Начнем с того, что этот праздник был установлен в советское время идеологами большевизма, которые активно пытались продвигать феминистические настроения в широкие массы. Праздник прочно вошел в быт нашей страны…

Некоторые богословы пытаются свести этот праздник к чисто еврейским традициям, в частности, к еврейскому весеннему празднику Пурим, но надо здесь помнить, что лунный календарь, по которому живут многие народы, и календарь солнечный имеют разное исчисление дней и поэтому Пурим, в отличие от праздника 8 Марта, — праздник подвижный. Поэтому, наверное, правильнее будет принимать 8 Марта как некую данность, которая имеется уже в нашем календаре. Здесь, правда, появляется серьезное внутреннее противоречие: с одной стороны, все общество празднует 8 Марта, радуется, накрывает праздничный стол, с другой — этот день по церковному календарю является днем строгого поста, ведь идет Великий пост.

Надо находить какой-то компромисс. Если, к примеру, в школе или в детском саду этот праздник отмечается, то ребенка не стоит исключать из круга общения со сверстниками, из этой радости. Но внутреннее противоречие, тем не менее, остается, и это надо понимать…

Бывает, что одни члены семьи более воцерковлены, другие — менее или могут даже быть вовсе неверующими. Тогда надо находить «золотую середину» по апостолу Павлу, быть «всем для всех». Мы ведь понимаем, что Православие — это не только быт, не только обряд, календарь. Православие, в первую очередь, — это молитва и любовь. И мы знаем замечательные примеры из жизни святых, которые отходили от календаря, от обрядов ради проявления любви к другому человеку. Поэтому если в семье нет единого отношения к празднику, то стоит уделить этому дню внимание, ведь если мы подарим близким по букету цветов и какому-то сувениру — это не будет нарушением церковных правил, церковных канонов, ничего плохого в этом нет.

Вообще-то, если хотя бы раз в году люди вспоминают о том, что у них есть мама, сестра или, допустим, учительница, к которой они хорошо относились в школе, мне кажется, это никак не повредит их православному мировоззрению, а только, наоборот, покажет людям, что Православие — это не гетто, Православие — это не запрет, а, напротив, — любовь и радость.

В отношении взаимопонимания с детьми по этому вопросу — надо, думаю, поступать так же, как и с Новым годом. До Рождества еще 7 дней, а у нас — рождественская елка. Точно также и здесь: школа не живет постом, и если ребенок учится в обычной школе, а не в православной гимназии, видимо, он должен быть в традиции, в общении со своими одноклассниками, не противоречить учителям, потому что ребенку, не являющемуся лидером, доказывать что-либо своим одноклассникам или учителям весьма проблематично.

Я еще раз говорю, что праздник 8 Марта не носит религиозного характера, это не хеллоуин — антирелигиозный праздник, — который, слава Богу, запретили в школах праздновать, не вальпургиева ночь. Это хороший гражданский праздник, к которому дети готовятся за неделю-две, делают какие-то поделки, и все это не должно являться поводом для создания конфликтной ситуации в школе или в семье.

священник Александр Союзов

Источник: «Клин Православный»