«Добрую жену кто найдёт — цена её выше жемчуга. Сердце мужа её надеется на неё, и не остаётся без вознаграждения. Она платит ему добром, а не злом во все дни жизни своей… Вздумает приобрести себе сад и приобретает его; руками своими сажает виноградник. Понимая, что работа её прибыльна, ночью не гасит своего светильника. Встаёт раньше всех и кормит домашних своих. Длань свою открывает бедному, и руки свои простирает к нищему. Не боится зимы для дома своего, потому что у всех домашних её есть тёплая одежда. Она настелила богатых ковров. Мужа её легко отличить по чистой, хорошей одежде. Прочна и великолепна одежда её самой; с улыбкой встречает она наступающий день. Уста свои открывает с мудростью, и кротко наставление на языке её. Внимательно смотрит за ходом дел в доме своём и хлеба не ест в праздности. Встают дети её и ласкаются к ней, встаёт муж её и хвалит её. Много есть добрых женщин, но ты превзошла всех их. Обманчиво пригожество, ничтожна красота, а жена, боящаяся Господа, достойна похвалы. Дайте ей от плодов рук её и дела да прославят её «(Притч. 31, 10-31).
Много интересных женских судеб, о которых мы узнаем из журналов, интернета. Все они разные, но наше внимание притягивают те, где в людской жизни есть Господь, есть Любовь. На одном из таких «женских» православных сайтов, нам встретилась интересная история из обычной жизни нашей с вами современницы, жены священника.
Мы расскажем вам ее далее. Это подвиг ежедневности, с верой, надеждой и любовью. Так жили женщины веками и тысячелетиями. А в наше время это стало редкостью и не находит понимания в умах многих наших сверстниц и у молодёжи.
Как часто, приходя в Церковь, люди думают, что батюшка и его семья — это особая раса, «сверхчеловеки», они не могут, не имеют права иметь человеческие слабости и грехи. И поэтому буквально всё — одежда, причёска, походка, каждое слово — постоянно подвергаются пристальному, не всегда доброжелательному, анализу. И если звёзд телеэкрана слава греет, то матушка мечтает пройти по улице спокойно и не слышать перешёптываний за своей спиной.
Есть люди, которые в храм раз в год на 5 минут забегут, увидят матушку с детьми, в которую и без того все тыкают пальцами, что рубашки на детях не глаженные и дети балуются, и вообще матушка за ними не смотрит. А между тем многие матушки спят по несколько часов, потому что только ночью можно помолиться, заняться делами, приготовить всю семью, а особенно мужа, к Литургии.
Священник постоянно находится на передовой, и стоит чуть зазеваться, как вражеская пуля сделает своё дело. Матушка в основном живёт в землянке, и никому невдомёк, что и у неё на зубах скрипит окопная пыль, её жизнь и жизнь её детей также под снайперским прицелом врага. Но если она самоотверженно создаёт в доме атмосферу уюта и покоя, то можно сказать, что у её бойца за спиной надёжный тыл.
Нашей героине, Лере N. двадцать девять лет, закончила физтех. А в двадцать лет – встретила его, своего замечательного Николая. Далее рукоположение во пресвитеры… И вот у них уже шестеро деток.
Утро у нее очень раннее, хотя спала она всего четыре часа – шила супругу подризник, управлялась по дому, смотрела за Поленькой, потому что после прививки у неё поднялась температура, всем готовила одежду на утро. Старшие идут в школу, младшие c ней, Варенька – в подготовительную группу.
А ещё Лере с домашним хозяйством управиться нужно: курочки, баранчики и «калёвка», как говорит маленький Коленька. Кто-то спросил у Леры , того ли она хотела в жизни, ведь красный диплом физтеха лежал уже не один год в шкафу. Ответ был незамедлительный: «Всю жизнь я думала, что чего-то мне не хватает, и когда я стала приходить к вере, как-то приоритеты поменялись, и шестеро детей – тому подтверждение. С батюшкой мы еще до свадьбы все обговорили, что институт я закончу, потому что мне нравилась моя профессия, и муж мне помогал – сидел с малышами, когда мог, пока я ездила в другой город на учёбу, когда не мог – из города вызывалась бабушка о. Николая, которая в свои 67 активно справлялась со всеми детьми».
Когда они ещё не были женаты, они много разговаривали на тему жен священников. Рассуждали о тяготах, о том, что материальные трудности будут сопровождать быт. Она понимала, что семинаристу, если тот решил вступить в брак, нужна супруга не для любования собой, а для помощи, в том числе по дому, а сейчас многие, выходя замуж, говорит Лера, не только не знают, как сварить супругу борщ, но и учиться этому не хотят. Разные люди – разные взгляды.
Что же еще важно? Важно принимать всех детей, которыми вашу семью благословил Бог, важно быть и жилеткой, и лошадкой, и стряпухой, и убаюкой (Лера смеётся). «Я никогда не упрекала мужа в том, что я не состоялась как специалист, для меня важно быть хорошей супругой и мамой, если бы была помощь извне с детишками, мне батюшка бы разрешил пойти на работу (мы уже с ним говорили об этом), а пока всё на своём месте, всему своё время – для учёбы, работы, для семьи», — говорит Лера.
Она знает матушек, прекрасно совмещающих и работу, и заботы о семье, но это, конечно, когда бабушки и дедушки вызываются помогать с внуками – это даёт много времени, и тогда можно выйти на работу. Если в семье лад – почему бы не пойти работать?
«Конечно, устаю, с ног валюсь, если уже сил нет вообще ни капельки, говорю батюшке, и он старается на следующий день мне помочь, важные дела сделать сегодня, менее значимые перенести на следующие дни. Никогда не нужно лениться. Супруг мой рано встаёт, выходных у него нет, может заглянуть на несколько часиков днём и поздно вечером, но это не мешает нам друг друга поддерживать и проявлять заботу друг о друге», -рассказывает она.
Распределения обязанностей у них в доме нет. Каждого, что ни попросишь, — cделают, как-то само собой разумеется для батюшки что-то прибрать, если он видит, что матушка закружилась с ребятнёй, а детишки сами помогают по дому, они даже соревнуются. Они не ругаются никогда с батюшкой, просто у них каждый может высказать свою точку зрения, и если они не находят на данном этапе совместного решения, то откладывают предмет обсуждения до лучших времен, посмотрят друг на друга, и такая нежность появляется, ну как можно рассердиться?
Да и привыкла она мужа своего во всём слушаться, кому-то, возможно, это покажется несовременным и глупым, но когда она старалась сделать по-своему (было такое время), то нее ничего не получалось, истинно, через священника Господь многое открывает».
Одна пожилая монахиня Покровского монастыря как-то сказала: «Я что? Сама себе голова, только за себя и отвечу перед Богом, а у матушки крест во сто крат тяжелее моего. На её совести души всех тех людей, которых не смог утешить её батюшка из-за их семейных нестроений». Матушка — как камертон: какой тон с утра задаст батюшке, так день и пройдёт. Порой достаточно одного недовольного выражения лица, чтобы испортить на весь день настроение мужу. Тем более, как известно, жить с женой сварливой несчастнее, чем в пустыне или на кровле (Притч. 21, 19; 25, 24). А священнику, как никому, необходимо благостное состояние духа, чтобы щедро дарить радость о Господе всем приходящим к Нему.
Лера всегда хорошо выглядит, всегда причесана, у неё есть несколько подобранных со вкусом костюмов, и для каждого в тон – головной платок, несколько пар туфлей с закрытыми носами и на небольших каблучках: для храма и походов в гости. Дома она всегда опрятна, несколько первоклассно сшитых платьев и фартуков всегда украшают её. Детки тоже всегда чистенькие и ухоженные. На праздники бывает много друзей, батюшка очень любит их навещать, много раз, бывало, он звонит и говорит: «Лера, я на несколько часов раньше освобожусь, собирай детей, едем к «родненьким». У них дома, хоть и шумно, но любви столько, хоть ложкой ешь!»
Лера признается, что конечно иногда тяжело бывает, но в хлопотах как-то некогда об этом думать, тем более что в этой семье принято разговаривать друг с другом, а не молча переносить то, что тревожит. Она всегда говорит о своих страхах за детей, о том, за что она переживает. Женщины ведь склонны делать из мухи слона, а батюшка, имея духовный опыт, всё всегда расставляет на свои места.
Они выбираются за грибами все вместе, вместе с детками готовятся к праздникам. Особенно любимы Лерой дни празднования именин супруга и дни празднования его хиротоний. Особенно, потому что все цветы, подаренные ему в этот день, он дарит ей, и она говорит об этом с улыбкой. Детки готовят для папы песни и рисунки, она – новый торт. Такие моменты очень важны и для семьи, и для мужа, ведь он очень мало времени проводит дома, и, значит, должен в это короткое время получить столько внимания, сколько бы ему его подарили, если бы он проводил дома все вечера.
Теперь про трудности. Домик у них небольшой, но свой, только недавно построили. Родители помогли, они и сейчас помогают, как могут – и словом, и делом. Люди добрые помогают. Но были времена, когда жили только своим хозяйством, на картошке с морковкой не одну зиму зимовали.
– И люди за эти годы попадались разные. Были такие, которые говорили, что батюшка на всём готовом живёт, вот, машину купил на наши-то денежки….Как же плакал батюшка, услышав всё это….пришёл домой, закрылся у себя…
Лера рассказала, что до сих пор не может принять то, что люди так могут подумать. Ту же машину (не роскошь, а средство передвижения) священникам просто дарят, и не личные они, а служебные, приходские. Да и о. Николай привык испрашивать благословение духовника и архиерея: переезжать ли куда, строить ли что да как, приобретать ли что-то или нет.
«Сначала нам родители отдали свои старенькие «Жигули», машина ломалась часто, напоминая о своём солидном возрасте, но года четыре мы на ней проездили. А однажды один наш прихожанин отдал батюшке ключи от своего минивена и попросил молиться о нём. Скоро мы узнали, что на следующий день после этого подарка он умер» -делится Лера.
«На вечный помин», – сказал батюшка.
Для священника машина – это не предмет роскоши, она не должна ломаться, ведь если священник едет на Причащение умирающего, например, несколько минут могут сыграть огромную роль, и человек может умереть без последнего Причащения. А в деревне тем более – когда ночью приходится пробираться и через буран – особенно важно быть на колёсах!
«Я всё равно смотрю на нашу семью и не перестаю радоваться, как Господь всё устраивает! Всё полезное нам даёт, а ведь многие этого не ценят! А если тянуть на себя одеяло, то ничего хорошего не выйдет.
Я вот никогда не умела ухаживать за животинкой, но мы поняли, что без этого не проживём, и стали разводить, огород тоже кормит, не лениться», – и всё будет, говорит Лера.
Трудности были, у них умер ребёнок, Лера до сих пор переживает, да и батюшка тоже, но постоянное Лерино «Господь не даст выше наших сил» – даёт силы жить дальше.
Лера говорит: «Мы всегда с батюшкой благодарим Бога за то, что он даровал нам друг друга, и за деток, и за трудности. Испытания легче проходить, если супруг священник, он же молится за нас постоянно у Престола Божия!»
Хочется верить и надеяться, что, являясь соучастницей великих трудов священника, матушка также станет соучастницей и его великих наград. Выходя из алтаря, он спускается с Неба, и полученная благодать обильно изливается и на его сонаследницу вечной жизни (1 Пет. 1; 3, 7). И если она займёт своё место помощницы, а не первой скрипки, то увидит «благоденствие Иерусалима» (Пс. 127, 5) и в сей жизни, и в будущей.
Ирина Майборода