Ежедневно в православные храмы обращаются люди с просьбой окрестить своего ребенка — сына или дочь. Услышав от священника наставление о том, что восприемникам (крестным родителям) перед совершением Таинства Крещения необходимо пройти огласительные беседы, многие возмущаются и сетуют на то, что раньше бесед не было, а вот сейчас зачем-то их установили.
Конечно, необходимо признать, что «обезглавленная» Православная Церковь в период безбожного времени, да и, пожалуй, в 90-е годы XX века не имела ни материальной, ни физической возможности проводить необходимые по Каноническим правилам огласительные беседы. После восстановления тысяч храмов и монастырей на территории современной России практически в каждом приходе были обустроены Воскресные школы, а в некоторых даже построены духовно-просветительские центры. С течением времени в Духовных школах Русской Православной Церкви были подготовлены соответствующие церковные кадры для проведения миссионерской, образовательной и катехизической работы на приходах. Сегодня организовать проведение огласительных бесед практически на каждом действующем приходе не составляет никакой сложности.
Очень ярко и понятно о необходимости проведения огласительных бесед перед совершением Таинства Крещения высказался недавно Святейший Патриарх Кирилл: «Прошло то время, когда мы, радуясь самому желанию принять Святое Крещение, откликались на него незамедлительно, — сказал Святейший Патриарх Кирилл. — Сегодня важно пояснять приходящему к Таинству, какие обязательства он принимает на себя, становясь членом Церкви; надо пояснять и крестным родителям, какую ответственность они берут, воспринимая младенцев из купели Крещения. Оглашение следует проводить со всеми взрослыми и детьми старше 12 лет, желающими принять Таинство Крещения. Недопустима практика совершения Таинства Крещения над людьми, к нему не подготовленными (за исключением особых случаев, например, страха ради смертного). В случае крещения младенцев подготовку должны пройти родители и восприемники. С родителями и восприемниками крещаемых детей, практически не участвующими в благодатной жизни Церкви, следует проводить разъяснительные беседы о смысле и значении Таинства Крещения и о необходимости самим взрослым жить полноценной церковной жизнью, воспитывать в вере детей» (доклад на Епархиальном собрании г. Москвы 2012 г.).
Нехорошие плоды массового крещения в постсоветское время мы видим сегодня. Дети, которые тогда принимали Крещение также как и сегодня имели восприемников (крестных родителей), но наставления в вере и самое главное примера благочестивой жизни во Христе не получили. Мы видим сегодня этих уже взрослых детей: они танцуют в православных храмах, спиливают поклонные кресты, оскверняют памятники и могилы, устраивают беспорядки на улицах и самое страшное, что считают себя во всем правыми. Ошибочным будет винить лишь их самих в безнравственности, большая вина в этом есть и тех кто их воспитывал и формировал их жизненные ценности. Именно по этой причине Православная Церковь, сегодня уделяет так много внимания образовательной деятельности и воспитанию подрастающего поколения. Внимание к каждому приходящему для совершения Таинства Крещения есть наиважнейшая задача со стороны Церкви. Очень многие православные христиане, прожив 30-40 лет, ни разу в своей жизни не разговаривали со священником лично. Учитывая то, какой образ священника формируется современными СМИ, с уверенностью можно сказать о том, что только личный контакт священника и оглашаемого поможет ему преодолеть сложившиеся в обществе стереотипы и обрести в своей душе Христа как Спасителя.
Здесь и возникает вопрос, принесет ли пользу самому ребенку, если его окрестят в несознательном возрасте? На этот сложный вопрос очень хорошо и подробно недавно ответил наш известный богослов и миссионер протодиакон Андрей Кураев.
«Церковь может крестить ребёнка только при условии полного доверия к его родителям. Потому что если семья действительно православна, то можно быть уверенным в том, что родители воспитают ребёнка в церковном духе. В советские времена такой уверенности точно не было и, тем не менее, крестили. Это была историческая и каноническая аномалия.
А сегодня я с сожалением вижу много людей, которые говорят: «Ну, вот видите, меня же вот так просто крестили. И ничего — вырос, и как бы даже в Бога верю. Поэтому давайте с моими детьми и внуками всё будет точно так же».
Подобная позиция всё-таки очень некорректна.
Во-первых, надо понять, что людей, которые были крещены в детстве, но затем не воспитаны в православии, обокрали. То есть своими родственниками и советской системой они были лишены очень многого. В частности — детского переживания веры. Удивительно видеть, как младенчики переживают мир церковной жизни, насколько чудо для них органично, как оно вписано в их мир. Вот этой радости детской веры вас лишили.
Вас лишили и радости юношеской, подростковой дерзающей веры — когда человек по юношеской горячности и, может быть даже, юношеской дури, ставит на себе эксперименты — мистические, постовые, аскетические: «Я попробую стать святым! Я мечтаю идти путём мучеников!»
Священник Димитрий Фоменко