В прошлые века жизнь русского народа была неразрывно связанна с жизнью Церкви. Православные праздники были  родными, семейно-народными праздниками. Они были неотъемлемой частью жизни каждого человека. От этого взаимодействия на Руси рождались народные традиции, связанные с церковными  праздниками. Хотелось бы познакомить вас с истоками народного праздника медовый Спас.

Народное название праздника православной Церкви, посвященного Господу Иисусу Христу — «Первый Спас». Церковь устраивала торжественное вынесение и поклонение Кресту, крестный ход к водоемам и освящение воды.

В этот день происходили массовые гулянья, купания людей и скота и всюду радовались  воде. Пчеловоды в этот праздник освящали мед. Народная традиция связывала первый Спас с проводами лета. Люди вносили в  праздник в свою ежедневность, преломляя смыслы, пытаясь связать материальную жизнь, работу, продукты своего труда с этим днем. Конечно, все это уводило от первоисточника, искажало его.

  Праздник Просхождения (Изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня имел в разное время следующие названия: «Спасовка», «Спасов день», «Происхожденьев день», «Маковеи», «Медовый», «Пчелиный», «Мокрый», «Водный», «Спас на воде», «Калинник», Отмечается он по Григоринанскому календарю (новый стиль)  — 14 августа.

 В церковной традиции в этот день соединяются два торжества: Происхождение (Изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня (отсюда название — Происхожденьев день) и празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.UNBjK5xdBSQ

 Традиция празднования Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня пришла на Русь из Византии. Летом во время эпидемий из сокровищницы императорского дворца выносили священную реликвию — сохранившуюся частицу Животворящего Древа Креста, на котором был распят Иисус Христос и служили перед нею водосвятные молебны. Император вместе с освященным собором духовенства и народом обносил святыню вокруг Константинополя. Крестный ход шел к  источнику Спасителя, расположенному за городской стеной, и далее в храм Святой Софии. До праздника Успения Богородицы святыню носили по городу с крестным ходом «для освящения мест и для отвращения болезней», предлагая народу поклониться святому и Животворящему Кресту.

 На Руси праздник  Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня  появился  в  XIV веке. Богослужение  праздника совершалось  с поклонением Честному Кресту Христову и молитвословиями Всемилостивому Спасителю. На рубеже XIV — XV веков в прологах – славянских, церковно-учительных сборниках  появляется русское сказание о появлении этого праздника. Здесь говорится, что оно было установлено Константинопольским патриархом Лукою и Киевским митрополитом Константином в память знамений от трех святынь — Креста Христова, иконы Владимирской Богоматери и образа Спаса. Знамение произошло во время победы византийского императора Мануила над сарацинами, а также русского святого благоверного князя Андрея Боголюбского над волжскими булгарами в походе 1164 г. Противники были побеждены и обратились в бегство, а от святых икон, находившихся среди войск, исходили лучи, осенявшие полки. Греческий Царь и русский князь обменялись сообщениями об одержанных победах и о чудесном сиянии, исходившим от святых икон. В честь этого события и был установлен праздник. К XV веку относятся и иконы Происхождения Креста Господня, на которых изображался византийский крестный ход к водам Спасова источника. В XVI-XVIII вв. строились храмы, посвященные празднику Происхождения Честного и Животворящего Креста Господня. Их число было невелико, иногда они переименовывались в Спасские или Всемилостивого Спаса. В настоящее время в этот праздник при богослужении совершается вынос святого Креста на середину храма и поклонение ему, а после Божественной Литургии — крестный ход на воду.

02586_hires Согласно же древнему преданию, 14 августа святой благоверный князь Киевский Владимир крестился сам и крестил Русь. В этот день в память о Великом событии Крещения Руси совершается освящение воды. В «сказании действенных чинов святыя соборные и апостольския церкви Успения» (1627 год) говорится: «а на Происхождение в день Честного Креста бывает крестный ход, освящения ради воднаго и просвещения ради людскаго, по всем градам и весям».

Праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня широко отмечался в средневековой Руси. С особой торжественностью это происходило в Москве, где совершался крестный ход на воду и чин водоосвящения, отличавшиеся особой торжественностью, в которых участвовал сам Царь. Накануне Первого Спаса, то есть в канун Спасова заговенья, вечером 13 августа, с Евдокимова дня на Первый Спас, Государь выезжал в Симонов монастырь, где слушал вечерню, а в сам праздник стоял заутреню. Напротив Симонова монастыря, на Москве-реке устраивалась «Иордань», как в день Богоявления. Над водою сооружалась сень на четырех столбах с карнизом («с гзмызом»), которая расписывалась и увенчивалась золотым Крестом. По углам «Иордани» изображались святые Евангелисты, внутри нее — апостолы и другие святые. Иорданская сень украшалась цветами, листьями, птицами. Около «Иордани» устраивались два места — для государя, в виде круглого пятиглавого храма, и для Патриарха, которые расписывались, украшались резьбою и огораживались позолоченной решеткой, помост вокруг них застилался алым сукном. В назначенное время, под колокольный звон государь выходил на воду, окруженный боярами и служилыми людьми, для торжественного освящения воды. Действо Происхождения начиналось с погружения Животворящего Креста в воду. После прочтения молитв государь с боярами опускался в «Иордань», возложив при этом на обычное выездное платье святые кресты с мощами — золотые, унизанные драгоценными камнями, один из которых принадлежал первому из московских митрополитов — Святителю Петру митрополиту Московскому, другим благословила Царя Алексея его бабка, инокиня Марфа Ивановна. Переодевшись под «сенью» в сухое платье, Царь прикладывался ко Кресту и принимал патриаршее благословение. Духовенство освященной водою кропило войска и знамена, а желающим разливалась святая вода. Две серебряных стопы с этой водою отправлялись в царский дворец.

 После чина водоосвящения устраивались народные гулянья. В Москве сходились гулять около Симонова монастыря; в Туле собирались на Поповом болоте, за городом. В Великом Новгороде к Первому Спасу была приурочена Спасская «праздницкая» — народное гулянье, бытовавшее до XIX — начала XX века и происходившее на островке, около крепостных «происхожденских» или водяных ворот, получивших данное название от того, что через эти ворота проходил в определенные дни крестный ход на реку Волхов.62758869_5e87eecf397fe491b94e0b02f1018688_original

 Не только в городах, но и в деревнях и селах России устраивалось торжественное вынесение святого Креста, совершался крестный ход к водоемам (рекам, озерам, прудам) и источникам воды (колодцам), где происходили молебны и освящение воды. В этот день всегда освящались водоемы, с молитвой защиты от эпидемий,   поэтому и называли в народе Первый Спас — «Спасом на воде», Водным или Мокрым. После водосвятия принято было купаться, чтобы защититься от лихорадки и хворей. Так, в Валдае Новгородской губернии купались прямо в рубашках. Кроме людей купали лошадей, а пастухи пригоняли с пастбищ домашнюю скотину и загоняли ее в реку, для того чтобы Всемилостивый Спас избавил и  животных от разных болезней.

 Именовался Первый Спас и медовым — от обилия меда, который в этот день пчеловоды в первых вырезанных сотах носили освящать в храмы (иногда говорили: «На помин родителев»). Крестьяне считали, что с этого дня пчелы прекращают производить мед («пчела перестает носить медовую взятку»), поэтому необходимо было «заломать соты» («На Первый Спас заламывай соты»), иначе пчелы из соседних ульев заберут весь мед. Для «выламывания» первых сот на пасеке пчеловод одевался в чистую одежду, осенялся крестным знамением, выбирал самый богатый по медовому запасу улей — после чего «подрезывал» соты («На Первый Спас макай в мед ножи» — смоленск.) и, положив часть их в новую, не бывшую в употреблении деревянную посуду, относил в храм для освящения. После обедни священник освящал мед нового урожая и после этого его разрешалось есть. Часть освященного меда жертвовалась на храм, также угощались причт, нищие  и дети. Приходив из храма, домой,  пчеловоды угощались свежим медом, пирогами с пшенной кашей и медом, варили «медяные» квасы и угощали всех пришедших в гости.

 Ко дню Первого Спаса приурочивалось начало и других хозяйственных работ. Так, начинали отделывать овины и очищать гумна («Готовь гумна и овины»), устраивали «сиротские и вдовьи помочи», то есть приходили помогать по хозяйству сиротам и вдовам, что происходило обычно после службы в храме, до праздничного обеда («На вдовий двор хоть щепку кинь!»).

Особо почитался Первый Спас в южных губерниях России, где раньше созревал хлеб и плоды, и где этот праздник приравнивался по значению ко Второму Спасу. Так, в южной Великороссии к Первому Спасу в основном заканчивалась уборка овощей и хлеба, и было принято освящать в храмах венки, сплетенные из колосьев, наполненных новым зерном, и первые плоды созревшего урожая. В народе говорили: «Спас — всему час»; «От Первого от Спаса накопит и мужик запаса»; «Спасов день покажет, чья лошадка обскачет», то есть, кто вовремя или быстрее других соберет урожай в поле.ih3508

 В день Первого Спаса в центральной и южной полосе России начинался ранний посев озимой ржи («Первый Спас — первый сев»; «На Первый Спас паши под озимь, сей рожь, готовь гумна и овины»; «До Петрова дни взорать, до Ильина заборонить, на Спас — засевать!»). Перед началом пашни устраивались крестные ходы на поля; совершалось освящение семян, для чего их насыпали в лукошки и выносили в поле, либо несли для освящения в часовню, храм или к колодцу, где происходило водосвятие. Семена ржи для освящения приносились лишь частью крестьян, остальные брали у них по горсточке.

 Мало кто сегодня знает эти традиции. Они давно ушли в прошлое, изменился наш быт.

Новых традиций мы не создаем, а старые не помним. А ведь так, по-моему, рвется наша историческая память, которая делает нас единым народом. Православные праздники возвращают нас к своим истокам, дают нам радость общения и единения с Богом, а с ним и вечную жизнь, а своих исторических значениях открывают нам  освященную, историческую память всего нашего народа проживающего в пределах Святой Руси.

 Мария Соникиди. (В статье использовались материалы с сайта  Российского этнографического музея)