В некоторых храмах в новогоднюю ночь служится Литургия. Вместо боя курантов – звон колоколов, вместо обращения президента – проповедь. Эта традиция не так привычна, как новогодний молебен, и потому возникает вопрос: зачем? Ведь это не Пасха и не Рождество, да и вообще по большому счету не праздник. Для кого служится эта Литургия, рассказывают наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов), который служит в новогоднюю ночь уже пятнадцать лет, и настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ протоиерей Максим Козлов, который в этом году проведет у Престола новогоднюю ночь впервые.

Архимандрит Тихон (Шевкунов): привнести Свет Христов в Новый год

Архимандрит Тихон (Шевкунов)В конце декабря 1994 году передо мной как перед настоятелем подворья Псково-Печерского монастыря (так именовался тогда нынешний Сретенский монастырь) встал простой и весьма прагматический вопрос: как в этот первый год существования возрожденной обители пережить новогоднюю ночь? Как заложить такую традицию, которая обеспечила бы нам и соблюдение поста, духовного и телесного, и, в то же время, мы смогли бы не причинить огорчения нашим близким: не скрою, что немало наших друзей и прихожан, не говоря уже о родителях, от всей души приглашали нас разделить с ними этот праздник, и совершенно не понимали наших объяснений и отговорок.

Надо сказать, что в Сретенском монастыре мы никогда не относились к этому празднику жестко и нетерпимо. Для нецерковных и малоцерковных семей Новый Год — может быть, единственный семейный праздник, оставшийся сегодня в России, когда семья собирается вместе и действительно может ощутить себя семьей. Таких событий очень немного в жизни современного человека, и разорять это нельзя. Но можно постепенно попытаться это воцерковить.

Мы всегда говорим нашим прихожанам, что если их родные и близкие хотят отметить Новый Год, то нельзя лишать их этой радости, при том, что православный христианин, конечно же, не должен при этом нарушать пост, но задача его – привнести Свет Христов, радость ожидания Рождества Христова в этот праздник.

Итак, исходя из всех этих проблем и забот, и было решено совершить в эту Новогоднюю ночь Божественную литургию.

Сначала мы предполагали, что на службе будут только монахи и, может быть, несколько наших самых усердных прихожан. Но, к нашему удивлению, храм оказался полон. Среди наших прихожан много православных семей, и это оказалось замечательной возможностью решить непростой для них вопрос празднования Нового Года. На следующий год людей пришло еще больше, а дальше еще и еще! Потом мы узнали, что и в других храмах был воспринят этот опыт.

Рыбакова Ирина Владимировна. Перед праздником. 2011 г.

Рыбакова Ирина Владимировна. Перед праздником. 2011 г.

Наш монастырь находится в самом центре Москвы и ровно в двенадцать часов салюты и взрывы петард заглушают первую ектенью. Мы относимся к этому спокойно. Никто — ни монахи, ни наши прихожане, конечно же, не осуждают тех, кто не стоит в это время в храме. В слове перед литургией мы каждый раз говорим, что будем особо молиться за наших домочадцев и друзей, которые в этот час каждый по-своему празднуют Новый Год.

Все чаще на эту литургию приходят невоцерковленные родные и близкие наших прихожан. Всякий раз эта ночная служба производит на них удивительно глубокое, сильное впечатление. Служим мы в эту ночь несколько быстрее обычного, чтобы люди успели на метро. Причащаем из четырех-пяти чаш. Литургия длится около полутора часов. Вся братия, да и большинство прихожан, обычно причащаются Святых Христовых Таин.

В христианстве была древняя практика воцерковления языческих праздников и традиций. Быть может с чем-то подобным мы сталкиваемся и сегодня.

Протоиерей Максим Козлов: возможность выбрать лучшее

Протоиерей Максим КозловМожет возникнуть вопрос: зачем нужно такое нововведение – служить ночную литургию в новогоднюю ночь? Действительно, мы знаем, что день первого января по новому стилю – будничный день для устава Православной Церкви. Это память мученика Вонифатия, которому в частности молятся страдающие страстью винопития и те, у кого этой немощи подвержены близкие. Этот день уставом не выделен. Церковное новолетие – индикт – первое сентября по старому стилю, т.е. 14 сентября по новому стилю. Гражданский новый год по церковному календарю – 14 января – праздник Обрезания Господня и память святителя Василия Великого. Все это так. И тем не менее мы знаем, что на протяжении уже многих десятилетий именно в этот вечер 31 декабря или 1 января после литургии в православных храмах служится молебен на Новолетие. Это есть свидетельство того, что Церковь на самом деле, при всей любви к Уставу и неотменимости, принципиальной малоизменяемости устава, учитывает и реалии жизни. Учитывает она и то, что после десятилетий советской власти именно первое января многими тысячами наших соотечественников воспринимается как день Нового года. Конечно, сейчас он занял более адекватное место в нашем сознании: он уже не должен выступать как псевдо-Рождество. Так что в самом совершении богослужения в этот день есть выражение общецерковного отношения к действительности нашей жизни.

А зачем же служить ночью? Мы знаем, что ночные богослужения в большинстве храмов не так часты: традиционно это пасхальное и рождественское богослужение, иногда еще какие-то особые урочные дни. Здесь мы сталкиваемся уже не с уставной, а с практической ситуацией в жизни многих и многих православных людей. С одной стороны, Новый год – выделенный день календаря. Праздник или не праздник, но что-то особенное, какие-то ожидания в душе от этой ночи есть. С другой стороны, многие оказываются в непростой ситуации, когда нас окружают невоцерковленные родственники и друзья, начинается обычное: салат «оливье», «Ирония судьбы», включенный на долгие часы телевизор, выступления сначала президента, а затем юмористов и певцов. А наутро – тяжелая голова, горы грязной посуды, не самое лучшее начало нового года. Кому-то просто некуда деться: скажем, иногородним студентам, живущим в общежитии, где все в эту ночь гудит, шумит и разрывается от восторга и буйства молодых людей. Собственно, и другим людям часто пойти некуда: попробуй найди в эту ночь в Москве место, где будет тихо и спокойно, где не будет громкой музыки, петард и принудительных развлечений, а в кафе – многократно завышенных цен и тому подобного.

Рыбакова Ирина Владимировна. Новый год. 2011 г.

Рыбакова Ирина Владимировна. Новый год. 2011 г.

Чем страдать от худшего – все равно под петарды не уснешь – лучше избрать лучшее, собраться всем на Божественной литургии, встретить бой часов звоном колоколов и возгласом «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святого Духа». Кто подготовится – приобщится Святых Христовых Таин, кто не подготовится – просто сможет помолиться на этом богослужении, а потом кто домой поедет, кто сможет остаться под сводами храма и тихо, по-домашнему, без ненужно натужного веселья продолжить теплое дружеское общение. Задача Церкви – помогать членам каждой общины и членам Церкви как Тела Христова в целом – избирать лучшее. Я думаю, что богослужение в эту ночь для многих людей окажется подспорьем, чтобы в этой жизненной ситуации выбрать лучшее.

Может быть, для многих, кто будет стоять и молиться в храме, именно в эту ночь решительнее пройдет в душе грань между кораблем церковным и теми волнами моря житейского, которые со всяким шумом, петардами и криками – увы, часто неумеренно винопитием и прочим – будут биться в днище этого корабля. Мы его аккуратно закроем, чтобы внешние ветры и воды в него не попали, сможем помолиться и, может быть, вынести и такое ощущение – как хорошо, добро и спасительно быть на этом корабле церковном.

Александра Сопова

Интернет-журнал «Татьянин день» (http://www.taday.ru/)