Бесплодный брак и бездетность — беда многих семей, равно как и людей, своих семей не создавших. Потому в мире так востребованы вспомогательные репродуктивные технологии (ВРТ), широкий спектр которых предлагает современная медицина.

Почему же Церковь так активно выступает против суррогатного материнства?

Суррогатное материнство — вспомогательная репродуктивная технология, при применении которой женщина добровольно соглашается забеременеть с целью выносить и родить биологически чужого ей ребёнка, который будет затем отдан на воспитание другим лицам — генетическим родителям. Они и будут юридически считаться родителями данного ребёнка, несмотря на то, что его выносила и родила суррогатная мать.

В основах социальной концепции Русской Православной Церкви сказано:

Применение новых биомедицинских методов во многих случаях позволяет преодолеть недуг бесплодия. В то же время расширяющееся технологическое вмешательство в процесс зарождения человеческой жизни представляет угрозу для духовной целостности и физического здоровья личности. (…)

В молитвах Таинства Венчания Православная Церковь выражает веру в то, что чадородие есть желанный плод законного супружества, но вместе с тем не единственная его цель. Наряду с «плодом чрева на пользу» супругам испрашиваются дары непреходящей взаимной любви, целомудрия, «единомыслия душ и телес». Поэтому пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданными. (…) К допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений.surrogat

Манипуляции же, связанные с донорством половых клеток, нарушают целостность личности и исключительность брачных отношений, допуская вторжение в них третьей стороны. Кроме того, такая практика поощряет безответственное отцовство или материнство, заведомо освобожденное от всяких обязательств по отношению к тем, кто является «плотью от плоти» анонимных доноров. Использование донорского материала подрывает основы семейных взаимосвязей, поскольку предполагает наличие у ребенка, помимо «социальных», еще и так называемых биологических родителей. «Суррогатное материнство», то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка «заказчикам», противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности.

«Суррогатное материнство» травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания. Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов. Именно на признании человеческого достоинства даже за эмбрионом основана моральная оценка аборта, осуждаемого Церковью (см. ХII.2).

Оплодотворение одиноких женщин с использованием донорских половых клеток или реализация «репродуктивных прав» одиноких мужчин, а также лиц с так называемой нестандартной сексуальной ориентацией, лишает будущего ребенка права иметь мать и отца. Употребление репродуктивных методов вне контекста благословенной Богом семьи становится формой богоборчества, осуществляемого под прикрытием защиты автономии человека и превратно понимаемой свободы личности.

В России суррогатное материнство регламентируется следующими законодательными актами и нормативными документами:

Семейный Кодекс РФ, ст. 51-52.
Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.06.93. № 5487-1, ст. 35 «Искусственное оплодотворение и имплантация эмбриона».
Закон «Об актах гражданского состояния» от 15.11.97. № 143-ФЗ, ст. 16
Приказ Минздрава РФ от 26.02.03. № 67 «О применении вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) в терапии женского и мужского бесплодия».

Для регистрации ребенка (детей), рожденного суррогатной матерью, родители должны предоставить в органы ЗАГС следующие документы: медицинское свидетельство о рождении, согласие суррогатной матери, справку из клиники ЭКО.

surr1Сейчас при отсутствии или выраженной неполноценности матки бесплодной женщины для вынашивания беременности привлекается другая женщина — так называемая «суррогатная мать». Уже само это именование является формой дискриминации женщины, вынашивающей беременность. Иногда суррогатную мать сравнивают с кормилицей, помогающей нуждающейся семье из альтруистических соображений, однако не стоит забывать о том, что все же слишком велико «различие в интенсивности отношений между суррогатной матерью и плодом и няней и ребенком».

Появляется опасность превратить суррогатное материнство в профессию. В процессе вынашивания беременности мать и ребенок находятся в состоянии непрестанного взаимообщения, между ними возникает глубинная психосоматическая связь, разрыв которой, обусловленный контрактными обязательствами, может привести к тяжелым душевным недугам.

Верующему христианину кончно же не хочется слышать той новости, которая обсасывается нынче в СМИ — двойняшки, рожденные суррогатной матерью для счастливой, гламурно-кукольной пары, которая лепечет благоглупости про тихое семейное счастье, улыбаясь пластилиновыми лицами. Совпадают имя и фамилия с той великой певицей, не совпадает — образ.

А ведь бывает благородное и прекрасное старение: пора мудрости, пора сбора урожая, когда не нужно уже ничего никому доказывать, когда можно щедро делиться собранным, и помнить, что наши земные гастроли однажды обязательно подойдут к своему завершению. Зато итог их останется в памяти потомков и перейдет в вечность. Но… рядом такие вкусные суррогаты молодости, свежести, гламура!

С одной стороны, Церковь в «Основах социальной концепции» однозначно осуждает использование женщин в качестве инкубатора и насильственное разлучение младенца с выносившей его матерью. В конце концов, хочешь стать матерью, но не можешь родить — есть множество уже рожденных детей, которым так и не досталось любящей матери. Всегда можно таких усыновить. Так что суррогатное рождение — повод, с церковной точки зрения, не для празднества, а для покаяния, и если грех творился напоказ, то не публично ли нужно и назвать его грехом (разумеется, речь идет не о самих девочках, а о решении их родителей)?

К сожалению у нас и рожденные обычными матерями крестятся нередко суррогатно, в том числе и взрослые: только что родившийся для вечности христианин навсегда разлучается с матерью-Церковью, чтобы снова встретить ее только на своих похоронах. И все присутствующие знают, что так оно с высокой долей вероятности и выйдет, и все равно совершается красивый древний обряд. И лишь в отдельных случаях, спустя десятилетия, если повезет, потерянное дитя вернется к матери, как в мыльной латиноамериканской опере… но не так уж часто это бывает.

Да и посмотреть на всю нашу жизнь… не многовато ли суррогатов? На суррогатных тендерах заранее известен победитель и определена сумма, а обсуждаются лишь размеры вполне реальных откатов и распилов. На суррогатных выборах уже определен победитель, а вся интрига в том, сколько процентов сумеют ему накрутить суррогатные избирательные комиссии под пристальным оком подлинных наблюдателей. Суррогатные чиновники суррогатно борются с суррогатом коррупции и восславляют суррогат патриотизма, не забывая строить себе самые настоящие виллы в чужих теплых краях.3933_1357139716_236ea

Суррогатные полицейские… СМИ… властители и оппозиционеры… Да не суррогатные ли мы граждане, в конце-то концов? Мы, кто привыкли «решать вопросы» и совать полицейскому дежурную купюру прежде, чем тот откроет рот? Кто привычно рассуждает: «да все они продажные сволочи, нет никакой разницы меж теми и этими» — а значит, можно расслабиться самому, не требовать с себя самого никакой честности и порядочности и привычно оправдывать свои и чужие поступки, мол, все так поступают. Ждать худшего и заранее оправдывать его.

Значит, так оно и дальше пойдет. Приспособились, привыкли, а там, глядишь, и полюбили. Была у нас страна советов, стала страна суррогатов.

Дьявол, в конце концов — это ведь претензия на суррогат Бога. С Живым-то Богом — страшно… а с этим — вроде как поначалу и нет. А потом привыкнешь, приспособишься.

                                                                                                                                                                                   По материалам сайта — wwww.pravmir.ru