Всемилостивый Господь сподобил меня в годы обучения (1993-1997) в Ставропольской Духовной Семинарии, быть под духовным окормлением славного Архипастыря Русской Православной Церкви — Митрополита Гедеона (Докукина). Прошло почти двадцать лет, а личность Высокопреосвященнейшего Владыки Гедеона, бывшего для всех студентов примером веры и благочестия, умиляет мое сердце и душу. Любовь к Матери Церкви и богослужению, миротворчество и храмостроительство, забота о Семинарии и Епархии — таково было ежедневное служение Митрополита. «Поминaйте настaвники вaша, иже глаголаша вaм слово Божие: ихже взирaюще на скончaние жительства, подражaйте вере их (Евр. 13.7)» — учит всех нас апостол Павел. Взирая на жизненный путь Митрополита Гедеона, хочется не только вспомнить Владыку, но и также с любовью относиться к ближним, также благолепно совершать богослужение, также заботиться о благолепии храмов Божиих, также искренне проповедывать Слово Божие. Действительно счастлив, тот кто имеет такого наставника и учителя. Когда рядом с нами есть такой человек, то мы не только имеем знание о вере и благочестии, но имеем деятельный пример, как же нужно идти по пути спасения и что нужно делать, дабы угодить Богу.
Ниже приведено жизнеописание Митрополита Гедеона (Докукина), написанное протоиереем Павлом Самойленко (секретарем и сподвижником Митрополита), к 70-летию Владыки. В жизнеописании, по этой причине отсутствуют последние годы жизни Митрополита, но это не как не мешает нам понять, каким великим человеком был Митрополит Гедеон (Докукин).
Настоятель прихода храма святых Жен Мироносиц г. Ростова-на-Дону иерей Димитрий Фоменко
Высокопреосвященнейший Гедеон, Митрополит Ставропольский и Владикавказский родился 18 декабря 1929 г. в станице Ново-Покровской, что на Кубани, в казачьей семье.
Трехлетним младенцем лишился он отца и остался на руках у матери-вдовы. Неоднократно беда подбиралась к семье, в беде сущей: от голода умерли братья и сестры, но Господь от младенчества сохранил свой избранный сосуд — будущего святителя Церкви Христовой.
С детства воспитывала сына глубоко верующая мать в строго православном духе, прививала ему любовь к храму и молитве, заботливо охраняла юную душу от тлетворного влияния безбожного мира и мирских увлечений.
Вспоминая этот период своей жизни, Владыка, умиляясь, рассказывает, как мама брала его и вела в церковь, на службу. Хотелось и со сверстниками побыть, и поучаствовать в детских забавах, но мама была непреклонна. «Пойдем сынок, в храме плохому не научат, будешь с Богом, и все легко будет!» — говорила она. С тех пор, как привела мама своего единственного сына в храм, возгорелась у него душа Божественным пламенем, возжелала быть с Богом, с Церковью, и уже тогда определился жизненный путь юного Александра.
Вскоре ему пришлось стать и исповедником за имя Христово. Учась в школе, неопустительно посещал он все богослужения в храме, прислуживал, пел и читал на клиросе, с радостью исполнял другие послушания. Когда же приходил на урок, то подвергался нападкам и насмешкам от учителя. От него требовали оставить Церковь, молитву. Но все это только укрепляло юношу в вере православной и ее исповедании.
В нелегком послевоенном 1947 году, окончив школу в станице Зимовники Ростовской области, получив благословение мамы и дедушки — потомственного казака Григория, — заручившись рекомендацией о. Настоятеля, отправился Александр в далекий Ставрополь поступать в еще не известную ему, но уже ставшую родной и близкой Духовную Семинарию.
Юноша поразил экзаменаторов прекрасным знанием Священного Писания, Псалмов, богослужений, богобоязненностью, скромностью, воспитанностью. И он стал студентом возрожденной в послевоенные годы Ставропольской Духовной Семинарии. Начались замечательные студенческие годы: занятия, богослужения, общение с опытными, прекрасными педагогами, с соучениками, среди которых были и воины-фронтовики. Александру легко давались богословские науки, он был одним из лучших студентов, и выделялся степенностью, рассудительностью, собранностью. Будучи студентом 4-го курса Семинарии, Александр был призван в армию. Вместе с ним служили в одной части Григорий Орехов (в монашестве — Гермоген, скончался Архиепископом Краснодарским и Кубанским), Иоанн Коллодий, ныне маститый протоиерей, Николай Дмитриев — известный московский протоиерей. В армии сразу оценили высокую нравственность, образованность семинариста и назначили его командиром взвода строителей. Сослуживцы Владыки не отличались тихим нравом, но и у них он завоевал авторитет своей рассудительностью, не по годам мудростью, миролюбием. Его так и называли «Александр Миротворец» и обращались к нему в моменты споров и несогласий, зная, что он рассудит правильно и обиженных не будет.
И в армии не забывал будущий Владыка храм: получив увольнение, спешил в церковь, где в то время служил уже священником его однокашник о. Димитрий Клюпа. Становился солдат на клирос, пел, читал, помогал в алтаре. Вскоре семинаристов отозвали из армии, как «незаконно призванных», и они вернулись в alma mater. В 1952 г. Александр Докукин окончил полный курс Ставропольской Духовной Семинарии. Архиепископ Антоний (Романовский), управлявший тогда Ставропольской епархией, духоносный старец-исповедник (впоследствии митрополит) назначил его псаломщиком-регентом в Успенскую церковь г. Махачкалы — столицы Дагестана.
30 июня 1953 г. он подал прошение (оно совершенно неожиданно найдено мной в документах Епархии — прот. П. С.) Высокопреосвященнейшему Архиепископу Ставропольскому и Бакинскому Антонию с просьбой рукоположить его в священный сан и назначить в один из приходов Ставропольской Епархии. 1 августа 1953 г. Владыка Антоний (Романовский) наложил резолюцию на прошение: Направить к духовнику на исповедь и, если препятствий не окажется, — на рукоположение в сан диакона 2 августа в воскресенье. Архиепископ Антоний. Ставленника исповедовал Архимандрит Иоанн (Голубев): Александр Докукин 1 августа 1953 г. был у меня на исповеди. Препятствий канонических к рукоположению его в священный сан не встречается, что и свидетельствую, — написано рукой архимандрита на прошении. 2 августа 1953 г., в день святого пророка Божия Илии, выпускник Ставропольской Духовной Семинарии Александр Николаевич Докукин рукоположен Архиепископом Антонием (Романовским) в сан диакона, а 4 августа, т.е. через день — в сан священника. Владыка Антоний собственноручно написал в прошении: 2 августа в Крестовой церкви за Божественной Литургией в день св. пророка Божия Илии рукоположен А. Докукин в сан диакона. Управляющий Епархией Архиепископ Антоний, и ниже: 4 августа в день св. Равноапостольной Марии Магдалины рукоположен в сан священника в той же Крестовоздвиженской церкви. Архиепископ Антоний. В этот же день молодой священник получил Указ за №176 о назначении настоятелем в ст. Крайновскую (Дагестан) — один из отдаленных приходов огромной Ставропольской епархии.
Вскоре о. Александр был назначен священником церкви великомученика и целителя Пантелеимона в г. Кисловодске. Нелегкую службу на приходе о. Александр сочетал с успешной учебой в Санкт-Петербургской Духовной Академии, на заочный сектор которой поступил в 1955 г. В 1960 г. о. Александр окончил Академию со степенью кандидата богословия за кандидатскую работу «Христианство на Северном Кавказе до и после присоединения его к России». Эта работа уникальна, ничего подобного ни до, ни после не выходило, и она имеет, несмотря на то, что писалась в сложные хрущевские времена, высокое научное значение и актуальность в настоящее время. В 1992 г. труд Владыки вышел отдельной книгой в издательстве «Наука», благодаря содействию Всецерковного Православного Молодежного Движения. В 1956 г. о. Александр награжден камилавкой, в 1959 г. — золотым протоиерейским наперсным Крестом, а в 1961 г., по особому представлению Архиепископа Антония, — саном протоиерея.
Протоиерей Александр был назначен настоятелем Пантелеимоновской церкви г. Кисловодска. В это время проявились богатые природные дарования о. Александра: хорошее знание богослужений, молитвенное, истовое их совершение, грамотные, глубокие по содержанию, высоко духовные проповеди, прекрасное пение церковного хора — всем этим ознаменовалось настоятельство о. Александра.
О молодом настоятеле вскоре заговорила вся Кавмингруппа, и в Пантелеимоновскую церковь стал стекаться народ, чтобы насладиться богослужением, услышать вдохновенную, живую проповедь, научиться христианскому житию и благочестию. В это же время выпали на долю о. Александра многие трудности, переживания, лишения, волнения. Известно, что со времени Октябрьского переворота 1917 г. большевики ненавидели тех священников, которых любил и почитал православный народ. Так случилось и с о. Александром: свирепствовавший тогда уполномоченный Нарыжный, злодеяния которого еще на памяти многих священников нашей епархии, воздвиг гонение и подверг притеснениям талантливого, даровитого, усердного, высокообразованного настоятеля и даже требовал изгнать его из Епархии. Но Владыка Антоний, который любил о. Александра и покровительствовал ему, назначил его в мае 1962 г. настоятелем Покровской церкви г. Минеральные Воды. О. Александр не пал духом: и здесь он создал прекрасный хор, так же истово и молитвенно служил, проповедовал, крестил, венчал, т.е. делал то, что надлежит делать каждому священнослужителю. А когда пришел от Нарыжного циркуляр, запрещающий причащать детей, то о. Александр игнорировал этот безнравственный документ и продолжал безбоязненно причащать детей и молодежь.
Хотя о. Александр проживал в Кисловодске, он неопустительно совершал все богослужения, нес дежурства, проделывал ежедневно путь из Кисловодска в Минеральные Воды и обратно. Здесь, в Минеральных Водах, его и застала скорбная весть о кончине митрополита Антония (Романовского), и он поспешил в г. Ставрополь. На отпевание Владыки собрались все 136 выпускников Ставропольской Духовной Семинарии, но единственную проповедь произнес о. Александр: Владыка лежит перед нами бездыханный, во гробе, но дух его пребывает с нами, ибо все мы, собравшиеся у его гроба его дети, выпускники возрожденной им Ставропольской Духовной Семинарии, научены, воспитаны, обласканы, согреты его отеческой любовью и вниманием. Пройдут годы, десятилетия, многое изгладится из памяти народной, но светлый, духоносный образ доброго Владыки-старца будет всегда пребывать с нами; молитвенная память о нем не престанет.
В 1965 г. о. Александр был вынужден перейти в Ленинградскую Митрополию, и 26 марта Митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом назначен священником Екатерининской церкви г. Петрозаводска, а 13 августа — священником Крестовоздвиженского собора в г. Петрозаводске.
1 января 1966 г. протоиерей Александр Докукин назначен настоятелем этого собора и благочинным церквей Олонецкой епархии. Началась новая страница жизни о. Александра — теперь уже на далеком Севере, в Русской Фиваиде, в древней Олонецкой Епархии, земле, освященной подвигами сонма подвижников веры и благочестия, где воссияли преподобный Евфимий, просветитель Карелии († — 1435), преподобный Александр Свирский, преподобные Геннадий и Никифор, Елеазар и Назарий Олонецкие.
А вскоре сбылось и давнее тайное желание о. Александра. 23 марта 1966 г. его неожиданно вызвал Митрополит Никодим и благословил готовиться к монашескому постригу. В этот же день вечером в храме Ленинградской Духовной Академии пострижен был о. Александр в монахи: «Брат наш Гедеон», — услышал он произнесенное Митрополитом Никодимом новое, монашеское имя свое. Вострепетала душа новоначального инока, облекшегося в одежды ангельские и получившего имя неустрашимого защитника веры и благочестия — святого праотца Гедеона. И вот в тишине переполненного храма звучат слова первого наставления иеромонаху Гедеону:
Брат наш Гедеон! Свершилось великое событие в твоей жизни: ты, от юности Христа возлюбивый, оставил все временного жития сего, ни во что вменил его красоты и нашел иное житие, приняв труды и подвиги монашеские. Господь, видя доброе и искреннее твое произволение, облек тебя силой, славой и честью, ибо отныне ты — Гедеон, муж крепкий и сильный, и надлежит тебе везде, куда бы ни повел тебя Промысл Божий, быть неустрашимым защитником нашей веры Православной, хранителем Благочестия и чистоты Церкви. Господь вручает тебе меч, возьми его и защити церковь и священников Христовых от волков, хотящих погубить ее. Непрестанная молитва и исполнение обетов монашеских пусть будут правилом твоей жизни, подражай своему небесному покровителю — святому Гедеону Праотцу, проси у него помощи и укрепления и будь всегда верным воином Христовым. 8 мая 1966 г. в Николо-Богоявленском Кафедральном соборе Ленинграда Митрополит Никодим, вернувшись из Иерусалима, возвел иеромонаха Гедеона в сан архимандрита. Но недолго архимандрит Гедеон окормлял Олонецкую паству: 7 октября 1967 г. Святейший Патриарх Алексий и Священный Синод Русской Православной Церкви определили ему быть епископом Смоленским и Вяземским. Эта весть застала о. Гедеона в Троице-Сергиевой Лавре, и он, объятый трепетом и ужасом, поспешил к Преподобному Сергию, припав к святым мощам которого, просил его благословения, помощи и заступничества в предстоящем нелегком служении архиерейском.
21 октября 1967 г. в храме Ленинградской Духовной Академии после Всенощного бдения был совершен чин наречения архимандрита Гедеона во Епископа. При наречении он произнес речь, в которой говорил:
Ваше Высокопреосвященство, Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, духоносные архипастыри Божии! Когда я узнал об определении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и Священного Синода нашей Святой Церкви о бытии мне, многогрешному и недостойному, епископом Церкви Христовой, сердце мое и дух мой исполнились великого страха, и трепета, и смущения многого. Господи! Мне ли, не научившемуся быть епископом сердца своего, быть епископом Церкви Твоей, которую Ты приобрел бесценною Кровию Твоею! Могу ли я встать на сей великий свещник, чтобы светить людем Твоим? Ведь светильник мой едва теплится от скудости елея добрых дел моих. Знаю я, что путь епископского служения есть путь беспрерывных трудов и подвигов, путь терпения, страдания, уничижения, путь крестный.
Сам Великий Архиерей Господь Иисус Христос, пройдя Свой Крестный путь от Вифлеема до Голгофы, сказал продолжателям дела его на земле: Аще кто Мне служит, Мне да последует (Ин. 12,26). Страшится человеческая немощь моя сего Божественного последования, страшится подвигов Голгофских, страшится суда Божия за нерадение в этих подвигах. Страшит меня, что епископ подлежит суду не только Судии и Мздовоздаятеля Господа, но он, по словам святителя Иоанна Златоустого, принадлежит приговору всякого, суду всех — и мудрых, и неразумных… Если будешь действовать сильно, прослывешь жестоким, а если не сильно — холодным. Как многих вынужден огорчать волею или неволею! Как со многими вынужден будет поступать сурово, хотел бы того или не хотел! (Св. Иоанн Златоуст. Беседа 3 на Деяния Апостольские).
Оглядываясь на пройденные лета жизни моей, я все больше и больше убеждаюсь, что Промысел Божий вел меня по Своему усмотрению и всегда направлял мои намерения и желания. Двенадцатилетним мальчиком я прислуживал в алтаре, пел и читал на клиросе в церкви Божией с горячим желанием. Такую любовь к Богу, к храму Божию и молитве привила мне простая, неграмотная вдовица-мать Матрона Григорьевна. И Господь принимал молитвы и слезы сироты и вдовицы, помогал мне во всех моих благих начинаниях. С помощью Божией я поступил в число воспитанников Ставропольской Духовной Семинарии, где под мудрым и строгим руководством присно поминаемого мною старца-митрополита Антония (Романовского) мы, воспитанники, впитывали в себя богословские знания, любовь к Церкви, службам церковным и строгому отношению к церковным традициям. Теперь я радуюсь тому, что моя архиерейская хиротония совершится в храме, где святой благоверный и великий князь Александр Невский, который вел меня и покровительствовал мне во все дни жития моего до принятия монашества, присутствует особенно близко и ощутимо. На чине наречения горячо молилась о сыне, обливаясь слезами, его благочестивая мама и первой получила благословение ново хиротонисанного Архиерея, ее сына. В воскресенье, 22 октября 1967 года, за Божественной Литургией в Троицком соборе Александро-Невской лавры была совершена хиротония архимандрита Гедеона во епископа Смоленского и Вяземского. Хиротонию совершали Митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим, Архиепископ Таллинский и Эстонский Алексий (ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси), Архиепископ Новосибирский и Барнаульский Павел, Епископ Семфиропольский и Крымский Антоний, Архиепископ Дмитровский Филарет (ныне Митрополит Минский и Слуцкий), епископ Пермский и Соликамский Иоасаф и Епископ Подольский Гермоген (Орехов). Вскоре древний Смоленск торжественно встречал своего нового святителя. Владыка, прибыв в Смоленск, ознакомился с епархиальными делами и с присущей ему энергией, твердостью, последовательностью принялся за управление епархией. Особую заботу проявил Владыка об Успенском Кафедральном соборе, одном из крупнейших в Русской Православной Церкви. Несмотря на известные трудности и сложности, трудами и заботами Епископа Смоленского Гедеона была сменена кровля на соборе, в соборе проведено отопление, заасфальтирован соборный двор. В октябре 1968 г. Епископ Смоленский и Вяземский Гедеон был в составе делегации Русской Православной Церкви на торжествах освящения мира в Эчмиадзине. Смоляне полюбили нового святителя, да и он, уже ознакомившийся с епархией и паствой своей, имел обширные планы обустройства и развития Епархии. Но Господь уготовал ему новое, огромное и обширное поле Архипастырской деятельности: 2 февраля 1972 г. Преосвященный Гедеон, епископ Смоленский и Вяземский, был назначен епископом Новосибирским и Барнаульским. Назначение было неожиданным, но, как истинный монах, Владыка принял его с радостью и поспешил в обитель преподобного Сергия испросить Благословения и молитвенной помощи у Игумена Земли Русския.
Трудным и долгим был путь в Сибирь: неизвестность, новые, никогда не виданные места, новая паства — все это, конечно, волновало и тревожило Владыку. Но был и благоговейный трепет: ведь его ждала прославленная множеством святых угодников и подвижников, обильно политая мученической кровью Российская Голгофа — Земля Сибирская.
Но как только отслужил Владыка первую службу, сказал проповедь, сибиряки полюбили его, и началось длительное, многотрудное, но весьма полезное пребывание Владыки на Новосибирской кафедре. Первой заботой Новосибирского святителя было строительство храма, достойного полуторамиллионного города. Много трудов, сил и уменья, молитвенного подвига приложил Владыка, чтобы осуществилось его сокровенное желание. В то время, когда строить еще никто не решался, в Новосибирске началось строительство нового Кафедрального Вознесенского Собора по проекту, удостоенному диплома первой степени. Вскоре Новосибирск украсил новый собор, могущий вместить пять тысяч человек. На средства Владыки был построен нижний — Гедеоновский храм, с престолом в честь святого праведного Праотца Гедеона и святого благоверного князя Александра Невского. При строительстве пригодился Владыке армейский опыт, когда командовал он взводом строителей. Владыка жил стройкой, переживал, если что-то не получалось, а иногда, чтобы поддержать дух строителей, сам брал в руки лопату, кирку, лом. После собора Владыка построил не один десяток храмов — всего за 18 лет пребывания в Сибири им построено 50 храмов, так что сибиряки с любовью называли его «Владыкой-строителем». И если в это же время кто-то увлекался чем-то иным, то Владыка Гедеон прекрасно разбирался в вопросах строительства, знал марки и наименования деталей, стройматериалов и т.д. Журнал «Голос Православия» писал очень подробно о строительстве новых храмов в Сибири. Об этом рассказано в статье: «Церковное строительство в Сибири» (Берлин, 1983, №9 сс. 8-11).
В далекой земле Сибирской с особой яркостью раскрылись таланты, дарования, выдающиеся способности Владыки Гедеона. О нем, сыне неграмотной вдовицы, узнал весь мир. А наипаче тянулась к нему его паства. В качестве примера можно привести письмо, пришедшее в редакцию епархиальной газеты «Православный Вестник Ставрополья» от верующей жительницы г. Омска, которое можно назвать благодарным голосом Сибири своему святителю-труженику:
Добрый день, дорогие Ставропольцы: отцы, братия и сестры! Хочется вспомнить в дни приближающегося Дня Ангела о добрых делах и подвигах нашего доброго Владыки Гедеона. Я несумняся называю его нашим, потому что много сил отдал он нам, Сибирякам. До седины трудился наш неутомимый труженик. Были трудные 70-ые годы, когда наш собор в Новосибирске переживал смуты и раздоры, вплоть до закрытия единственного для такого огромного города, а также и области храма. Думается, нелегко было и страшно ехать молодому Владыке в далекую суровую Сибирь, а более того, в неспокойную, бушующую паству. Надеясь на милость и помощь Божию, прибыл к нам этот добрый и кроткий пастырь. И люди приняли его с любовью. Владыка в первое время по приезде так мудро и тихо входил в храм, как простой мирянин, правда в рясе, но обычными дверями и сразу начинал молиться, а когда кто-нибудь увидит из алтаря, что Владыка в храме, открывали царские врата и под пение «Исполла» уже тогда Владыка проходил в алтарь. А как много в такие трудные 70-ые было у него молодежи: послушники, иподиаконы, диаконы и, конечно же, ставленники. Владыка любил службу и передал эту свою любовь прихожанам, этим и умилил собор… В соборе Владыка в Великий пост читал сам буквально все. А на какой высоте в соборе было пение! Во время его служения было иногда по четыре хора. И от такого торжественного пения замирало сердце, а душой были мы все не на земле, а на небе. Такой службы теперь нам не слышать до самой смерти, если только Господь сподобит там у Него слышать это ангельское служение. Да и проповеди Владыки были просты, доступны всякому возрасту. Владыка был внимателен и милостив ко всем нуждающимся и обремененным. От него никто не уходил не утешенным…
Поэтому Владыка Гедеон именно такой Архипастырь, каким требуется быть, по словам апостола Павла. Да, вы счастливы, что Господь теперь вам послал такого Архипастыря, великолепного служителя и миротворца. Но в Сибири Владыка увековечил свое имя и тем, что под его чутким и мудрым руководством деревянный собор был перестроен в просторный кирпичный собор с росписью. А нижний храм этого собора сооружен на личное пожертвование Владыки во имя святого князя Александра Невского и праведного Гедеона с резным иконостасом и живописью, где и икона преподобной Матроны, имя которой носит его престарелая мама. А как он щедро награждает служителей! Вот за все эти заслуги Господь удостоил Владыку высшей награды — сана митрополита. О, если бы Господь благословил помолиться на службе дорогого Владыки, это поистине была бы величайшая радость души. Господи! сохрани нашего дорогого Владыку Гедеона на многая, многая, многая лета. С праздником! С дорогим именинником! И нижайшим поклоном его маме. Прошу святых молитв и благословения. Судьина Галина.
Еще в юности называли будущего Владыку миротворцем, когда он мудро и находчиво решал возникавшие конфликты и несогласия. Когда же стал Владыка на высокий свещник Архиерейского служения, то Святая Русь обрела в нем великого патриота, печальника и защитника. Сколько раз достойно, авторитетно, блестяще, неотразимо представлял Владыка свою Отчизну на мировой арене. Он, сын простых казаков, сердечностью, душевностью, простотой покорил Америку и американцев. После проповедей в православных храмах Америки плакали выходцы из России, вдруг вспомнившие и веру свою, и традиции, и обычаи. И именно Америка, современная, цивилизованная страна, рукоплескала Российскому Сибирскому Архиерею, когда узнали, что он строго соблюдает пост. А многие ли могут похвалиться дипломами об избрании почетным гражданином сразу нескольких городов и штатов США, обладателем которых является Владыка?
Священноначалие нашей Церкви по достоинству оценило и оценивает ревностные труды нашего святителя.
31 декабря 1974 г. Святейший Патриарх Пимен наградил епископа Новосибирского и Барнаульского Гедеона орденом святого равноапостольного князя Владимира 2 степени, 2 сентября 1977 г. Владыка был удостоен сана Архиепископа. Ко дню 50-летнего юбилея Архиепископ Гедеон награжден орденом преподобного Сергия Радонежского 2 степени.
Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена от 2 сентября 1987 г. во внимание к усердным архипастырским трудам на пользу Церкви Христовой Архиепископ Новосибирский и Барнаульский Гедеон был удостоен сана митрополита. 22 октября 1992 г. Митрополит Гедеон награжден Святейшим Патриархом Алексием II орденом святого благоверного князя Даниила Московского. Владыка отмечен высшими наградами Поместных Православных Церквей.
Казалось бы, предел достигнут, зенит славы наступил, можно было бы и в лаврах почивать. Но не таков наш святитель: Вся моя жизнь — непрестанное движение, — часто говорит Владыка. Управляя огромной Новосибирской епархией, он стремился посетить все отдаленные, глухие места, чтобы и там возжечь лампаду Святого Православия. Однажды Владыка посетил в Горно-Алтайске последнюю монахиню женского монастыря, которой было более 100 лет. Старица вместе с Владыкой пела тропарь «Спаси Господи люди Твоя…» и сказала, что последний архиерей, которого она видела, был Владыка Макарий (Невский, † 1926 г.). Желанием Владыки было прикоснуться ко всем сибирским святыням, поклониться им, ибо в них обретал он источник духовной силы и постоянного подвига.
В 1984 г. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена был установлен новый церковный праздник — в честь всех святых, в земле Сибирской просиявших. В 1987 году было совершено освящение новосооруженного храма в г. Черепаново Новосибирской области в честь всех сибирских святых. В слове, посвященном этому событию, Владыка говорил:
Радуется и хвалится ныне Сибирь великая, находясь под молитвенным покровом святых своих. Радуется паства сибирская, имея предстателями пред Престолом Святыя Троицы великих молитвенников и всея Сибири чудотворцев: Иоанна, митрополита Тобольского, Иннокентия и Софрония, епископов Иркутских, праведного Симеона Верхотурского, мученика Василия Мангазейского и весь сонм Сибирских подвижников и новомучеников, которые ныне прилежно молятся о нас, совершающих светлое торжество в первом храме, посвященном их памяти.
В 1989 г. в г. Новосибирске прошли торжества, посвященные 1000-летию Крещения Руси. На торжественном собрании, посвященном этому юбилею, Владыка выступил с обширным, обстоятельным докладом, в котором прослежен 1000-летний исторический путь Православия на Руси, дана глубокая экклезиологическая оценка того, что принесло Крещение русскому народу и Русскому государству.
Прекрасно сказано в этом докладе о том, почему Русь именуется Святой: …потому что просветилась и освятилась Святым Крещением, потому что Матерь Божия избрала ее земным уделом Своим и осеняет ее чудным Своим Покровом, потому что Земля Русская дала миру много святых угодников Божиих, потому что русский народ издревле любил и почитал Святых своих сродников и молитвенников за землю Русскую и стремился своей жизнью подражать им в святости.
Говоря о Русской Православной Церкви как Апостольской Церкви, Владыка подчеркивает, что начало Евангельской проповеди среди восточных славян, наших далеких предков, Предание связывает с именем святого апостола Андрея Первозванного. Тысячу лет назад Русь приняла от Византии величайший Божественный дар — Святое Православие. Православная Византия своим первоапостолом также почитает Андрея Первозванного. Свое Апостольское достоинство Русская Православная Церковь преумножала через миссионерскую деятельность.
В этом же году Владыка возглавил делегацию Русской Православной Церкви в США, выехавшую туда на празднование 1000-летия Крещения Руси. В Свято-Владимирской Академии Владыка выступил с докладом «Православие в Сибири и Америке». В этом докладе подробно прослежена многовековая история распространения Православия среди народов Сибири и Америки. Бессмертным останется подвиг, — подчеркнул Владыка, — православных сибирских миссионеров в создании национальной письменности для многих сибирских народов. Исторические, этнографические труды Григория Новицкого, архимандрита Макария (Глухарева), Митрополита Иннокентия (Вениаминова, † 1879 г.), протоиерея Василия Вербицкого († 1890 г.), архиепископа Дионисия (Хитрова † 1896) и многих других сибирских миссионеров сохраняют свое научное значение до настоящего времени… Русская Православная Церковь насадила и на протяжении более чем полутораста лет взгревала православие в землях Американского континента (ЖМП, 1990 №11, с. 20-21).
Кроме США, где Владыка находился дважды, он, по благословению священноначалия нашей Церкви, был также в Японии, Германии, Югославии, Чехословакии, Польше, Италии, Греции, Израиле, Индии, Румынии, Канаде, на Кипре. И везде он достойно с пользою многою для Церкви и Отечества нашего исполнял все возложенные на него послушания.
Упомянутые мною доклады уже свидетельствуют о нашем Архипастыре как о православном богослове и мыслителе. Труды Владыки отличаются глубоким знанием Священного Писания и Священного Предания, святоотеческого учения, богословской эрудицией, ясностью, простотой, доступностью и точностью изложения. Это сборники проповедей (некоторые из них напечатаны в Журнале Московской Патриархии), ежегодные Рождественские и Пасхальные послания, слова и речи по разным случаям, выступления на конференциях и встречах.
В Новосибирске встречи Владыки с учеными были регулярными. Да и не только с учеными, но и с преподавателями, студентами, работниками культуры и др. Ученые после таких встреч говорили Владыке: Владыко, мы научились разлагать молекулы на атомы, но никогда не задумывались, зачем и для чего это и к каким последствиям может привести, нам никто не говорил о Боге, о любви, о заповедях Божиих.
Предметом особого внимания, заботы Владыки является благолепие и благоустройство приходской жизни. В Сибири все знали: Владыка теплохладных не любит, будучи сам всегда в действии, в движении, он от духовенства требовал активного труда, служения, проповедничества, соблюдения чистоты Православия. Неоднократно обращался Владыка к духовенству с особыми посланиями, в которых разъяснял, как надлежит совершенствовать церковные службы, таинства, напоминал, как следует обращаться со святынями, и, прежде всего со Святыми Антиминсами. Незаметно, благодаря кропотливым трудам Владыки, сложилась удивительная гармония в Новосибирской епархии: архиерей и духовенство жили одними мыслями, одними устремлениями, намерениями, батюшки не укрывались от своего святителя, а спешили поделиться с ним своими радостями: кто храм или крестильню построил, насколько возросло число крещений и венчаний, как вырос доход и т.д. Будучи Сибирским Архиереем, Владыка совершал паломнические путешествия во Святую Землю (1980 г.) и дважды на святую гору Афон. Впечатления об этих путешествиях, трепетные воспоминания о посещении этих мест Владыка описал в двух книгах: «Воспоминания паломника о посещении Святой Земли» и «Гора Афон — Гора Святая».
Побывать во Святой Земле — это заветное желание каждого христианина. Всею душою, всем сердцем стремился Владыка туда, где некогда родился, жил, учил и пострадал на Кресте наш Господь. Но Господь, положивший в своей власти времена и сроки, сподобил Владыку приехать во Святую Землю и поклониться всем ее святыням тогда, когда здоровье его было подорвано. Ему, перенесшему два инфаркта, не советовали ехать, просили поберечь себя, не рисковать. Уже когда он отъезжал в Иерусалим, Владыке предложили щадящий режим. Но Владыка, прибыв во Святую Землю, несмотря на летнюю средиземноморскую жару (было около 50 градусов по Цельсию), спешил посетить все Святые места и с глубокой верой припадал к ним, трепетно облобызал их, и произошло чудо: после возвращения на Родину врачи не обнаружили рубцов на сердце.
Так, в неустанных трудах, в постоянном пребывании в Епархии со своей паствой, за что особо ценил Владыку покойный Патриарх Пимен, прошли 18 долгих сибирских лет.
25 января 1990 г. Владыка получил указ Святейшего Патриарха Пимена о назначении его митрополитом Ставропольским и Бакинским. Покинув родное Ставрополье молодым человеком, Владыка вернулся убеленным сединами, маститым иерархом Русской Православной Церкви.
10 февраля 1990 г. Владыка поездом из Новосибирска прибыл в город Невинномысск, где его встречали заполнившие перрон верующие. С вокзала Владыка сразу же поехал на место строительства нового храма, осмотрел его и благословил. Присутствующие были удивлены тем, что Владыка прекрасно разбирается в строительстве, легко и свободно ходит по строительным лесам. Осмотрев храм, Митрополит Гедеон направился в свой кафедральный град Ставрополь и по прибытии в него сразу же отслужил благодарственный молебен в кафедральном соборе святого апостола Андрея Первозванного. Обращаясь к духовенству и молящимся, Владыка сказал, что прибыл в Ставрополь из далекой холодной Сибири, где пробыл 18 долгих лет.
Я привез вам, — говорил Владыка, — благословение от святынь земли Сибирской, от Абалацкой иконы Божией Матери. Приехал не отдыхать, а трудиться. Прошу вас всех принять меня в свою любовь, и будем вместе с вами молиться, трудиться, дабы этим славилось Имя Божие и процветала Ставропольская и Бакинская епархия. 15 февраля, в день Сретения Господня, Владыка отслужил первую Божественную Литургию на Иерусалимском Антиминсе, подаренном ему Иерусалимским Патриархом, в сослужении с благочинными и настоятелями Ставропольской и Бакинской Епархии. Вскоре, Владыка доложил Святейшему Патриарху Пимену о вступлении в должность Управляющего Ставропольской Епархией. Святейший Патриарх призвал Божие благословение на труды Владыки по управлению огромной епархией. Новая страница жизни Владыки началась на Кавказе.
Первые же дни пребывания митрополита Гедеона ознаменовались событием исторического значения: прибыв в Ставрополь, Владыка сразу объявил о возрождении Ставропольской Духовной Семинарии и стал первым ее жертвователем, внеся из личных сбережений 40 000 рублей и более 1000 томов из личной библиотеки. Надо сказать, что Семинария является предметом особой заботы Владыки: он стал первым ее ректором, когда не хватало преподавателей, пошел в аудиторию и вел гомилетику, посещал занятия и экзамены. Какую бы гуманитарную помощь ни получала епархия, Владыка благословляет либо все полученное, либо большую часть отдать в Семинарию. Когда же возникли определенные финансовые трудности, Семинария получила 200 тыс. рублей от всемирно-известного врача-офтальмолога академика Святослава Николаевича Федорова, переведенных им по просьбе Владыки митрополита.
В настоящее время Владыка является Ректором Семинарии, и это весьма благотворно влияет на все стороны жизни единственной на юге России Духовной школы. Вырос авторитет Семинарии, значительно улучшен учебный процесс, назначены о. Инспектор, о. Эконом, о. Духовник, солидные преподаватели. Особую заботу проявляет Владыка о студентах Семинарии, вникает в проблемы быта, обеспеченности всем необходимым и незамедлительно оказывает помощь нуждающимся. Встречаясь с руководителями любого ранга: от Президента до председателя колхоза — Владыка рассказывает им о Семинарии, о том, что она не финансируется из бюджета, и призывает оказывать помощь и поддержку Семинарии. На просьбы Владыки Ректора откликнулись многие. Особую помощь и поддержку оказывает Семинарии президент Ингушетии Р. Аушев, неоднократно помогавший продуктами питания, а в 1996 г. передавший в дар автобус ПАЗ.
С приходом митрополита Гедеона на Ставрополье наша епархия начала стремительно расти и шириться. За семь лет число приходов увеличилось более чем вдвое: если в январе 1990 г. их было 103, то ныне около 260. Более 100 храмов возвращено и строится заново. Когда Владыка приехал в Минеральные Воды, то был поражен тем, что в храме за 30 лет ни одного гвоздя не вбито, и благословил строить новый храм. И уже в Минеральных Водах, Кисловодске, Ессентуках, Иноземцеве, Лермонтове и многих других городах и весях возрождаются и строятся храмы. Близится к завершению строительство огромного Покровского собора в Минеральных Водах. Быстрыми темпами идет сооружение величественного Никольского собора в г. Кисловодске, возрожден и освящен Владыкой красавец Михаило-Архангельский собор в г. Пятигорске, стоявший в запустении и оскверненный. 14 октября 1994 г. Владыка освятил новопостроенный уникальный Покровский собор в г. Невинномысске, от созерцания которого пришел в восторг Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, посетивший Ставрополье в августе 1994 года. Возрождены и уже действуют древний Крестовоздвиженский храм в Ставрополе, Успенский храм в селе Красногвардейском, Петропавловский храм в селе Отказном, Покровский храм в станице Григорополисской и многие другие.
За короткое время Владыка объехал всю Епархию, посетил все находящиеся на ее территории республики, большинство приходов. Встречаясь с местным руководством, Владыка всегда решает множество церковных проблем. Так было у нас в Ставрополе, когда на первой же встрече с краевым руководством Владыка Гедеон повел конкретный разговор о проблемах Епархии.
Еще тогда Владыка поставил вопрос об архиерейских покоях, отторгнутых у Церкви и отделенных от нее так называемой «Берлинской стеной». И только решением нового краевого руководства, возглавляемого Е. С. Кузнецовым, Архиерейские покои были возвращены Епархии и под руководством Владыки весьма быстро возрожден древний архитектурный комплекс г. Ставрополя, ставший украшением города.
Владыка, как патриот и миротворец, спешит туда, где трудно, где его паства страдает и нуждается в ободрении и поддержке. Когда в 1990 г. пролилась кровь в Баку, он поспешил туда. Люди, узнав о его приезде, сообщали друг другу: «Митрополит приехал, теперь у нас будет мир». И действительно, приезд Владыки, его братские встречи с шейхом, встречи и беседы с руководством Азербайджана сделали великое дело: в Баку наступили умиротворение и спокойствие. В результате пребывания Владыки в том же году в Чечено-Ингушетии и ее столице — Грозном, встреч с руководством республики было сразу открыто восемь храмов. Когда возникали нестроения в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Осетии, Владыка везде возвышал свой голос в защиту мира, а его поддерживающие, ободряющие послания непрестанно передавались средствами массовой информации. Благодаря мощной поддержке Духовного лидера Кавказа ситуация в этом регионе не вышла из-под контроля и ненавидящие мир были посрамлены.
В 1992 г. наш Владыка принял участие в работе двух международных конференций религиозных деятелей. В октябре — в Грозном и в ноябре — в Баку. В Грозном Владыка покорил руководителей республики глубокой верой, мудростью, любовью к людям. Ситуация была очень напряженной: работали буквально под дулами автоматов, но Владыка не дрогнул и не испугался, а, взяв слово, рассказал собравшимся о факте, имевшем место в его отрочестве. Когда чеченцев везли в холодную Сибирь, в так называемых «телячьих вагонах», то один из составов остановился на ст. Зимовники Ростовской области, где тогда жил Александр Докукин со своей вдовицей мамой. В душных, грязных вагонах толпились измученные жаждой и тяжелыми лишениями люди: женщины, старики, дети. Видя их горе и отчаяние, мама набрала чистой воды, и послала сына дать горцам. И мальчик пошел, не побоявшись ни колючей проволоки, ни охраны (а ведь могли и убить), и давал изможденным людям утолить жажду. Горянка, увидев ребенка, дрожащей рукой протягивающего ей воду, заплакала… «Поднимется ли у вас на меня рука?!» — спросил Владыка, и в ответ прозвучало: «Нет, Владыка, никогда!» Многие плакали, а один из присутствовавших муфтиев подошел к Владыке, обнял его со слезами на глазах и сказал, что, когда везли его насильно в Сибирь, он помнит, как на одной из станций мальчик поил их водой. «Вы Божий человек. Вас послал нам Аллах!» — говорил мусульманин Владыке. А главный муфтий назвал Владыку «духовным отцом мусульман».
Автоматчики исчезли, установилась атмосфера мира и взаимопонимания, были приняты совместные итоговые документы. Надо отметить, что на Грозненской конференции были попытки со стороны окружения Дудаева квалифицировать конфликты на Северном Кавказе как межрелигиозные, но Владыка решительно отверг такую постановку вопроса, заявив, что на Кавказе нет конфликтов на религиозной почве и быть не может, т.к. у верующих людей — христиан и мусульман — нет причин для вражды и разделений. Была также попытка выдвинуть господина Дудаева на звание лауреата Нобелевской премии мира, но Владыка снял этот вопрос с повестки дня религиозной конференции.
Эти две конференции разработали основы строительства на Кавказе Кавказского дома, чтобы все народы, в нем живущие, могли пребывать в мире, покое, счастье, тишине.
Будучи в Баку, встречаясь с президентами Азербайджана Муталибовым, Абульфазом Эльчибеем, Митрополит Гедеон просил не оставлять на произвол судьбы русских людей, которых в Азербайджане проживает более 500 тысяч. Руководители Республики вняли просьбе Митрополита. Президент посетил Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы г. Баку, обратился к православному народу, сказав, что все русские, проживающие в Азербайджане, — полноправные его граждане, и никто их не притеснял и притеснять не будет. Оказав моральную поддержку, президент выделил солидную помощь нашим храмам в Азербайджане — сто миллионов рублей.
За активную миротворческую деятельность на Кавказе Владыке в 1993 г. присвоено звание Лауреата международной премии за укрепление мира на Северном Кавказе.
В июне 1993 г. в столице Карачаево-Черкесии г. Черкесске в торжественной обстановке Митрополиту Гедеону был вручен диплом Лауреата, памятный знак и денежная премия, которую Владыка передал Ставропольской Духовной Семинарии и детям-инвалидам.
По просьбе руководства Ассоциации городов юга России Владыка выступил с обстоятельным докладом, в котором дал общий анализ происходящего на Кавказе, да и в России. Виной всех бед и несогласий назвал Владыка безбожие, бездуховность, безнравственность и особо указал, что если мы хотим прочного и нерушимого мира, то должны вернуться к вере в Бога и религиозной нравственности, к Библейскому пониманию призвания человека и смысла человеческой жизни. Провидя будущее, Владыка пророчески (и это потом отмечала пресса) предсказал судьбу Дудаева и Хасбулатова. К сожалению, тогда к этим словам Владыки-Миротворца обезбоженное руководство не прислушалось, что через короткое время привело к печальным последствиям, чего можно было избежать.
Признавая неоценимый вклад Владыки в миротворческую деятельность на Кавказе, Российский фонд мира наградил митрополита Гедеона золотой медалью мира. 12 сентября 1993 г. Владыка стал почетным гражданином г. Кисловодска. Диплом № 1 о присвоении звания вручил Владыке мэр города Товкань.
4-6 октября 1993 г. в г. Ставрополе работала созванная по инициативе митрополита Ставропольского и Бакинского Гедеона международная миротворческая конференция «Религия и религиозные деятели как укрепляющая и консолидирующая сила на Северном Кавказе». В работе конференции приняло участие более 500 человек: христиане, мусульмане, представители других конфессий. На конференции были вице-премьер Правительства России В. Д. Лозовой, сотрудники Министерства по делам национальностей России и т.д. Конференция имела широкий международный резонанс и произвела громадное впечатление. Один из важнейших итогов конференции — объединение и консолидация религиозных деятелей в деле защиты мира на Священном Кавказе. Конференция единогласно постановила, что на руководящие посты должны назначаться и избираться люди, верующие в Бога, и это будет гарантией мира и стабильности.
25 марта 1994 года президент Союза предпринимателей юга России Р. Э. Гаврилов вручил Владыке орден Белого Орла, которого Митрополит удостоен за большую миротворческую деятельность и моральную поддержку предпринимательства. Ныне покойный Роман Гаврилов относился к Владыке с огромным уважением и неподдельным почтением. Достаточно сказать, что самолетом Гаврилова бесплатно ездили в паломничество по Святым местам Иерусалима и Палестины многие клирики и миряне Ставропольской Епархии, посланцы от Святейшего Патриарха, архиереи с Украины и др.
11 апреля 1994 г. Владыка Гедеон принял участие в миротворческой конференции религиозных деятелей в Назрани — столице Ингушетии. И вновь проявилась мудрость Владыки, его искреннее стремление к миру, единению, согласию. Выступление Владыки было пронизано заботой о сохранении дружеских братских отношений с мусульманами.
Самое ценное и нужное сейчас, — говорил Владыка, — забыть все то, что нас разъединяет, все обиды, невзгоды, и найти все то, что нас объединяет… К миру призвал нас Господь. Не надо ворошить прошлое, кто кого чем обидел, давайте выработаем новое, на что нам надо равняться и как нам надо идти, как нам надо сохранить мир на беспокойном Кавказе, потому что пролитие крови — это грех, ибо сказано «не убий», и оно должно быть объявлено государственным преступлением. И всякий проливший кровь должен за нее отвечать по всем законам — и Божиим, и человеческим.
Летом 1994 года, в Неделю Всех Святых, в земле Российской просиявших, состоялось вручение Высокопреосвященнейшему Митрополиту Гедеону высокой награды Родины — Ордена Дружбы Народов. По поручению Президента России орден вручил при большом стечении народа в Кафедральном соборе святого апостола Андрея Первозванного вице-премьер Правительства России В. Д. Лозовой. Поздравляя Владыку, он отметил:
Как отец духовный и молитвенник за народы своей Епархии, Владыка Гедеон являет пример самоотверженности и бескорыстия в выполнении Святой Русской Православной Церковью задач духовного возрождения народов. Я не раз был свидетелем личной храбрости и самоотверженности при выполнении Владыкой Гедеоном своего Архипастырского подвига. Не преувеличивая, могу сказать, что имя Владыки Гедеона стало синонимом человеколюбия.
На церемонии вручения ордена были также глава Ингушетии Руслан Аушев, губернатор Ставропольского края Е. С. Кузнецов, главы администраций Ставрополя, Кисловодска и др.
2-4 августа Владыка принимал участие в работе международного конгресса горцев. В своих выступлениях Митрополит Гедеон говорил о необходимости возрождения религиозной нравственности и духовности, об обязательных для каждого человека вечных и неизменных норм жизни, изложенных в Священном Писании.
В сентябре 1994 г. по благословению Владыки в Ставрополе прошла первая в России межрегиональная конференция «Религиозные и духовные проблемы человека», организованная Ставропольским Епархиальным Управлением и Ставропольским Государственным Техническим Университетом. Для проведения пленарного заседания Владыка предоставил Тронный зал Ставропольского епархиального управления. Открывая конференцию, Митрополит Гедеон отметил, что впервые в церковном зале собрались вместе богословы и представители светской, внецерковной, атеистической науки, и призвал к конструктивной совместной работе. Важнейшим моментом работы конференции стало признание светскими учеными несостоятельности мнения о том, что Церковь и священнослужители — это мракобесие, невежество, темнота, забитость. Конференция констатировала также, что секуляризация науки, ее отделение от Церкви и даже противопоставление Церкви сказались отрицательно, прежде всего, на самой науке, приведя ее к односторонности и ущербности. 25 декабря 1994 г. в Ставрополе прошли торжества по случаю 65-летия Митрополита Гедеона. Тепло поздравил Владыку с юбилеем Святейший Патриарх Алексий II, благословивший ко дню юбилея именную панагию.
1995 год — год 50-летия победы в Великой Отечественной войне. По инициативе и благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Гедеона 30 апреля, в Фомино воскресенье, в связи с праздником Победы прошел день поминовения защитников Кавказа. В хуторе Дыдымкине (Курский район) была отслужена панихида по 30 тысячам воинов — славных защитников Кавказа, лежащих там в братской могиле. Предваряя чин погребения, Владыка с сокрушением говорил:
…Когда окончилась война, вожди и воины, матери и дети всего мира клялись небу: больше не быть войне. И вот в год 50-летия Победы снова, но не священная, а постыдная война, братоубийственная война. Воины-братья, простите нас за безумство наше.
На день поминовения пришли тысячи и тысячи людей, духовные лидеры мусульман, главы республик, краев и областей, военачальники, казачество. Эта беспримерная акция призвана была послужить умирению мира на огнедышащем Кавказе, скреплению и объединению людей, прекращению нестроений и несчастий. К сожалению, пресса об этом умолчала, и поджигатели войны не были остановлены…
В сентябре 1995 г. Владыка активно участвовал в конференции «Религия и миротворчество», проходившей в Москве, и выступил на ней с основным докладом, высоко оцененным всеми участниками форума.
Говоря о многогранной и неизмеримой деятельности нашего маститого Архипастыря — Управляющего многосложной и многотрудной Ставропольской Епархией, — надо особо отметить то, что особую заботу свою проявляет Владыка о своей пастве, о русских людях, живущих в мусульманских республиках. Посещая Азербайджан, Дагестан, Кабардино-Балкарию, Ингушетию, Чечню, Карачаево-Черкесию, встречаясь с руководством этих республик, Владыка первым делом ставит вопрос о защите русского населения, строительстве храмов.
Особой болью и печалью отозвались в сердце Владыки братоубийственная война в Чечне и кровавые события в Буденновске. Все, что мог, делал Владыка для предотвращения кровавой бойни в Чечне; но у некоторых политиков и ретивых генералов жажда крови оказалась сильнее голоса разума. Два года лилась кровь в Чечне, погибли тысячи невинных людей, еще большее число губит невнимательное обращение, лишения и муки.
Владыка однозначно осудил беспрецедентный бандитский акт Басаева в Буденновске и потребовал сурового наказания для бандитов. Те страшные дни начала июня 1995 г. ознаменовались чудесным явлением Божией Матери над больницей, где были бандиты и заложники. Очевидцы увидели Матерь Божию в багряном одеянии, молящуюся у храма Сына Своего. Видели Матерь Божию и чеченцы-террористы, поспешившие покинуть город. В память чудесного избавления от террористов по благословению Владыки написан образ Святокрестовской Божией Матери, который доставлен в Казанский храм Буденновска, где он и ныне пребывает.
В октябре 1995 года, спустя 60 лет, Владыка посетил свою родину — станицу Ново-Покровскую, поклонился родным и близким, лежащим на местном кладбище, служил в храме, беседовал с земляками и передал от себя и мамы 5 миллионов рублей на строительство нового храма.
Объезжая Епархию, владыка обязательно посещает отдаленные глухие приходы, совершая Архиерейские службы там, где Архиерея никогда не было: в Сабле, Баксане, Труновке, Дмитриевском, Калиновском и т.д. Прибыв в Саблю, Владыка направился на кладбище, где отслужил заупокойную литию на семейной усыпальнице Солженицыных.
Когда Владыка приезжает на приход, то обращает пристальное внимание на все стороны приходской жизни: в каком порядке храм, алтарь, Святой Антиминс, облачение и как служат священники, как они проповедуют, как ведут себя. Весьма строго относится Владыка к соблюдению финансовой дисциплины, наказывая за ее нарушение.
В поле зрения Владыки всегда находятся события, происходящие в нашей стране: он живо реагирует на новые явления, публикации в прессе, сообщения по радио и телевидению.
Владыка благословил возрождающееся казачество, а на Ставропольском Круге казаков отслужил молебен и произнес замечательное слово. Владыка принял участие в работе I съезда народов Осетии, выступление Владыки собравшиеся не раз прерывали аплодисментами, а президент, тронутый речью Кавказского Святителя, пообещал построить во Владикавказе собор в честь святого великомученика. Георгия Победоносца.
Владыка принимает участие в работе Поместных и Архиерейских соборов, его выступления на последнем Архиерейском соборе были оценены Святейшим Патриархом Алексием II как очень правильные.
В 1992 году Владыка в сопровождении священников Ставропольской Епархии совершил, по приглашению блаженнейшего Патриарха Иерусалимского Диодора, паломническую поездку в Святую землю, в Святой град Иерусалим. Полмесяца паломники находились там, идеже бе Господь, поклонялись Всем Святыням Палестины, и везде: в Назарете, Вифлееме, на Божественной трепетной Голгофе, на Гробе Господнем — Владыка молился о своей многочисленной Кавказской пастве, об Отчизне нашей, о умирении мира, прекращении вражды, нестроений и несогласий. Владыка и сопровождавшие его сослужили Блаженнейшему Патриарху на всех службах Страстной Седмицы, были участниками и очевидцами величайшего, таинственного события — снисхождение Божественного огня на Гроб Господень. Вышедший из Гроба Господня с Благодатным огнем Иерусалимский Патриарх передал эту великую святыню Владыке, и Архиерей Русской Православной Церкви в алтаре храма Воскресения Христова раздавал его множеству народа. В Святую Пасхальную ночь Владыка служил Литургию на Гробе Господнем.
Там, в Святой Земле, через нашего Архипастыря Господь явил дивное чудо. Когда Владыка совершал Великое водоосвящение на берегу Священной реки Иордана, послушницу Горненской обители, управлявшую автомобилем, который возил паломников, укусил скорпион. Укус этот, как известно, смертелен. Матушка испугалась, стала покрываться пятнами, требовала, чтобы везли ее к врачу, а Владыка, повелев принести освященную Иорданскую воду, благословил укушенное место, окропил святой водой, и покраснение на глазах стало исчезать, боль прошла, матушка повеселела, глазам своим не веря.
Ежегодно совершает Владыка паломническую поездку в Сергиев Посад, в Троице-Сергиеву Лавру, к преподобному Сергию, чтобы поклониться его цельбоносным мощам и припасть к нему с молитвой и многими печалями. В 1992 г., побывав у преподобного Сергия, Владыка направился в Дивеево, к батюшке Серафиму, честные мощи которого встречал в Москве в феврале 1991 года, а в июле того же года провожал из Москвы.
Особое проникновенное слово надлежит сказать о маме Владыки блаженно почившей 27 мая 1997 года. Простая, но глубоко верующая, мудрая матушка Матрона была самым родным и близким человеком для Владыки. Владыка безмерно благодарен своей родительнице за то, что воспитала его православным христианином, что никогда не оставляла его, а всегда помогала материнским советом и материнским словом. Почтительное, истинно сыновнее отношение Владыки к маме известно всем нам. В Сибири на примере отношения Владыки к маме родители воспитывали детей. Номер нашей епархиальной газеты, поместивший поздравление Владыки маме в День ее Ангела, был моментально разобран, — всех привлекло, как тонко, с глубокой любовью и нежностью, обращается сын — Митрополит к старенькой маме. Мама часто бывала у Владыки в Смоленске, в Сибири, сопровождала его в нелегких, длительных поездках по епархии. В одном из храмов Сибири увидела она редкую икону, о которой даже местное духовенство не знало: «Камень Помазания». Где бы ни находился Владыка, он обязательно присылал маме телеграмму, а в дни праздников — поздравление, под которым всегда стояла неизменная подпись: «твой сын и богомолец». Всечестная старица, матушка Матрона была награждена Его Святейшеством Святейшим Патриархом Алексием II ко дню славного юбилея — 90-летия со дня рождения — орденом Святой Равноапостольной княгини Ольги. Наш Владыка всегда беспокоился о здоровье своей родительницы, непрестанно молился о ней. И Господь, видя неподдельную истинную любовь Владыки к своей маме, вновь и вновь продлевал дни ее жизни. Неоднократно мы являлись свидетелями того, что мать Владыки уже, казалось бы, умирает. Врачи отказываются что-либо делать, говоря, что медицина уже бессильна. И любящий сын, Владыка оставляет все дела и едет в Кисловодск, к одру умирающей мамы. Приезжает — мама уже никого не узнает. И Владыка, надеясь на всемогущую помощь Божию, начинает горячо и со слезами молиться. И Господь по молитве Святителя являет чудо: мама восстает от одра болезни, становясь бодрее и крепче. И когда мама здорова, у Владыки на душе светло, спокойно и радостно. Ведь кто еще поймет, поддержит в трудную минуту, как не мама. Она и утешит, и мудрый материнский совет даст. Сколько могло продолжаться чудо, оно длилось. Молитвы Владыки, молитвы всех нас, молитвы деток, которым она очень верила, хранили матушку Матрону. Но исполнились сроки, и эта святая женщина мирно отошла ко Господу в светлые пасхальные дни 1997 года. Не только все верующие Ставропольской Митрополии, но и множество людей в России и во всем мире разделили с Владыкой его горе. Свои соболезнования прислали Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, Предстоятели других Православных Церквей, государственные и общественные деятели. Чистосердечные, искренние, простые, преклоненные материнские молитвы и сегодня, по блаженном успении всечестной старицы Матроны, хранят нашего Владыку, хотя и бывает ему весьма и весьма нелегко.
Протоиерей Павел Самойленко