Таинство Крещения – особенный обряд, когда происходит духовное рождение человека, которое связано с коренным переломом в его жизни. Духовное рождение означает, что человек перестает жить для себя, а начинает жить для Христа и других людей, обретая в этом и для себя полноту жизни.
В Православной Церкви Крещение совершается над человеком в любом возрасте, начиная с рождения. Крещение взрослых является результатом свершившегося в них духовного переворота, и благодать Таинства его освящает и закрепляет. Необходимым условием совершения таинства Крещения является вера крещаемого (Деян. 8, 36-37). В случае крещения младенца понятно, что в таком возрасте требовать от него веры и покаяния – двух главных условий соединения с Богом – нельзя. Поэтому Таинство совершается по вере восприемников, которые берут на себя ответственность за доброе христианское воспитание крещаемого младенца. Какое значение имеют восприемники в жизни ребенка и чем руководствоваться при выборе восприемников? Попробуем разобраться в этом вопросе.
С глубокой древности в Православной Церкви существует восходящий к апостольскому времени обычай иметь восприемников (крестных родителей) при Крещении.
Ребенок, особенно новорожденный младенец, ничего о своей вере сказать не может, не может ответить на вопрос священника, не может понять смысл происходящего Таинства. Однако оставлять его вне Церкви до того, как он станет взрослым, нельзя, поскольку лишь в Церкви есть благодать, необходимая для его правильного возрастания, для сохранения его телесного и духовного здоровья. Поэтому Церковь совершает Таинство Крещения над младенцем и сама принимает на себя обязательство воспитывать его в православной вере. Церковь состоит из людей. Свое обязательство правильно воспитывать крещеного ребенка она осуществляет через тех, кого называет крестными родителями. Крестные родители становятся духовными родителями ребенка и духовными родственниками его родителей.
Согласно церковному правилу, необходим только один восприемник – мужчина для крещаемого лица мужского пола или женщина для лица женского пола. Однако на протяжении последних столетий получил широкое распространение сохраняющийся и до сего дня обычай приглашать двух восприемников разного пола: крестный символизировал второго “отца”, а крестная – вторую “мать”.
Сейчас, собравшись крестить ребенка, родители часто не задумываются о том, кого выбрать крестными. Они не ожидают от крестных своего ребенка серьезного участия в его воспитании и приглашают быть восприемниками людей, которые в силу своей неукорененности в церковной жизни не могут выполнить обязанностей крестных родителей. Бывает и так, что крестными становятся люди, которые совсем не ведают о том, что им выпала не только большая честь, но и большая ответственность. Чаще всего, почетное право быть крестными предоставляется близким друзьям или родственникам, которые, выполнив нехитрые действия во время совершения Таинства и откушав всевозможных яств за праздничным столом, редко вспоминают о своих обязанностях, напрочь забывая иногда и о самих крестниках.
Выбирая крестных для своих детей, родители должны руководствоваться, прежде всего, уверенностью в том, что будущий крестный, действительно, является воцерковленным православным христианином.
Восприемниками не могут быть:
– монахи и монахини
– неверующие
– некрещеные
– иноверные
– душевнобольные люди
– согласно 53 правилу VI Вселенского Собора недопустимо, чтобы родители были восприемниками собственных детей. (Булгаков С.В. “Настольная книга священнослужителя” , т.2, с.993-994)
Церковь считает духовное родство столь же реальным, сколь и родство природное. Поэтому во взаимоотношениях духовных родственников существуют такие же особенности, как и в отношении родственников по крови. В настоящее время Русская Православная Церковь в вопросе о браках духовных родственников придерживается только 63-го правила VI Вселенского собора: невозможны браки между восприемниками и их крестниками, восприемниками и физическими родителями крестника и восприемников между собой. При этом мужу и жене разрешается быть восприемниками разных детей в одной и той же семье. Брат и сестра, отец и дочь, мать и сын могут быть крестными одного и того же ребенка.
Если нет восприемников, тогда сам священник считается крестным отцом. Отец и мать могут присутствовать на Крещении собственного ребенка. Но мать крещаемого младенца может быть не допущена к участию в Таинстве, если над ней не совершена молитва, положенная на 40-й день после родов.
Восприемник (греч. анадехуменос – поручитель за должника) – человек, принимающий на себя обязанность наставлять крестника в духовной жизни, молиться о нем, следить за его воспитанием, учить благочестивой жизни, трудолюбию, кротости, воздержанию, любви и другим добродетелям. Он дает за крестника обеты Христу, читает Символ веры во время Таинства Крещения. После того как младенца трижды погружают в купель, священник передает его на руки крестному, который и воспринимает его от купели – поэтому «восприемник».
Обязательства, которые принимают на себя перед Богом восприемники, очень серьезны. Поэтому крестные родители должны понимать, какую ответственность они на себя берут. Крестные обязаны научить своих крестников прибегать к спасительным Таинствам Церкви, главным образом, Исповеди и Причащения, дать им знание о смысле богослужения, особенностях церковного календаря, о благодатной силе чудотворных икон и других святынь. Крестные должны приучать воспринятых ими от купели посещать церковные службы, поститься и соблюдать другие положения Церковного устава. Но главное – крестные должны всегда молиться о своем крестнике.
В их обязанности входит и забота о защите своих крестников от всевозможных соблазнов и искушений, которые особенно опасны в детском и юношеском возрасте. Крестные, зная способности и особенности характера воспринятых ими от купели, могут помочь им определить их жизненную стезю, дать совет в выборе образования и подходящей профессии. Немаловажен и совет в выборе супруга. В тех случаях, когда физические родители не имеют возможности материально обеспечить своих детей, эту обязанность принимают на себя, в первую очередь, не бабушки и дедушки или другие родственники, а крестные родители.
Легкомысленное отношение к обязанностям крестного является тяжким грехом, поскольку от этого зависит судьба крестника. Вы обещали Богу, что приведете к Нему этого малыша. Помните об этом! Кроме того, крестным необходимо помнить, что в день Страшного Суда они будут давать Богу ответ о воспринятых от купели Крещения.
Поэтому не стоит бездумно соглашаться на приглашение стать восприемником, особенно если один крестник уже есть. Отказ идти в кумовья также не следует воспринимать как обиду или пренебрежение.
Тем же, кто намерен стать восприемником, но не в полной мере соответствует тем требованиям, о которых было сказано выше, не стоит пугаться. Никогда не поздно заняться духовным самообразованием, в особенности, если это делается не только для себя, но и ради другого человечка. В случае возникновения вопросов всегда можно обратиться за разъяснениями к священнику.
Три основные обязанности крестных по отношению к крестникам:
«Молитвенная»
Крестный обязан молиться о своем крестнике, а также по мере его возрастания научить молитве, чтобы крестник уже сам мог общаться с Богом и просить Его о помощи во всех своих жизненных обстоятельствах.
«Вероучительная»
Обучать крестника основам христианского вероисповедания, а если Вы сами не достаточно осведомлены, то сначала необходимо восполнить свои пробелы.
«Нравоучительная»
На собственном примере Вы должны показать малышу человеческие добродетели – любовь, доброту, милосердие, и т.д., чтобы малыш возрастал настоящим добрым христианином.