Первую субботу октября наша страна отмечает профессиональный праздник «Международный день Учителя». Пожалуй редко можно найти профессию, которая не может не оставить никого равнодушным. У каждого человека был свой первый учитель любимый, преподаватель в вузе, колледже, училище. Все мы, повзрослевшие, продолжаем общение с учителями наших детей. А если семья многодетная и разновозрастная, то это общение затрагивает многие годы, десятилетия.
Глава Донской митрополии, Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий в своем поздравлении, обращаясь к учителям, назвал учительство «важнейшим родом служения в жизни любого общества, во все времена». Это так и есть, и наши ожидания, которые мы возлагаем на педагогов, всегда велики. В годы советской власти было в быту выражение: «ничего, школа воспитает». И она «воспитывала», по-своему, по-советски. Затем пришли годы перестройки, где ломались старые стереотипы, создавались новые, рушилась идеология безбожного государства, а взамен, как ни странно, приходили западное «свободомыслие», отрицание авторитетов. Учителя были призваны учить «свободомыслию», а параллельно с этим, появились новые предметы, такие как «основы семейной жизни», где вовсе не учили семейным духовным ценностям, а скорее биологическим аспектам существования полов.
Далее период Новой России, и история последних десятилетий вплоть до наших дней. Россия встретила за эти годы так называемое «второе Крещение», строились и строятся новые храмы, во многих храмах действуют Воскресные школы. Воцерковилось и крестилось в православную веру за это время такое количество людей, что перепись 2002 года называет цифру в 100 миллионов человек, к сожалению из них очень немногие участвуют сегодня в Таинствах церковных и ведут духовную жизнь.
Школа тоже стала менять свое лицо. В ней появились верующие люди, с Господом в сердце, как учителя, так и ученики. За последние десятилетие стала развиваться Православная педагогика. Мне встретилось очень интересное библейское сравнение, которое раскрывает суть православной педагогики: «Нераздельный смысловой образ Марфы и Марии» (Лук.,10, 38-42), — образ деятельного и созерцательного христианства: ВНИМАЕМ СЛОВУ И ДЕЙСТВУЕМ ПО СЛОВУ. Многие видят в этом первую заповедь православного педагога, и этому же надо учить детей. Если же педагогика будет сведена к проповеди, то ребенок останется в ней наедине с самим собой.
В большую жизнь, которая детей ожидает, входит не только жизнь Церкви, но и жизнь общества, которое их окружает вне стен храма. Все мы ждем от православного педагога, что он сможет учить жить детей по Христу, по Заповедям Божиим, но сегодня едва ли это возможно. Необходимо ориентировать и настраивать ребенка на жизнь глубоко самостоятельную и полную. Отсюда и проблема развития ребенка решается в православной педагогике так же, как и в школах с другим мировоззрением: таланты надо развивать, это дары, которые Господь послал людям. Но само развитие должно быть целомудренным, не развращающим, а, наоборот, собирающим воедино все силы души человека. Такое развитие личности по-настоящему и возможно только тогда, когда она начинает осознавать себя как образ и подобие Божие. Только тогда человек получает как бы истинную систему координат и может ориентироваться в жизни. Мир начинает восприниматься им не как общественно-бытовое поприще приложения своих сил и талантов в социуме, а как школа для праведной жизни, как начало пути к Господу. Знания о Боге и Церкви ребенку дать не трудно, а важно начать вместе с ним его духовный путь. Пример строительства себя по образу и подобию Божию ребенок может взять только от своих родителей, а педагог должен раскрыть в ребенке те таланты и сокровища, которые заложил в нем Господь Бог.
Мы присоединяемся к поздравлениям учителей, воспитателей, педагогов, и, искренне желаем всем здоровья, успехов в их важном и нелегком труде, помощи Божией в педагогическом служении!
Приход святых Жен Мироносиц г. Ростова-на-Дону, Мария Соникиди