Праздник Покрова Пресвятой Богородице на Донской земле казачество отмечает как свой собственный праздник. В этот день в 1641 году казаки сдержали оборону Азова и победили. Поражение турок под Азовом, вошедшее в историю, как Азовское осадное сидение, произошло благодаря чудесному заступничеству Пресвятой Богородицы. Сайт «Мария Магдалина» во многом посвящен миру женщины и эту статью мне хочется посвятить женщинам-казачкам, чьи мужья вошли в историю героями, защищавшими южные рубежи России.
В стародавние времена казаки, исключительно воины, проводившие свой бранный век в походах, были в подавляющем большинстве бессемейные. Жизнь «на чеку» в постоянной опасности и тревоге от набегов воинственных соседей, не располагала их к семейной жизни. Жена, семья была обузой и помехой в их бранной жизни. Но проходили века, жизнь шла вперёд, время брало своё и казачество постепенно обзаводилось семьями. Но так как девушек-казачек было мало по городкам, то они женились на «ясырках», то есть девушках, взятых в плен во время походов у других таких же, как и они, вольных народов. Казаки, как заклятые враги крепостного рабства, не женились на женщинах тех народов, у которых существовало рабство, боясь этим передать своему поколению психологию раба. Вольный казак хотел, чтобы его избранница и подруга жизни была также вольной. Отсюда пословица; «бери себе жинку с воли, а казака с Дону — и проживёшь без урону».
Совершая набеги на Крым, Турцию, Персию и кавказские племена они привозили из похода с собой «ясырок» — красивых турчанок, черкесок и девушек других народностей. «А жен себе красных (красивых) и любимых водим и выбираем от тебя из Константинополя и тебя не спрашиваем» — так отписывали в своём «казачьем письме» султану донцы из Азова. «Казаки, привозив из походов себе жен, ласковым обращением с ними, приохачивали их к совместному сожительству». Терцы женились на своих соседках чеченках и дагестанках и других горских женщинах, уральцы на ногайках и сартянках, сибирские «казаки — землепроходцы» — на туземках не женились и в челобитных к воеводам и братьям-донцам и яицким казакам писали: «шлите нам баб» и братья-казаки выручали сибирцев, посылая им девушек.
Пленницы-ясырки были почти исключительно мусульманки — «потурчанки». Большинство из них было из зажиточных, богатых, а нередко и благородных семейств и своим женским характером влияли на казака-воина в лучшую сторону и одновременно вносили в жизнь городков гуманность, культуру и цивилизацию своих стран. Женская рука в казачьих куренях наводила порядок, создавая уют. Казаки обращали в правосланую веру своих жен и мусульманки: Надора, Заира, Дайра становились православными: Надеждой, Зоей, Дарьей. В самом начале ХVIII века, когда царь Пётр I запретил казакам совершать морские набеги на Турцию и Крым, казаки, совершая походы на Кавказ, с тех пор привозили «ясырь», исключительно из горских красавиц. Путешественник Манштейн, побывавши тогда на Дону, описывает, как в один из набегов на Кавказ, бригадир Краснощёков — «гроза Кавказа», привёз десять тысяч «женского ясыря»: кабардинок, чеченок и черкешенок, на которых донцы и поженились. Немецкий путешественник Паллас, побывав на Дону в 1734 году пишет: «казачки городка Черкасск одеваются по восточному: спускающиеся до самой щиколотки широкие шаровары, сапожки или туфли из жёлтого сафьяна, рубашки их, обыкновенно из красной, жёлтой или синей материи». Облики и черты восточной женщины ещё долго сохранятся в чертах казачки. Через сто лет после Палласа историк Брюневский, посетивший Черкасск и другие городки в 1834 году писал: «Кавказские красавицы и теперь нередки на Дону». Известный поэт и декабрист Якубович, посетивший Дон, в своём стихотворении писал:
«Люблю я Дон, твои станицы,
Твоих красавиц смуглы лица»…
«О чернобровых казачках» пел поэт Чулков и другие русские поэты…
Жизнь в степи, в постоянной тревоге и опасности от набегов воинственных соседей, закаляли казачку быть бесстрашной и храброй. Она умела владеть ружьем и луком, как в хозяйстве кочергой и чаплей, чтобы в любой момент, за уходом казаков в поход, защитить свой городок от горцев и других степняков. В исторических актах мы находим описание подвигов казачек: как 800 женщин, наравне с казаками, отчаянно отбивались от турок в Азове в 1642 г. Как наурские казачки одни отбили от черкесов свою Наурскую станицу (Терское казачье войско), а также моздокские казачки городков: Быстрянского, Раздорского отбились от татар, а амурские казачки — от китайцев.
В XIX веке прекращаются набеги воинственных кавказцев и казачество начинает заниматься хлебопашеством, другими отраслями хозяйства и на казачку ложится тяжёлая работа. Казаки беспрерывно находятся на войне или службе от 10 до 15 лет, а она сама ведёт всё хозяйство. Атаман Платов, вернувшись из заграничного похода (1812-1815), в обращении своём ко всем донским казачкам, благодарит их «земно кланяясь» за то, что они эти годы, когда всё мужское население находилось на войне — одни вели всю «домашность». Так было и в последующие годы, и если у кого тогда курень был в порядке, и хозяйство в достатке, и дети учились в школе — хвала казачке. Тяжёлым, упорным трудом они сберегали всё хозяйство, они воспитывали детей в вере в Бога и любви к родному краю, воспитывали их настоящими казаками. Достаточно для того прочесть прекрасное стихотворение знаменитого поэта Лермонтова — «Казачья колыбельная песня». Казак десятками лет находился бессменно на службе, и казачка-мать воспитывала сама будущих героев: Краснощёкова, Платова, Бакланова, Бородина, Бескровного, Кухаренко, Головатого и других славных сынов казачества. Ни у одного народа женщина не играла в семье такую огромную роль, как казачка, и если писать биографию замечательного казака, необходимо помянуть о его матери и бабке. «Краса черкесских дочерей» — М.К. Ефремова, жена славного атамана С.Д. Ефремова, открывала женские школы, следила за воспитанием детей, строила обители-монастыри для вдов и одиноких стариц. Бабка Кудимовна по «часослову» учила грамоте в детстве героя Кавказа Бакланова. «Офицерши-казачки в станицах и городках, имея на дому частные пансионы-школы для детей, способствовали просвещению среди казачьей массы. Известны и исторические казачки: жена атамана Татаринова во главе казачек отстаивала Азов от турок. Полковница Стеха Абакумова отстояла с казачками городок от татар. Прабабка Гугниха и до сих пор чтится в памяти уральских казаков, а среди кубанцев — Мария Горбатка — героиня «Липкинского поста». «Бабы-георгиевские кавалеры» — героини кавказской войны, Мария Платова, известная даже в Европе по старинным гравюрам — «Казачка-невеста», Галина Булавина, Ульянка (героиня романа «Всё проходит» Краснов П.Н.). Особенно богата историческими именами украинская казачка, т.к. их очень много для сведения я приведу лишь несколько имен: Разумиха-родоначальница рода Разумовских, Оболонская — «Кума» императрицы Елизаветы Петровны, Катерина Хмельницкая, Катерина Скоропадская, Мария Чурай — украинская поэтесса ХVII века и многие другие.
Шли века, шла вперед жизнь и с ней культура и просвещение. Из бывших ясырок, казачек камышинных городков с саманными и глинобитными куренями, из страстных «кофейниц» — любительниц турецкого чёрного кофе с халвой, распивавших на рундуках низких станичных куреней, со временем появляются женщины высшего света — смуглолицые красавицы — первая графиня из казачьего рода Дарья Денисова, дочери графа Платова. Представительницы петербургского высшего света — графиня А.П. Орлова-Денисова, фрейлины императриц: Себрякова, Ефремова, Жирова, Карпова и другие. Многие, очень многие оканчивают высшие учебные заведения, университеты, различные высшие женские курсы. Но что характерно, это то, что образованные казачки, унаследовав от своих прабабок «ясырок» психологию восточной женщины, оставались весьма консервативны и верны заветам старины. Всем им были чужды модные учения «народников» и революционные идеи английских суфражисток и различные модные, по духу времени, демократические книжные теории. Высшим нравственным идеалом для потомков казачек был Господь, а из земных ценностей — семья и домашний уют. Среди казачек-курсисток мы не видим революционерок таких как «бабушка русской революции» — Брешко-Брешковской, а тем более террористок вроде: Веры Фигнер, Засулич, Коноплянкиной, Спиридоновой, Перовской. На казачьей земле никогда не было крепостного права, «барщины», а посему среди них не было жестоких помещиц, истязательниц крестьян, известных по истории и литературе: «Людоедки-Салтычихи», истязательниц — Насти Минкиной, Марии Дуровой.
В стихотворении «Косарь», поэта Кольцова, молодой воронежский парень мечтал, как он поедет на Дон и добрая казачка хорошо заплатит ему за работу. И не только у Кольцова, во всех произведениях писателей и поэтов, тип казачки выведен весьма привлекательный. Какой прелестный облик терской казачки -«‘Дарьянки в повести Л. Толстого «Казаки», а любящая мать-казачка в «Тарасе Бульбе» — Гоголя, Мария Кочубей в «Полтаве» Пушкина. В произведениях Тараса Шевченко, Данилевского, Мордовцева, Короленко и других. Даже «амператрицы» — жены» мужицкого царя» — Емельяна Пугачева: Устинья Кузнецова, Софья Недюжина, их «фрейлина» — Прасковья Ивановна в своей непосредственной, наивной простоте, располагают к себе читателя. Казачки, потомки азовских, наурских, моздокских героинь, остались такими же героинями в годы жестокой гражданской войны 1917-1920 годов.
В самые тяжёлые времена казачьей героической борьбы, когда всё мужское население было на фронте, казачки, как и в старину, одни вели всю домашность, одновременно обслуживали фронт, сопровождали обозы с фуражом, снарядами, продуктами, а с фронта возили раненых и убитых в станицы. Были сестрами милосердия в станичных больницах и на фронте, сражались с оружием в руках наравне с казаками, отбивая свои станицы от красных. Казачки Кривянской станицы с вилами и топорами участвовали во взятии Новочеркасска в 1918 году. В произведениях писателей М.А. Шолохова и Ф.Д. Крюкова. мы находим прекрасные образы героинь-казачек. И если тургеневские женщины были способны на жертву личной её жизни, то «шолоховская» казачка была способна не задумываясь идти на большой подвиг во имя Отечества.
Мария Соникиди