По примеру жен-мироносиц много христианок обратились с живой верой ко Христу. В истории христианства мы видим множество матерей и женщин, которые возлюбили Господа и Святую Церковь больше, чем свое благородное происхождение, земную славу, почести, богатства, наслаждения мира. Некоторые с большим мужеством и терпением распространяли учение Христово и просветили много стран.
Сегодня так много говорят о том, что женщины во многих мужских профессиях могут добиться успеха. Переламывая общественное мнение, женщины надели брюки, сели за руль, отстояли свое право на прочие удобства современного мира. Женщины занимают руководящие должности, участвуют в политической жизни страны, и даже становятся первыми лицами государства. И это замечательно, это соответствует духу времени, нисколько не умаляя роли мужчин в этом самом времени…
Только вот жаль, что в этой гонке за лидерство женщины часто теряют свою исключительность. Сегодня принято считать, что человек способен добиться всего упорством и самоотдачей, терпением и трудом. Безусловно, это так, но не стоит забывать, что все хорошо в меру. И даже эти замечательные качества должны быть приложены с умом. Прежде чем ломиться в закрытые двери, стоит уточнить, а те ли это двери, которые нам нужны.
В нашем мире все еще остаются женские сферы и мужские. И как писал классик, «все профессии нужны, все профессии важны». Безусловно, в современном мире женщины стали активнее, сильнее, благодаря снижению количества профессий с исключительно физической нагрузкой их роль в обществе значительно возросла. Но они не перестали быть женщинами и не перестали отличаться от мужчин. Не в худшую и не в лучшую сторону, а просто — отличаться. И в силу этого существуют сферы, в которых женщинам трудиться легче, нежели противоположному им полу.
Почему же об этом никто не говорит? Вместо того чтобы кричать о победах в мужских профессиях, почему бы нам не говорить и не гордиться женскими занятиями. Ведь они, мужчины, этого не могут.
Широкое и искреннее сердце, которое может много вместить, даровал женщине Господь. Именно сердцем живет женщина, и если оно преисполнено любовью к Богу, то Господь Сам ведет ее путем к Царству Небесному, самое сложное — это понять, чего же от тебя хочет Господь и какое служение будет по силе именно тебе. Но понявшие это твердо стоят на своем пути и проносят Христу богатые плоды.
Те же, кто сам не знает, чего хочет, часто ссорятся и критикуют существующие устои. Возможно, в этом кроется одна из причин того, что многие современные дамы критически относятся к тому, что в Православии отсутствует практика женского служения. Дескать, а почему нам нельзя?
Пожалуй, ответ на этот вопрос во многом зависит от степени воцерковленности отвечающего. Человек, далекий от Православия, возмущается тем, что женщины в храме должны покрывать голову, носить юбки, не могут принимать участия в богослужениях, входить в алтарь и тем более быть священником. Хотя на самом деле каждому из этих запретов есть понятное объяснение, неразрывно связанное с догматами и традицией Церкви.
Вот, что говорит протодиакон Андрей Кураев по поводу женского священства:» В христианском мире существует разное его понимание. У лютеран, англикан есть женское священство, у православных его нет. Но я бы сказал, что есть. В том смысле, который вкладывают в это понятие протестанты, можно утверждать, что у православных оно тоже есть. Ведь у протестантов нет литургии, у них пастор — это всего навсего проповедник. И с этой точки зрения женщина у нас тоже может быть «священником» — преподавать в воскресной школе, читать проповедь по телевидению и так далее. У нас нет запрета на женскую проповедь…
Но есть Таинство Евхаристии. А Литургия — это икона, образ. Литургия — сценическая икона Тайной Вечери.
А Христос прошел через таинство обрезания, он был не просто общечеловек, а, несомненно, мужчина. Потому священнику так важно уподобиться Христу, внутренне, конечно, в первую очередь, но ведь и внешне. Сотворить образ Христов. Потому и борода, и волосы. Литургисающий должен быть мужчиной. Кроме того, священник обязан исповедовать, а женщина (это мое частное мнение) для этого слишком эмоционально отзывчива. Дело даже не в том, что по ее лицу можно будет читать все, что рассказывают ей на исповеди, а в том, что исповедуют порою такое… Нет, это не женский крест…»
Для тех, кто не понаслышке знаком с историей Церкви, известно, какую роль играли и играют в ней женщины. Мы знаем, что в трудные для Русского Православия времена, когда вера наша была поругаема, Церковь выстояла только благодаря нашим бесстрашным бабушкам, передавшим семена веры своим детям и внукам. Известно, что в советские времена именно их духовное горение, преданность Церкви помешали власти осуществить до конца свои антирелигиозные планы. Из-за катастрофической нехватки мужчин в церковной ограде в это время существенно увеличилась роль женщин в храме. Именно с тех пор они читают, поют, нередко руководят хором, выбираются в приходские советы. Мы к этому привыкли, это кажется нам таким естественным, но стоит помнить, что ничего подобного раньше в Церкви не было.
В конце концов, миллионы женщин достигают успеха в Церкви, возглавляют приходские общины, исполняют другую руководящую работу и не чувствуют себя униженными. Другие же, не переступая порог храма, кричат о дискриминации.
Дарья Иванникова