История праздника
О чудесных обстоятельствах Рождества Пречистой и Преблагословенной Девы Марии известно из текста, принадлежащего Священному Преданию, — апокрифического Протоевангелия Иакова (II-III вв.). Это сказание, хотя и не относящееся к каноническим новозаветным источникам, издревле пользовалось равным с ними авторитетом.
Предание повествует, что Пресвятая Богородица родилась от благочестивых родителей, праведных Иоакима и Анны, живших в Назарете Галилейском. Иоаким происходил из царского рода Давидова, а Анна была дочерью Матфана, священника из племени Ааронова. Оба супруга были праведны пред Господом, соблюдали Его заповеди и отличались смирением и милосердием. Единственным горем в жизни праведной четы являлось неплодство Анны, что не помешало любящим друг друга супругам дожить вместе до старости, хотя у евреев имелся закон, дававший мужу право развода из-за неплодства жены. По понятиям того времени бесчадие считалось бесславием, что было особенно прискорбно для потомков Давида, через которых в мир должен был войти обетованный Мессия.
Несмотря на преклонные года Иоаким и Анна не переставали просить Господа о даровании им дитя, и дали обет, если у них родится младенец, посвятить его на служение Богу. За терпение, несокрушимую веру, любовь к Богу и друг к другу Господь даровал им великую радость. В еврейский праздник дня обновления храма праведный Иоаким принес жертву в дар Богу, но первосвященник не принял ее, укорив праведника бесчадием «ради тайных грехов». В большом горе святые Иоаким и Анна встали на усердную молитву, прося у Бога отъять от них поношение дарованием чада. Во время молитвы произошло чудесное явление (Иоакиму в пустыне, а Анне в саду) Архангела Гавриила, принесшего радостную весть о рождении у них Дочери Марии (евр. «Госпожа», «Надежда»), через Которую будет даровано спасение всему миру.
Рождество Богородицы празднуется Церковью, как один из двунадесятых праздников, (8 / 21 сентября).
Установление праздника
Официальное введение праздника Рождества Пресвятой Богородицы относится ко времени правления византийского императора Маврикия (ок. 539-602 гг.), но, по сохранившимся письменным источникам, известно о его более древнем происхождении. Праздник Рождества Богородицы упоминается в 418 правиле Номоканона, заимствованном у отцов Неокесарийского собора 315 года. Указание на его служение присутствует также в «Беседах» святых отцов IV-V вв.: свт. Иоанна Златоуста, свт. Прокла, архиепископа Константинопольского, Кирилла Александрийского и др.
Таким образом, следует считать, что празднование Рождества Богородицы получило свое начало не позже V в., а к VII в. этот праздник стал уже всеобщим и торжественным.
В настоящую православную церковную службу праздника входят многие творения древних песнописцев: свт. Андрея Критского (второй канон, VII век), прп. Иоанна Дамаскина (первый канон, VIII век), патриарха Германа Константинопольского (стихиры на стиховне,VIII век), епископа Анатолия Солунского (стихиры на литии, IX век), Стефана и Сергия Святоградцев (стихиры на «Господи воззвах», на литии и на стиховне, IX век) . Сам тропарь Рождеству Пресвятой Богородицы является наиболее древним, принадлежащим V-VII вв.
Духовный смысл праздника
Рождество Пресвятой Владычицы Богородицы и Приснодевы Марии празднуется Церковью как «день всемирной радости» (св. Иоанн Дамаскин). На Земле родилась единственная, предуставленная от века Божественным Промыслом Дева, Которая стала достойной сделаться Матерью Господа Иисуса Христа и орудием спасения мира от тяготевшего на нем проклятия и смерти. Настоящий праздник, по св. Андрею Критскому, есть «начало праздников и служит дверью к благодати и истине», приближая на земле Царство Божие.
Пресвятая Богородица, являясь Матерью Бога Слова, по обетованию Спасителя, данному Им в крестных муках апостолу Иоанну Богослову, является и Матерью для всего рода человеческого, милосердной Заступницей всех прибегающих к Ней с верой и сыновним дерзновением.
Иконография
Наиболее древние иконы и фрески, изображающие событие Рождества Пресвятой Богородицы, относятся к X-XI вв., что не исключает возможности существования этого иконографического сюжета и в более раннее время. В качестве примера можно привести роспись грузинского храма VII века в Атени, посвященного Богородице. Сохранившаяся стенопись XI в., по всей вероятности, является поновлением более древней монументальной живописи, возможно, доиконоборческого периода.
В числе древнейших сохранившихся изображений праздника Рождества Богородицы можно назвать русские фрески в апсиде Киевского Софийского собора (первая половина XI века) и в Преображенском соборе Мирожского монастыря (XII век), а также широко известную сербскую композицию в церкви Иоакима и Анны монастыря Студеница (1304 г.).
Иконография ранних изводов праздника Рождества Богородицы еще достаточна скупа в изображении различных бытовых подробностей, последнее будет свойственно иконам более позднего времени. На ранних образах в центре композиции изображается праведная Анна, полулежащая на высоком ложе. Фон икон составляют традиционные архитектурные кулисы на античный манер. Фигура прав. Анны, по сравнению с другими персонажами, отличается значительно более крупными размерами. Святой Анне предстоят жены с дарами, а перед ее ложем изображаются повивальная бабка и служанки, омывающие Богородицу в купели. Существуют и варианты изображения подношения Девы Марии св. Анне, или представления Младеницы в колыбели.
Иконы более позднего времени содержат много подробностей, рисующих живую обстановку дома праведных Иоакима и Анны. На них появляются изображения стола с принесенными дарами и угощениями, водоема, птиц. Введение этих деталей, подчеркивающих земной, человеческий строй всего изображения, несомненно, имеет глубокий смысл. Авторы иконографического сюжета преследовали цель сделать простых зрителей причастниками радостного события, которое не только некогда освятило дом праведников, но и озарило всю вселенную.
Развернутая история Рождества Пресвятой Богородицы нередко изображается на клеймах икон этого праздника или на фресках в рамках иконографического цикла, посвященного данному событию. Их содержание следует дословно событиям, описанным в древнем предании: праведный Иоаким приносит свою жертву в Иерусалимский храм; первосвященник отказывается принять жертву у безчадного как имеющего тайные грехи; плач Иоакима в пустыне; плач Анны в саду; моление Иоакима; моление Анны; благовестие Иоакиму и благовестие Анне; встреча супругов у Золотых ворот Иерусалимского храма; беседа Иоакима и Анны; собственно Рождество Богородицы; ласкание Девы Марии (Иоаким и Анна сидят рядом, придерживая Новорожденную).
Говоря об изображениях Рождества Пресвятой Богородицы, нельзя не упомянуть и о таком дивном памятнике древнерусской монументальной живописи, как роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, исполненная Дионисием в 1502 г. Монументальная фреска над порталом главного входа трогательно изображает обстоятельства Рождества Богоматери: святую Анну на ложе, купель, приходящих поклониться Рожденной жен и дев с сосудами в руках. Бесчадствовавшие Иоаким и Анна изображены справа от портала ласкающими Младеницу.
Чудотворные и чтимые иконы
Исааковская икона Рождества Пресвятой Богородицы (XVIII в.). Находилась в мужском заштатном монастыре Ярославской губернии Пошехонского уезда с. Исаакова, в урочищах которого Богоматерь благоволила явить свой чудотворный образ. Святыня монастыря находилась по левую сторону царских врат иконостаса каменного храма Рождества Богородицы (1758). Икона представляла собой изображение Рождества Пресвятой Богородицы, несомого двумя ангелами и окруженного херувимами.
Икона РождестваБогородицы в Лукиановой пустыни (не позднее XVI в.). Обитель находилась недалеко от Переяславля-Залесского, была посвящена празднику Рождества Пресвятой Богородицы.
Икона Рождества Богородицы в Глинской пустыни (начало XVI в.). Являлась главной святыней Глинской пустыни, принадлежавшей Курской губернии. В исторических записях обители сохранились описания многочисленных случаев исцеления по молитвам перед чудотворной иконой.
Новгородская икона Рождества Пресвятой Богородицы. Находилась в ц. Рождества Пресвятой Богородицы на Торговой стороне, в Молоткове. На западной стене Рождественского храма содержалась краткая заметка об одном чуде, совершившемся от этой иконы «16 апреля 1589 г. получила исцеление одна девица, страдавшая 8 лет от болезней».
Сямская икона Рождества Богородицы (первая половина XVI в.). Пребывала в Сямском монастыре Вологодской губернии. В 1542 году монастырь сгорел до основания, спасена была только чудотворная икона. До революции образ хранился в великолепной, выстроенной в 1770 г., каменной в два этажа церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы.
Васильева А. В.
Образовательный портал «Слово» (http://www.portal-slovo.ru)
/Скачать:
Канон Рождеству Пресвятой Богородицы (RTF)
Акафист Рождеству Пресвятой Богородицы (RTF)