезе Преображение Господне относится в Русской Православной Церкви к Господским, неподвижным праздникам и имеет все литургические особенности великого двунадесятого празднования. В праздник совершается литургия, читаются паримии, а также поется канон, в котором подчеркивается величие Преображения. Белый цвет богослужебных одежд в этот праздник символизирует божественный нетварный фаворский свет.
В русской народной традиции Преображение Господне называется Вторым, или Яблочным, Спасом. Данное название праздник приобрел по причине того, что, согласно Типикону, в этот день освящается виноград нового урожая и другие плоды, а там, где его нет, — яблоки, после чего их разрешается употреблять в пищу. Освящение проводится в конце праздничной литургии и является выражением дара Богу от благословленной Им природы.
Духовный смысл праздника
Событие Преображения Господня ясно показало как в Иисусе Христе нераздельно соединены два естества — божественное и человеческое. Во время Преображения божественная природа Христа не менялась, но была лишь явлена в Его человеческой природе. По словам Иоанна Златоуста, это произошло, «дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами». Одновременно оно является и откровением Божиим о том, что, как пишет апостол Павел: «ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его. Нам же Бог открыл есть Духом Своим: Дух бо вся испытует и глубины Божия» (1 Кор. II, 9-10).
Ряд богословов (Косма Маюмский, Иустин Попович) считают, что при Преображении Господнем было преображено и все человеческое естество, так как Бог стал человеком и «преобразил» Божий образ каждого человека, удаляя с него «осадок» первородного греха: «Невыразимо явив на Фаворе неприступный свет, Владыка Христос наполнил тварь радостью и обожил человеков». Тема фаворского нетварного света легла также в основу богословия святителя Григория Паламы (XIV в.), рассматривавшего свет Преображения как одно из главных доказательств возможности уже здесь, на земле, узреть Господа телесными очами.
Преображение Господне предстает также и явлением Трех Лиц Святой Троицы: Отца, свидетельствующего гласом, Сына и Святого Духа, предстающего в виде светлого облака.
Символично и предстояние Христу двух ветхозаветных пророков Моисея и Илии. По выражению Иоанна Златоуста, «один умерший и другой, еще не испытавший смерти», предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей». Преобразившись пред апостолами, Господь как бы приоткрыл им завесу будущего и явил Себя Сыном Божиим, владыкой жизни и смерти. Таким образом Он заранее уверил учеников в том, что Его близкие страдания – это не поражение и позор, но победа и слава, увенчанная Воскресением.
Иконография
Одним из самых древних образов Преображения Господня является мозаика конхи апсиды церкви Сант Аполлинарио ин Классе в Равенне (середина VI в.). Фигура Христа в центре композиции заменена изображением четырехконечного креста в медальоне, над которым простерта десница Господня. По сторонам от Креста на облаках представлены полуфигуры Моисея и Илии, а ниже, среди деревьев, изображены три агнца, символизирующие трех апостолов, бывших свидетелями Преображения. Подобный вариант иконографии характерен для символического языка раннехристианского искусства, который в дальнейшем не получил распространения.
Другой изобразительный тип, нашедший широкое распространение в более позднем византийском и древнерусском искусстве, представлен мозаикой монастыря святой Екатерины на Синае. Явление Господа трем апостолам во славе здесь изображено на нейтральном золотом фоне. Спасителя, заключенного в голубую мандорлу овальной формы, окружают пророки Моисей и Илия [2].
В искусстве средневизантийского периода данная композиция будет дополнена двумя сценами, изображающими восходящих и нисходящих с горы апостолов во главе со Христом.
Такой вариант можно видеть как во фресковых росписях (например, стенописи Мирожского монастыря во Пскове (XII в.), церкви Благовещения в Грачанице (1321), Богородицы Перивлепты в Мистре (третья четверть XIV в.), так и в многочисленных византийских и древнерусских иконах.
Здесь следует также отметить, что в произведениях станковой иконописи второй половины XIII — XIV веков фигуры апостолов получают эмоциональную, экспрессивную трактовку. Они не просто припадают на колени от созерцания чуда, но закрывают лица ладонями, повергаясь долу таким образом, что кажутся летящими вниз с крутой скалы.
На храмовой иконе начала XV века из Преображенского собора Переславля-Залесского (ГТГ), приписываемой кисти Феофана Грека, в средней части иконы слева и справа изображены группы апостолов, следующих за Христом. В этом памятнике, как и в других произведениях, созданных после окончания богословских споров о природе Фаворского света, ощутимы особый динамизм и движение, пронизывающее всю композицию. Апостолы, ослепленные Божественным светом, изображены в резких ракурсах.
На новгородской иконе XVI века из собрания Государственного Эрмитажа все три апостола изображены в причудливых позах вниз головами. Под влиянием идей исихазма в иконографии Преображения происходит еще одно изменение – значительно усложняются формы мандорлы, окружающей Христа. Ее остроконечные вибрирующие формы словно передают эманацию божественного света.
В более поздних памятниках появляется еще ряд иконографических деталей, делающих повествование о Преображении Господнем более подробным. Так, на некоторых иконах XVI–XVII столетий композиция дополняется сценой восстания пророка Моисея из гроба и перенесения пророка Илии на облаке на гору Фавор. Ветхозаветных праведников при обоих действиях сопровождают ангелы [3]. Также, в поздних иконах на первом плане встречается сцена, в которой Спаситель, согласно евангельскому тексту, поднимает упавших наземь учеников со словами: «Встаньте, не бойтеся» (Мф. 17: 7) [4].
В составе храмовых росписей, а также русского высокого иконостаса композиция Преображения, как правило, являлась элементом страстного цикла. Подобное нарушение хронологического повествования объясняется тем, что Преображение Господне, согласно святоотеческим толкованиям и богослужебным текстам, понимается как прообраз грядущих страстей Христовых . Так, в росписи церкви Спаса на Нередице (Великий Новгород, 1199 г.) Преображение представлено среди страстей, рядом со сценой «Вход в Иерусалим». В росписи церкви Рождества Богородицы Снетогорского монастыря (1313 г., Псков) Преображение расположено между «Входом в Иерусалим» и «Омовением ног». В некоторых русских иконостасах XVI–XVII веков икона Преображения Господня становится даже своего рода обозначением страстного цикла, замещая его в праздничном ряду между композициями Входа в Иерусалим и Распятия.
Васильева А. В.
Примечания
1. Протоиерей Александр Шмеман отмечает, что «до своего оформления в отдельный праздник воспоминание Преображения, несомненно, было связано с пасхальным циклом, на что еще и сейчас указывают тропарь и кондак этого дня: «…да егда Тя узрят распинаема страдание убо уразумеют вольное».
2. Данная композиция в дальнейшем дополняется изображением горы Фавор в виде скалистых утесов с иконописными лещадками.
3. Одним из древнейших изображений «воскресающего» Моисея, основанным, вероятно, на недошедшем до наших дней тексте, является образ Моисея в белых погребальных пеленах из армянского рукописного Евангелия 1085 года. В дальнейшем он изображается стоящим в прямоугольном гробе-саркофаге. Подобные примеры встречаются в греческой живописи XV–XVI веков, а также в русских иконах, например «Преображении» 1595 года из собрания Кирилло-Белозерского музея-заповедника, иконе второй половины XVII века из Угличского музея., образе из собрания Сольвычегодского музея.
4. Подобный извод Преображения использован в иконе из частного собрания К. В. Воронина середины XVII века., образе конца XVII века из собрания Русского музея, где Христос поднимает апостола Петра за руку и касается спины апостола Иоанна.
Образовательный портал «Слово» (http://www.portal-slovo.ru)
Скачать:
Канон Преображению Господню
Акафист Преображению Господню