Что значит «любить жену, как Христос Церковь», как вести себя мужчине, если жена больше зарабатывает, как происходит воцерковление у мужчины и у женщины, рассказывает протоиерей Александр БОРИСОВ, настоятель московского храма св. бессребреников Космы и Дамиана в Шубине:
Я бы начал со слов апостола Павла: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе». (Гал., гл. 3, ст. 27-28). В Церкви есть этическое равенство мужчины и женщины при различии их служений, дарований.
Нередко женщины оказываются более мужествены, чем мужчины. Вспомним историю Страстей Христовых. Апостолы были готовы пострадать. После Тайной Вечери ученики Христа взяли с собой в Гефсиманский сад два меча, Петр ударил мечом раба первосвященника, но как только Спасителя схватили, мужество покинуло апостолов, и они разбежались. А вот женщины были при Крестных страданиях Господа на Голгофе. Первыми весть о Воскресении принесли мироносицы.
Мы знаем из различных житейских обстоятельств, что порой заступничество женщин бывает более действенным, чем подвиг мужчины. Целый ряд женских служений оказывается вполне успешным: вспомним пример матери Марии (Скобцовой).
Бывают ситуации: в православной семье женщина больше работает и больше зарабатывает чем мужчина. Бывает и по-другому. Во всяком случае мужчина, который не работает, не должен стесняться нести на себе все хозяйственные домашние нагрузки. Их нужно делить поровну, честно.
Семейная жизнь — это как поход. Как в поход идут все и все поровну переносят тяготы и трудности, так и здесь. Жизнь — это путь, и на этом пути важно, чтобы каждый поддерживал другого и вкладывал со 100%-ной отдачей. Если он меньше занят на работе или меньше получает, значит, он должен компенсировать это большим участием в воспитании детей, помощи жене. Это будет честно и будет мужественно без ложной гордости тем, что ты мужчина, глава семьи и тебе зазорно делать домашнюю работу.
К сожалению, у нас сейчас процветает культ секса, развлечения и денег. Христианство все-таки призывает к доброделанию, а не просто к праздности как к времяпровождению. Праздность же — мать всех пороков как известно.
В отношении мужей к женам я хотел бы напомнить апостольское чтение из Послания апостола Павла к Ефесянам (5,20-33), которое звучит во время Таинства Браковенчания. Там есть слова: «Мужья, любите жен своих, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив омовением в воде посредством слова, чтобы Ему поставить пред Собою Церковь во славе, не имеющей ни пятна, ни порока, ни чего-либо подобного, но чтобы она была свята и непорочна. Так должны и мужья любить своих жен, как свои тела. Любящий свою жену себя самого любит. Ибо никто никогда не имеет ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Христос Церковь».
Люби свою жену, как Христос Свою Церковь, будь готов предать себя за нее, пожертвуй собой ради нее, разве это не мужественно?
Почему сейчас в Церкви мало мужчин? Например, в советское время было объяснение: мужчины не ходят в церковь, потому что боятся, что на них донесут и это повредит им по службе, а для женщин карьерный вопрос менее важен. Сегодня в церковь ходить безопасно, а порой и престижно.
Думаю, что здесь надо обратить внимание на то, что женщина довольствуется более эмоциональной стороной дела. Она больше переживает сердцем те или иные события жизни, в том числе богослужения, молитву.
По опыту скажу, что женщина легче меняет свою жизнь после вхождения в Церковь: она принимает все горячо, эмоционально. Мужчины «врастают» в веру постепенно. Открытие для себя Бога у них происходит, может быть, и одномоментно, а вот изменение жизни, борьба с укоренившимися страстями и греховными привычками требует времени.
Для мужчины гораздо важнее не эмоциональный настрой, а понимание службы, рациональная сторона дела. Поэтому я думаю, здесь, конечно, важно, чтобы в Церкви было больше интеллектуальной пищи. Думаю, что здесь, наверное, сыграли бы положительную роль чтение паримий и Апостола в русском синодальном переводе, должны проводиться лекции и беседы, на которых бы рассказывалось о смысле нашей веры.
Я уверен, что мужчин можно заинтересовать и социальным служением. Вопрос лишь в том, какие его виды могут быть для них привлекательны. Для мужчин важно конкретное дело, которое приносит пользу, и ясно виден его результат.
По опыту нашего прихода святых Космы и Дамиана в Шубине, я могу назвать помощь бездомным и беженцам, работы в сельской местности, которые требуют мужской силы: устроить приют для бездомных своими силами, собрать вещи, отвезти их погрузить/разгрузить и так далее. Кормление бездомных, которое мы проводили 15 лет и вынуждены были прекратить по настоянию московского правительства, тоже собирало очень много волонтеров-мужчин. Ведь была конкретная цель — чтобы приходящих бездомных принять, установить среди них справедливый порядок, чтобы во время кормления сильные не обижали слабых и т.д..
Порой сравнивают Православие с исламом: посмотрите на мечети, как много там молится молодых мужчин. Но ведь надо смотреть правде в глаза! Да много, но сколько из них действительно знают ислам?
Я спрашивал на рынке, что такое Курбам Байрам. То, что в этом празднике вспоминается описанное в мусульманских преданиях жертвоприношение Ибрагимом Измаила (у нас Авраамом брата Измаила — Исаака) редко кто из российских мусульман знает! Знают, что барана режут. Это скорее такой день единства — национального в рамках каждой исламской нации и религиозного в рамках мусульманской уммы.
Для нас, православных, конечно, недостаточно воспринимать свою веру как историческую традицию или свод правил жизни. Важно понимание смысла, зачем мы живем, каково предназначение каждого человека, нации, государства перед Богом. Понимание этого и служение этому — вот это для мужчины очень важно.
www.nsad.ru