Зло употребления. Разговор с психологом о проблемах наркомании

Козловская Галина Вячеславовна - руководитель отдела психической патологии раннего детского возраста, профессор, доктор медицинских наук.
Козловская Галина Вячеславовна — руководитель отдела психической патологии раннего детского возраста, профессор, доктор медицинских наук

Наркомания… В самом слове заключено его содержание: стремление к наркотическому веществу, вызывающему состояние отрешенности от окружающего мира, погружение в транс. Наркотики известны с глубокой древности, но только в последние десятилетия проблема наркомании встала столь остро, что ее можно назвать одной из самых животрепещущих проблем современности. Об этом наша беседа с профессором-психиатром Галиной Вячеславовной КОЗЛОВСКОЙ.


– Что такое наркотики и наркомания?

– Под наркотиками в наше время имеются в виду вещества, которые юридически признаны наркотическими, а также ряд вещей и событий, вроде бы индифферентных к данной проблеме, но на самом деле вызывающих у человека зависимость сродни наркотической. Например, сверхценное отношение к покупкам вещей. Таких людей называют шопоголиками. Или чрезмерное увлечение компьютерными играми и Интернетом, когда атрибуты современности, создающие наиболее комфортные условия для деятельности человека, вдруг вызывают зависимость, манию. Вообще-то передозировка любого вещества способна вызвать отрицательные последствия: пресыщение, отвращение и даже отравление. Но наркотические вещества отличаются от других тем, что они вызывают привыкание и требуют постоянного наращивания дозы. А прерывание приема препарата вызывает тяжелейшее болезненное состояние, ломку, когда человек мучается и физически, и психически.

– Почему наркотические вещества оказывают такое воздействие?

– Потому что они блокируют нашу внутреннюю наркотическую систему. У всех людей, а также у млекопитающих животных есть некая наркотическая система, которая вырабатывает эндорфины, вещества, вызывающие чувство удовольствия и приглушающие, как бы несколько обезболивающие состояние горя. Это некий антистрессовый механизм, предусмотренный природой. Искусственно же вводимые наркотики (морфий, марихуана, гашиш, ЛСД и т. п.) сначала подменяют собой эту нашу довольно слабую эндорфинную систему, а затем провоцируют ее блокаду. Наркотики встраиваются в обмен веществ и вызывают гораздо более приятные, яркие положительные переживания, чем те, которые обусловлены внутренним биологическим устройством организма. А через некоторое время блокада нашей природной эндорфинной системы приводит к тому, что система вообще перестает действовать. И когда человек перестает вводить себе наркотик, он испытывает ужасный комплекс отрицательных эмоций. Психофизиологически это объясняется тем, что в его организме начинают вырабатываться энкефалины, гормоны горя и печали, внутреннего дискомфорта. Энкефалины становятся преобладающими в системе обмена веществ и обуславливают протестное состояние организма из-за недостатка эндоморфинов. Поэтому человеку срочно надо ввести вещество, искусственно поддерживающее его эндоморфинное благополучие. Он становится зависимым от наркотика, а наращивание дозы приводит к довольно быстрой деградации всех систем организма. Разрушаются почки, печень, мышцы, и человек преждевременно умирает. Продолжительность жизни наркомана в среднем 7–10 лет от начала приема наркотиков. При компьютерной наркомании, шопоголизме, игромании, клептомании, страсти к коллекционированию продолжительность жизни, конечно, не сокращается столь резко, но переживание ломки при прекращении сверхценных занятий тоже наблюдается в выраженной форме. Особенно тягостно наркотическая зависимость проявляется в детском возрасте. К сожалению, сейчас наркомания резко помолодела.

– Почему?

– Наркомания основана на том, что личность не подготовлена к трудностям жизни и не хочет их преодолевать. Недостаточно волевых усилий, энергетического ресурса, чтобы собрать волю в кулак и преодолеть житейские и личностные трудности, справиться с ощущением неуспеха, невостребованности. Наркомании в основном подвержены инфантильные, незрелые личности, у которых не сформирован внутренний потенциал для сопротивления трудностям.

– Вы сказали, что в детском возрасте наркомания проявляется особенно тягостно. Пожалуйста, поясните, что имелось в виду.

– Разновидностью наркомании является токсикомания, когда одурманивают себя, нюхая клей или вдыхая бензиновые пары. Токсикомания распространена именно среди детей, поскольку это, как говорится, дешево и сердито. Но, к сожалению, при подобных «развлечениях» очень быстро возникает деградация головного мозга, резко снижается слух, а вскоре и наступает летальный исход. Продолжительность жизни детей-токсикоманов составляет 5–6 лет.

– В последние годы наше государство старается принять меры по борьбе с наркоманией.

Альберт Меньян. Зелёная муза. 1895 г.
Альберт Меньян. Зелёная муза. 1895 г.

– Да, слава Богу, сейчас распространителей наркотиков пытаются отвадить от школ. Хотя это тоже проблематично, потому что нередко распространителями являются сами дети, которые уже впали в зависимость от наркотиков и добывают, таким образом, деньги на очередную дозу.

– Официально пропаганда наркотиков в России запрещена. Однако есть способы делать это исподволь, косвенно.

– Да, такой пропагандой подчас занимается богемная интеллигенция, которая находит свои творческие идеи и идеалы в состоянии наркотического опьянения. К их услугам мескалин (вытяжка из грибов, вызывающих галлюцинаторный эффект), ЛСД, тоже вызывающий галлюцинаторные состояния, которые в этой среде считаются творческим порывом. В таком бредовом состоянии пишутся стихи, проза, картины, часто бессодержательные, проникнутые наркотическим безумием. И среди определенной части молодежи бытует мнение, что именно такое состояние и есть состояние истинного творчества. Хотя на самом деле это не так. Мне доводилось сталкиваться с творцами подобного искусства. Его создатели подвергали себя кислородному голоданию. Это такой специальный прием, который якобы лечит неврозы и другие состояния психического нездоровья. Я имею в виду так называемую «систему Грофа». Человек часто и глубоко дышит, в результате чего, как ни парадоксально, у него наступает кислородное голодание.

– Почему? Ведь в организм, наоборот, поступает избыточное количество кислорода.

– Однако из-за этого происходит задержка усвоения кислорода организмом, который не справляется с передозировкой, и в результате возникает обратная реакция – избыток углекислоты. На фоне этого человек впадает в транс. Ему кажется, что он совершает какие-то действия, ощущает себя в каких-то видениях. Со стороны наблюдать за этим ужасно, потому что человек впадает в состояние, похожее на эпилептический припадок. Его корежит в судорогах, он выгибается, обливается потом, изо рта течет слюна. Но в отличие от эпилептического припадка, у человека впоследствии сохраняется память об увиденных галлюцинациях, и люди часто отражают эти картины в своих рисунках. Интересно, кстати, что у многих именно после такой экзекуции над собой проявляется способность к рисованию, а до этого ничего подобного не наблюдалось.

– Вас могут спросить: «Но что в этом плохого? Ведь эта методика раскрывает таланты человека».

– Плохо, в частности, то, что у человека развивается зависимость от таких сеансов. Ему хочется их повторять. А живописная продукция, которую люди выдают под влиянием кислородного голодания, удручает своей стереотипностью, безжизненностью и неизменно наступающим оскудением содержания. Как правило, авторы изображают себя в виде неких сверхзначительных особ: жрецов, необыкновенных красавцев и красавиц, людей, достигших нирваны или дошедших до Шамбалы, великих полководцев и тому подобное. Что же касается качества продукции этих «выдающихся особ», то оно становится от раза к разу все ниже. Очевидно, сказывается пагубное токсическое действие «лечебных» сеансов.

– Получается, что сеансы кислородного голодания – тоже своего рода наркотик?

– Несомненно. Они вызывают, с одной стороны, привыкание, а с другой – интеллектуальную и личностную деградацию. Человек утрачивает самокритику. Ему, наперекор реальности, кажется, что он личностно и творчески растет.

– В России этот метод разрешен?

– И разрешен, и достаточно популярен. Для сеансов снимают большие помещения вроде школьных спортивных залов. Эффект погружения в транс усиливается также благодаря воздействию оглушительной ритмичной музыки, напоминающей ту, которая звучит при шаманских камланиях.

– Даже по краткому описанию чувствуется, что этот метод имеет мистическую подоплеку. Это очень похоже на секту. А какой вид наркотической зависимости наиболее распространен в России?

– Алкоголизм. На первых порах это выливается в так называемое бытовое пьянство, частое употребление спиртного для снятия стресса. Но пагубная привычка сопровождается медленным угасанием личности и постепенно переходит в наркотическую зависимость от алкоголя. У человека снижается толерантность к алкоголю.

– Что это значит?

– Если раньше нужно было, допустим, выпить стакан спиртного, чтобы получить необходимый эйфоризирующий эффект, то при снижении толерантности человек пьянеет уже от совсем небольшого количества алкоголя. Одновременно наблюдается снижение уровня его личности и интеллекта. Особенно заметно это снижение становится тогда, когда алкоголик под влиянием окружающих соглашается на лечение от алкоголизма.

Рябушкин Андрей Петрович. Кабак. 1891 г. Государственная Третьяковская галерея
Рябушкин Андрей Петрович. Кабак. 1891 г. Государственная Третьяковская галерея

– Почему?

– Потому что, пока он пил, многое списывалось на опьянение. Когда же алкоголик перестает пить, окружающие с ужасом понимают, что перед ними другой человек, совсем не тот, каким они его знали когда-то. В состоянии опьянения многие люди расслабляются, становятся более веселыми, добродушными, легче идут на компромиссы. А в трезвом состоянии у алкоголика вдруг начинают проявляться повышенная злобность, жадность, придирчивость и прочие малоприятные качества. В результате совместная жизнь с ним осложняется еще больше. Кроме того, отчетливо выявляется оскудение его интеллекта. Это настолько поражает близких, которые стремились к его избавлению от алкогольной зависимости, что подчас они готовы своими руками поднести ему рюмку, лишь бы он снова подобрел и прекратил их донимать своими придирками.

– Раньше алкоголизмом страдали преимущественно взрослые мужчины.

– Да, а сейчас он наблюдается и у женщин, и, что самое страшное, у детей с 11–12 лет.

– Принято считать, что существует генетическая предрасположенность к алкоголизму.

– Я в этом сомневаюсь. Далеко не всегда дети алкоголиков становятся алкоголиками. Даже наоборот, насмотревшись на пьяные безобразия родителей, они часто вырастают убежденными трезвенниками. На мой взгляд, на развитие наркомании гораздо больше влияют искажения воспитания: гиперопека, когда ребенку уделяется чрезмерное внимание и родители фактически пытаются жить за него, и гипоопека, когда ребенок предоставлен сам себе и легко может оказаться в дурной среде. Способствует развитию зависимостей и возведение ребенка на пьедестал, когда ему с малолетства внушается мнение о его избранности, о каких-то особых способностях и правах. Когда же выясняется, что все это были родительские фантазии, ребенок испытывает жестокое разочарование и может искать утешения в уходе от реальности в одном из видов наркотической зависимости.

– Что помогает уберечься от зависимостей?

– Как мы уже говорили, в группу риска входят люди слабовольные, но с завышенными притязаниями и ощущением невостребованности, люди, ощущающие свою жизнь как нечто бесцельное и бессмысленное. Поэтому от наркомании спасает сильная воля, вера в идеалы, преданность благородным принципам, отсутствие духовной распущенности, трудолюбие, умение терпеть. Таким людям наркомания не грозит. Даже если их насильственно «подсадить» на наркотики, они впоследствии могут от этого избавиться.

Кроме того, родителям важно знать, что основной мотив, побуждающий детей попробовать алкоголь или наркотик, это любопытство, желание приобщиться к компании, продемонстрировать, что ты не хуже других. В этой связи важно вести грамотную контрпропаганду, наглядно показывать, во что превращаются дети, потребляющие наркотики. Ну и, конечно, важнейшая задача взрослых состоит в формировании здоровой подростково-молодежной среды, чтобы ребята с высокими идеалами, ориентированные на служение обществу, культурную жизнь и создание крепкой семьи, не чувствовали себя белыми воронами.

Если потребление наркотиков будет восприниматься подростками и молодежью не как гламурный, современный образ жизни, а как нечто убогое и маргинальное, быстро приводящее к слабоумию и смерти, это в значительной мере потеряет свою привлекательность. Кроме того, крайне важно с детства приучать детей к труду, учить находить радость в самом процессе труда, выполнять его тщательно, а не халтурно. Это касается и помощи по дому, и каких-то других занятий, требующих приложения усилий: спортивных, музыкальных, ремесленных и тому подобных.

Давид Тенирс Младший (1610 – 1690). Курящий мальчик
Давид Тенирс Младший (1610 – 1690). Курящий мальчик

– Поговорим немного о формировании здоровой подростковой среды. Этот вопрос сейчас очень волнует родителей. Каким образом действовать? Когда подростки предоставлены сами себе, в их компанию легко внедриться разрушительному элементу.

– Да, поэтому важно, чтобы с подростками общались более взрослые люди, оказывающие на них положительное влияние. Надо возобновить, пусть и в новых формах, наставничество. Подростки очень ценят дружбу старших товарищей. Только таким патронатом необходимо заниматься не по разнарядке и не для галочки. Это должны делать люди, которые любят заниматься с детьми, знают их особенности, вкладывают в них душу. Если мы говорим о школе, то, наверное, лучше, чтобы это были не учителя, а руководители кружков, туристических клубов. Некий аналог пионервожатых.

– Что самое главное для лечения наркомании?

– Прежде всего, изоляция, отрыв от привычной наркотизирующей или алкоголизирующей среды, трудотерапия, приобщение к истинной духовности, обретение смысла жизни. Не случайно хороших результатов реабилитации алкоголиков и наркоманов добиваются в православных монастырях, православных реабилитационных центрах и поселениях.

– Как вы относитесь к идее принудительного лечения алкоголиков и наркоманов? В последние годы обществу усиленно внушают, что это плохая идея. Дескать, если человек не хочет лечиться, ничего не получится.

– Это преувеличение или даже скрытая пропаганда наркомании. Что значит «не получится»? Наркомана часто чуть ли не на носилках приносят. В состоянии ломки он неадекватен и ни о чем, кроме наркотика, думать не хочет. Но когда его состояние улучшается, он становится способен воспринимать аргументы, и его уже можно убедить в необходимости лечиться. И потом, наркомания и алкоголизм – это не личная проблема того или иного человека. Это социальные язвы, разъедающие общество и способные его уничтожить, если оно не будет сопротивляться. Именно с таких позиций и следует рассматривать проблему принудительного лечения. Оно пойдет во благо и самим зависимым, и их семьям, и обществу в целом.

Шишова Т. Л.

Журнал для родителей «Виноград» (http://www.vinograd.su/upbringing/detail.php?id=48479)

Добавить комментарий