Матушка, или О правильном выборе жизненных приоритетов

Матушка… Это слово звучит особо, как-то ласково и несовременно. Наверное, поэтому нелегко воспринимается людьми, далекими от Церкви. В принципе так часто обращаются к православным женщинам. Но все-таки слово «матушка» обычно ассоциируется с женой священника. Говорят практически, как о родителях, – батюшка и матушка. Только христиане одарены таким счастьем – иметь вторых родителей по благодати, которые не требуют заботы и особого внимания, даже наоборот готовы сами тратить свое время и силы на неразумное чадо, подчас и преклонного возраста.

Особенно это заметно на небольших приходах. Один из таких – при храме Сретения Господня в поселке Черноморка на окраине Одессы. Ранее православной церкви здесь не было. Поселок назывался Люстдорф, так как жили здесь немецкие колонисты, выстроившие для себя кирху, что совершенно естественно. Но бурные политические вихри, закружившие наше многострадальное Отечество в ХХ веке, практически в прямом смысле сдули и немцев, и их процветавший некогда поселок. Только название осталось, да и то в народной памяти, официально же это место именуется Черноморка. И этому есть логическое объяснение: на этом самом месте мысом Большой Фонтан заканчивается Одесский залив и начинается открытое Черное море. На месте бывшего немецкого поселения был образован колхоз, а ныне КСП «Нива», на плодородных землях которого выращивают… коттеджи элитного поселка, называемого в народе Царским селом. В Черноморке располагаются его «задворки».

А что же кирха? На ее месте расположилось типовое здание советской общеобразовательной школы. От лютеранского культового сооружения сохранился только один флигель. Вот из этого, мягко говоря, небольшого здания и вырос православный храм Сретения Господня.

Храм Сретения Господня в Черноморке

В конце 1990-х, когда протоиерей Илия Тетерько получил назначение на этот приход и прибыл сюда с матушкой Еленой, храм только начинал свою жизнь и не был благоустроен, даже алтарная часть храма располагалась в западной его части. И то, что этот домик на самом деле является православным храмом, можно было понять только из таблички у входа. Из прихожан – несколько местных жителей, вернее жительниц, и первые чада, перешедшие в этот храм по благословению своих духовников из Свято-Успенского мужского монастыря. Тамошние насельники и сегодня с особой любовью отзываются о храме Сретения Господня в Черноморке и рекомендуют его посещать, особенно на Пасху.

А вскоре у небольшой приходской общины возник первый повод к радости: на праздник Крещения Господня у батюшки с матушкой родился первый ребенок – дочь Анастасия. На следующий год на свет появился Ванюшка. Но воспитание детей не заставило матушку Елену затворничать. Она практически всегда здесь, в храме. Но вы не сразу поймете, кто именно здесь матушка.

                      Матушка Елена с детьми – Ваней и Настей

Вот ответьте сами себе, уважаемые читатели, способны ли вы посвятить всего себя даже не другому человеку, а тому делу, которое делает он? При этом быть всегда, что называется, в тени и выполнять любую нужную здесь и сейчас работу. Причем, не дожидаясь, когда вам скажут, что надо делать, или попросят, тем более – поблагодарят.

Матушка Елена – это практически бессменный регент хора, а также, когда надо – чтица, когда надо – уставщик, когда надо – канонарх… А еще именно она водит семейный автомобиль, но назвать ее личным шофером батюшки – язык не повернется. Какое бесчисленное множество людей она, словно маршрутное такси, перевозила на службы, сколько паломников в путешествиях, немощных старушек, семей с детьми, певчих! А оставив баранку автомобиля, она забегает на клирос и своей молитвой зажигает окружающих.

Также надо принять во внимание множество треб, которые входят в обязанности любого приходского священника, в том числе и с посещением прихожан на дому или в больнице, например. Добавьте к этому обычные для любой женщины хозяйственные заботы, только учтите, что у матушки два дома – собственно дом и храм. И не забудьте заботу о своих двоих детях, а также многочисленных

крестниках и, конечно же, прихожанах, духовных чадах отца Ильи, и тех, кто только делает первые шаги в храме.

Конечно, основную часть, так сказать, костяк прихода составляют жители Черноморки. Но много и тех, кто приезжает из соседнего микрорайона Таирова. И если в первые годы людей на службах в храме было не очень много, то теперь они часто не помещаются в обоих приделах, стоят в притворе и на лестнице. На Пасху даже пришлось организовать звуковую трансляцию богослужения на улице – народом был заполнен не только церковный двор, но и соседний школьный. Все чаще люди едут сюда из других районов города специально для того, чтобы помолиться именно в этом храме. Здесь очень много родителей с детьми, причем даже с грудничками.

Детей гораздо больше, чем более привычных для православных храмов старушек. Не один год для этой неугомонной компании работает воскресная школа, а для родителей создана небольшая библиотека. Причем здесь не ведут учет ни книг, ни читателей, и, как кому-то ни покажется странным, книги не пропадают, а скорее наоборот, прибавляются. Что же так привлекает богомольцев? Ведь в Одессе есть храмы с более интересной историей, благоукрашенные, с профессиональным хором, множеством священников, да и в центре города или поближе к собственному дому.

Наверное, в первую очередь, влечет некая домашняя, семейная атмосфера. Ведь и отец Илья, и матушка Елена очень ревнуют об участии людей в богослужении, чтобы храм стал, действительно, вторым домом, а приход – семьей. В храме Сретения Господня все необходимые послушания выполняют прихожане, и хор состоит именно из таких певчих. Правда, в этом есть и особая забота для матушки Елены, ибо никогда заранее не известно, кто именно из певчих сможет прийти на богослужение. А ведь для того, чтобы хор звучал слаженно, необходимо приложить немало труда – одни только спевки чего стоят. Наверное, поэтому пение в храме очень искреннее, молитвенное, а не концертное. Здесь вы не услышите вокальных партий известных композиторов, зато пение так называемым обиходом помогает молиться даже тем, кто вообще впервые в церкви. Да и богослужение здесь – это живое общение с Господом нашим Иисусом Христом, искренняя, трепещущая молитва – в первую очередь, священников, а вслед за ними и мирян. Тут понимаешь, что христианство – это религия любви и свободы, а не регламент.

Да, сегодняшний храм Сретения Господня в Черноморке – это настоящая церковь, а не просто храмовое сооружение, хотя теперь и оно уже таково, и даже не верится, что всего несколько лет назад все было совсем иначе. Потому что церковь – это отношения между людьми и Богом, и богословски объясняются они как брак или семейные отношения. Особое место здесь уделяется именно женщине. Ее роль – незаметная, казалось бы, тихая, но постоянно напряженная, помогающая, является именно тем движущим фактором, без которого невозможно нормальное существование Церкви.

Безусловно, примером такого служения является Пресвятая Богородица. Посмотрите, в книгах Евангелия о Ней говорится очень мало, но разве возможно христианство без Пречистой Девы? Ее подвиг совершен в молчании, терпении, покорности и самоотверженности. Присущи ли эти качества современным женщинам, потребны ли они? Сегодня все это, столь драгоценное, считается в лучшем случае «психологическим комплексом», от которого некоторые специалисты рекомендуют избавляться как от наследия прошлого.

Но, слава Богу, в нашем обществе еще есть женщины, которые не боятся не соответствовать современным стереотипам поведения. О таких даже не скажешь, что они чему-то противостоят, просто стараются жить в гармонии с собой, внутренним и внешним миром. Наверное, это и есть патриархальные отношения в семье. Что греха таить, сегодня такие отношения не то что у мирян, но и не во всех семьях священников сохранились. И в этом – еще одна, особая миссия нашей матушки Елены, о которой она, скорее всего, сама и не подозревает.

Быть всегда рядом с мужем, двадцать четыре часа в сутки, само по себе нелегко, а для многих – просто невозможно. При этом никогда не настаивать на своем, всегда быть, что называется, на вторых ролях, но на самом деле реально делать всю основную работу. И дома, и на службе в храме. А еще быть всегда «на виду», но не бросаться в глаза. Это не тип идеальной жены – такова матушка Елена. И многие, наблюдая за ее поведением, за ее отношением к жизни, мужу, детям, службе, многочисленным заботам, учатся выстраивать и свою жизнь по совершенно особым для нашего времени приоритетам. Да и у кого, как не у нее, прихожанам спросить совет в непростой житейской ситуации? Конечно, все свои грехи, недоумения и прочие негоразды православные несут обычно своему батюшке. Но как часто в нашей жизни складываются такие ситуации, когда необходимо именно женское участие, теплое слово, мудрый совет матушки. Как часто бывает, что как раз к родным по крови, друзьям или подругам по разным причинам, увы, не обратишься. Вот и еще одна, «теневая», сторона жизни матушки.

Кто-то из читающих эти заметки может подумать, что автор поет дифирамбы своему священнику и его жене. Вовсе нет. На Руси с древних времен сословие священников – а было и такое – живет именно таким укладом. Но, конечно, сегодня не у всех получается. В советские годы с их атеистической пропагандой многие из нас привыкли к тому, что слова «поп» и «попадья» стал

и практически именами нарицательными, а если точнее, то порицательными. Как же это глубоко несправедливо! Припоминается в этой связи рассказ о попе Аввакуме, сосланном в ссылку во времена патриарха Никона. Идет он в ссылку зимой, пешком по степи, в снегу чуть не по колено, а за ним след в след пробирается матушка. Тяжко ему, тяжко и ей, вот страдалица и вопрошает: «Батюшка, не могу больше, далеко ли еще?» А муж и отвечает: «Далеко, попадья, далеко – до самой смерти».

Батюшка Илия и матушка Елена

Сегодня человек отчаянно ищет, образно выражаясь, ту якорную стоянку, которую он утратил, носясь по житейскому морю. Женщины все чаще в своих жизненных приоритетах отдают предпочтение семье. Но вот беда – многие уже не понимают, как этого добиться. Теперь уже не кажется – мир, действительно, перевернулся! Изменение изначальных функций мужчины и женщины влекут за собой глобальные изменения и в обществе. Отсюда и наша всеобщая неустроенность.

Так не последовать ли нам примеру тех людей, в жизни которых приоритеты расставлены правильно? Как у апостола Павла: «Всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог»(1 Кор. 11,3).

www.rusedin.ru

Добавить комментарий