Как правильно подготовить ребенка к исповеди? Как научить покаянию, раскрыть его суть? И нужно ли вообще это, или до поры просто подсказывать, в чем конкретно каяться? Как родительским вниманием к детским грехам не отвратить ребенка от исповеди?
Пора честно признать, что мы теряем практически всех детей, которые ходят в церковь с раннего детства вместе с родителями. В редком случае дети совершают некий «круг» и остаются в храме. Причина этого явления заключается в том, что родители не в состоянии передать детям тот дух чистой жизни, которого нет в них самих. Сколько не говори ребенку о вере, о красоте и правде, в любом случае наступает момент, когда детская сказка заканчивается, и ребенок начинает смотреть на жизнь по-взрослому, анализировать, оценивать ее. В том числе – Церковь, которая ему представляется лишь системой формальных установок, правил и ритуалов. И тогда он искренне задумывается, а зачем ему Церковь? «Что мне это дает? Я и без этого жить могу, причем куда легче и проще».
Потом мы долго и мучительно ждем возвращения таких детей. Некоторые из них возвращаются через время, но как же дорого может стоить это возвращение! Иногда приходится заново принимать чадо в свою жизнь…
Обычно, когда я выхожу на исповедь, ко мне подбегает и становится в очередь тридцать детей. И я понимаю, что сейчас я услышу тридцать стандартных историй: не слушал папу, дрался с сестрой, маму обидел и так далее. Практически никто из детей не скажет, что он молился и был неискренен в молитве, что у него есть какие-то внутренние вопросы или сомнения.
Не так давно меня буквально поразила маленькая девочка, которая на исповеди сказала мне поразительную вещь: «Батюшка, я прошу Вас, очистите мои сны». Для меня это было таким нестандартным словом, что я застыл. Вгляделся в эту девочку и искренне захотел увидеть ее маму. Потому что такие мысли, такие потребности рождаются, очевидно, в результате общения с родителями.
Но такое бывает редко. Обычно родители уделяют слишком много внимания именно исповеди детей, внимания порой ненужного и даже вредного для развития внутреннего духовного мира ребенка. Не нужно! Задача родителей — не к исповеди детей готовить, а для начала раскрыть им глубину жизни, научить правильному ее пониманию. Привить любовь к хорошему чтению, научить понимать стихи.
Кстати говоря, меня лично именно поэзия во многом родила в Православии. И до сих пор я благодарен Богу и тем людям, которые приучили меня к хорошим стихам и хорошим книгам, поэтические образы из которых стали для меня определяющими. Потому что поэтический образ помогает вглядываться в событие или явление уже не просто, как в объект, а видеть за словами красоту. И это рождает движение мысли, ее глубину. А мысль, соответственно, производит следующие действия.
С детьми нужно говорить — о жизни, о ее содержании, об окружающем мире. Не ограждать их от этого мира, не пугать тем, что вокруг и повсюду одно «сатанинское», а давать детям дозы «духовного противоядия». Начать с того, что обсудить с ребенком смысл услышанной песенки, спросить: что ты слышишь в ней? Что ты видишь в этой книжке? А в этом фильме? Слушай, вот мне показалось то-то и то-то, а тебе? И как тебе этот персонаж? По-моему, он говорит одно, а думает другое. Почему художник, для того чтобы изобразить зло, рисует темноту? И почему свет всегда вносит ясность, а мрак что-то скрывает? И тогда ребенок начинает видеть глубже и оценивать свои поступки именно с этой глубины, вглядывается в них. Грех для него становится отсутствием Бога — того самого света.
Протоиерей Виталий Шинкарь