Кажется, что современный русский человек достаточно много знает об Англии. Популярные певцы постоянно поют песенки о Лондоне. Российские олигархи покупают британские футбольные команды, яхты и фирмы. Имя же и облик легендарного средневекового героя – Робина Гуда не сходят со страниц книг и киноэкранов. Скажем честно, что Робину повезло гораздо меньше, чем иным литературным или реальным персонажам, привязанным к английской литературе и истории.
Советскому и российскому читателю и киноману Робин Гуд в основном был известен по романам Вальтера Скотта и Александра Дюма, по прекрасной книге М.А. Гершензона для детей, а также по фильмам «Стрелы Робин Гуда» и «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго».
Ученые до сих пор спорят, кто же послужил прообразом Робина Гуда. Но почему-то предпочтение отдается более поздним версиям существования в сем мире «благородного разбойника», редко даты жизни привязываются к XI-XII векам. Почему же? Ведь целый ряд косвенных доказательств позволяет соотнести время деятельности Робина из Локсли с периодом нормандского завоевания Англии, то есть к первым десятилетиям после 1066 г. Впрочем, здесь чувствуется некий и пропагандистский дух, так как тогда придется признать, что «славный парень Робин Гуд» являлся и православным Робином Гудом, вставшим на защиту не только угнетенных англосаксов, но и Английской Церкви, которая была… Православной!
Терновник из Гластонбери и Крещение Англии
По преданиям, христианство на территории Британии распространилось не позднее, чем в эпоху святых апостолов. Холм в Гластонбери (на юго-западе Англии) – это священное место, где праведный Иосиф Аримафейский (ок. 63 г. по Р. Х.), проповедовавший язычникам, воткнул свой посох в землю, и из него произрос терновник (воочию подтвердивший мятежной толпе Истину Господа нашего Иисуса Христа). Терновник сей всегда имел обыкновение расцветать два раза в год, причем его зимнее цветение происходит к 7 января по новому стилю, то есть к Рождеству Христову, отмечаемому православными христианами. Терновник точно так же, как и схождение Благодатного Огня на Гроб Господень, свидетельствует о верности православного вероучения.
С Гластонбери связаны и сказания о легендарном короле Артуре. Сейчас Круглый стол и его рыцари считаются чуть ли не язычниками. Но рыцари ведь одним из главных дел своих считали поиски Чаши Грааля, привезенной именно Иосифом Аримафейским. И сами сказания о короле Артуре возникли не на пустой почве.
В V веке Римская империя уходит из Британии. Рим уже не мог защищать отдаленные провинции и сам пал под натиском варваров. Романизированные бритты-христиане и остатки переселенцев из империи вынуждены были сами давать отпор язычникам – англам и саксам, вторгшимся на острова и сразу же покорившим большие территории. И в начале VI в. Амвросий Аврелиан – выходец из знатной римской семьи (по примеру иных представителей знати, не бежавший на континент вслед уходившим римским войскам) организовал сопротивление захватчикам. Сподвижником Амвросия являлся полководец Ненний Арториус. В 516 г. в Дорсетшире, в сражении при Бэддон Хилле, Ненний Арториус разбил язычников-саксов и остановил их захваты земель. Амвросий Аврелиан и Ненний Арториус (скорее всего, ставший правителем после смерти первого) были христианами. В цикле легенд о Круглом столе именно Арториуса обозначили как короля Артура.
В Англии бытовала традиция, в соответствии с коей короля Артура и Гвиневеру похоронили на холме Гластонбери. В XII веке монахи-бенедиктинцы случайно нашли могилу с захоронением мужчины и женщины в указанном месте.
Терновник неоднократно старались истребить. Английские протестанты во время Реформации повалили дерево и уничтожили могилу православного короля. Но терновник вырос заново.
И уже в 2010 г. сатанисты опять срубили терновник. Однако уцелело дерево-отросток – наследник погибшего святого растения. Впрочем, такую беду можно было бы и предусмотреть, и предупредить. Почти рядом с развалинами монастыря в Гластонбери ежегодно происходит рок-фестиваль, где собирается публика, недоброжелательно настроенная к Православию. Но полиция и не думала охранять терновник, постоянно заявляя, что он не принадлежит к «культурному достоянию Великобритании».
Православные святые Британии
Христианство в Англии, Ирландии, Шотландии и Уэльсе породило сонм святых, которые принадлежали к разным народам. Среди них есть и римляне, и бритты, и пикты, и скотты, и англы, и саксы, и датчане и т.д. Язычники, приходившие на английскую землю как покорители, сами завоевывались христианством…
21.08.2007 г. Священный Синод Русской Православной Церкви принял важное решение: «Благословить празднование Собора святых, в Земле Британской и Ирландской просиявших, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице». А «…о включении в месяцеслов Русской Православной Церкви имен древних святых неразделенной Церкви, просиявших в Земле Британской и Ирландской, иметь суждение после получения полных агиографических и исторических материалов, касающихся их христианского подвига, времени и обстоятельств прославления и почитания».
На иконе Собора Британских и Ирландских святых, чтимой в Сурожской епархии Русской Православной Церкви, присутствуют такие подлинные светочи христианства, как первомч. Британский Албан Веруламский († 305, память 22 июня), свт. Ниниан Уитхорнский († 432, память 16 сентября), свт. Патрик Ирландский († 461, память 17 марта) и десятки других святых.
О многих из этих святых очень хорошо рассказывает протоиерей Андрей (Эндрю) Филиппс в своих книгах и статьях. Перед нами встают наяву и Албан Веруламский, смело исповедовавший Господа в годы гонений на христиан в Римской империи; и Патрик Ирландский – выдающийся проповедник и просветитель; и Гутлак Кроулэндский, последователь святых отцов из Православного Египта; и король Эдмунд, умученный язычниками за веру; и архиепископ Феодор Тарсийский, известный своим благочестием и образованностью, устроением монастырей и школ…
В Англии, Уэльсе, Ирландии и Шотландии среди святых встречается гораздо больше женщин, чем в Западной Европе того времени. А чтили их англичане почти так же, как и мы матушку Матрону Московскую и блаженную Ксению Петербуржскую.
Английские короли неизменно помнили, что именно в Йорке произошло провозглашение римским императором Константина Великого, а среди православного населения постоянно ходила легенда о британском происхождении его матери – святой Елены. Святители и благочестивые правители заботились о Православной Англии и духовном возрастании народа.
Но все закончилось в 1066 году…
Merrie England* – «Веселая Англия». В Средневековье понималась не как Буйная или Пьяная, или Карнавальная Англия, или Праздничная Англия, но Англия, веселящаяся в Духе. Не отсюда ли произрастают корни идеи английского писателя XX века К.С. Льюиса о христианстве – религии Радости? Филолог Льюис великолепно знал старинную английскую литературу и историю своей страны.>
II. Погром Англии и наследие короля Гарольда Годвинсона. Опыт историко-публицистического расследования (ч.1.)
Чтобы полноценно описать все то, что произошло с Англией в 1066 году и позже, когда православные традиции были стерты с лица страны, необходимо обратиться к событиям, произошедшим ранее, несколько десятков лет назад, и рассмотреть, что же происходило с христианством и политикой европейских государств в данный период.
Странности международной политики в XI веке
К середине XI в. внутри Римской Церкви все больше и больше чувствовалось отступление от принципов и идей древнего христианства. Римские папы постепенно стали превращаться в светских государей, прикрывающихся религией, для установления своей гегемонии в Европе. Для этого и потребовались так называемые «реформы» внутри Церкви. Все разговоры о преодолении симонии (купли-продажи церковных должностей – прим. ред.), введении целибата и прочем служили лишь для сокрытия главной цели – Рим должен был диктовать условия жизни всем христианским государствам континента. Под видом искоренения симонии можно было смещать неугодных епископов, а отказ от целибата вел к обвинениям в николаитской ереси. Таким образом и выковывалось пропагандистское оружие против независимых Православных Церквей, готовых чтить Рим, но не подчиняться ему без раздумий и ропота.
В круг «реформаторов», коих следовало бы назвать «обновленцами», сложившийся при папе Льве IX после 1050 года, входило достаточно большое количество лиц духовного звания, но для раскрытия заданной темы нам будет интересным то, что в него входили Гильдебранд (занимал разные должности при папском дворе), кардинал Гумберт Сильва-Кандидский (архиепископ Сицилии), диакон Фридрих и Ланфранк, приор монастыря Бек.
В «реформах» заинтересованность показывали и правители Священной Римской империи германской нации (оговоримся, что Римской это государственное образование стало именоваться только в 1034 г., а полный текст появляется в документах лишь в 1254 г.). Им – духовным наследникам Франкской империи Карла Великого (незаконно коронованного императором) приходилось доказывать свою правомочность по отношению к Древнему Риму, в то время, когда существовала законная Ромейская (Римская) империя, или Романия, с центром в Константинополе. Термин «Византия» впервые был приписан Романии только в 1557 г. немецким историком Иеронимом Вольфом (с тех пор и используется для умаления Ромейской империи западными учеными). Германские императоры периодически то дружили, то воевали с папством, но всегда испытывали кровную заинтересованность в обвинении Константинопольского Патриархата в ереси, ведь тогда можно было бы обосновать свои притязания на имперскость, указывая на еретичность политического противника.
Имелась и еще одна сторона, полагавшая, что объявление Романии еретическим государством ей будет полезным. Это норманны, как раз в середине XI века ведшие войны за покорение Южной Италии. Их жертвами являлись, прежде всего, ромейские владения в Апулии и Калабрии. Впрочем, на сии территории претендовала и Папская область. Но 18 июля 1053 г. в битве при Чивитате (Северная Апулия) войска римского папы норманны разбили наголову, а сам Лев IX попал в плен. К нему норманны отнеслись вполне доброжелательно, все же превратив папу в почетного пленника в Беневенто. Отпустили первосвященника только 15 марта 1054 г. Причем с этих пор между норманнами и папским престолом устанавливаются весьма тесные и взаимовыгодные отношения. Условия освобождения понтифика неизвестны. Однако дальнейший разворот событий делает более чем вероятным заключение союза против Византии. Невозможно не отметить, что поражение при Чивитате папская армия потерпела и в результате того, что ромейский полководец Аргир (латинский католик!), обещавший помощь, на поле брани опоздал. Интересно, что сего Аргира Вселенский Патриарх Михаил Кируларий (в послании к Святейшему Патриарху Великой Антиохии Петру) прямо определяет, как провокатора в конфликте с Римом.
Делегация Римской Католической Церкви во главе с кардиналом Гумбертом отправилась в Константинополь для официального примирения (по пути останавливаясь в Бари – резиденции Аргира) и прибыла в конечную точку путешествия в июне 1054 года. Римский папа Лев IX скончался 19 апреля 1054 года, и это известие в столице Ромейской империи уже получили. Казалось бы, надо было или вести переговоры во взаимоуважительной обстановке, или же отложить их до избрания нового папы. Но Гумберт ведет себя агрессивно и нагло, а 16 июля 1054 г. анафематствует Святейшего Патриарха Михаила, Константинопольскую Патриархию и светские власти. Причем анафема провозглашается не от имени папы, а от себя лично, диакона Фридриха и Петра, архиепископа Амальфи.
Итак, мы видим, что двое из подписавших отлучение принадлежат к кружку римских «обновленцев» (заинтересованных в разрастании кризиса, чтобы исключить хоть какое-то антиреформаторское влияние крупнейшей Православной Церкви на дела внутри Римской Церкви), а Петр из Амальфи, епископ, живший в Южной Италии, явно действует в пронорманнских интересах. И, конечно же, диакона Фридриха не забудем, ибо в тот момент он выражал позицию и германского императора.
«Реформаторы» выигрывали при любых метаморфозах обстановки. Если ромеи подчинялись, то можно было бы приводить к подчинению и другие народы, и Церкви (капитуляция Константинопольского патриарха и императора лишали бы поддержки православных во всей тогдашней Европе). Но так как сдачи не произошло, то православных обвинили в ереси. Следовательно, еретиков надо преследовать, а уж к мнению-то их и прислушиваться не надо. Перспективы для римского «обновленчества» открылись великолепные…
Норманны в Южной Италии получили свободу действий. Византийские владения, впрочем, окончательно они захватили только в 1071 г., после падения города Бари.
Существует точка зрения, что «реформаторы» пытались договориться с Константинополем в 70-е гг. XI века. Инициативу выказал папа Григорий Седьмой (Гильдебранд). Но сей папа попросту потребовал подчинения православных римскому престолу. Однако вряд ли заявление Григория о том, что «…восточная Церковь отпала от католической веры по наущению дьявола», могло способствовать единству.
Учитывая международное положение в одиннадцатом столетии и порабощение мусульманами православных земель, реальным противником «реформаторов» оставалась лишь Английская Церковь. Все же проблемы борьбы за превосходство папского престола решались постепенно с учетом реалий религиозных и политических. Черед Англии наступил в 60-е годы. Нашелся и исполнитель задуманного покорения английского Православия – герцог Нормандии Вильгельм Бастард, который, конечно, преследовал свои выгоды, но все-таки…
Черный Крест Уолтхэма (ч.2.)
1066 год – начало завоевания Вильгельмом Англии и точка запуска уничтожения Православия в Британии.
В течение периода с 1016 по 1042 год в Англии правили короли-датчане. И только после них на престол взошел король Эдуард Исповедник, принадлежавший к старой англосаксонской династии. Молодые годы этот человек провел в Нормандии, в изгнании. Вернувшись, он принялся насаждать обычаи и нравы нормандские, призвав для сего иноземных рыцарей и духовенство. Нормандцы пользовались при дворе Эдуарда почетом, а прелаты из герцогства старались добиться отказа Английской Церкви от древних православных традиций и привести к подчинению римскому папе. Английская Церковь признавала авторитет папы, подобно другим Православным Церквям, но вот отдаваться в полное распоряжение Рима не собиралась. В конце концов все закончилось восстанием, и нормандцы были удалены от двора, а ставленник римской курии – архиепископ Кентерберийский Роберт бежал во Францию. Лидером английской православной партии сперва являлся граф Годвин, а затем его сын – Гарольд Годвинсон.
В 1064 году корабль с Гарольдом потерпел крушение у берегов Нормандии, а вассал Вильгельма Бастарда захватил в плен Годвинсона и сопровождавших его людей. Это было противно всем христианским обычаям, тем более никакой войны и не имелось. Но такие нравы распространялись по Нормандии издавна (ведь сие герцогство основал захватчик и пират Ролло – норманн, предок местного правящего рода).
Вильгельм выкупил Гарольда и заставил последнего поклясться на святых мощах, что после смерти короля Эдуарда он признает права на английский престол нормандского герцога. Правда, никаких бумаг не найдено до сих пор (как и завещания Эдуарда Исповедника в пользу Вильгельма, на которое нормандец постоянно ссылался). А права на власть по всем законам были липовыми: Вильгельм являлся внучатым племянником Эммы – жены английского короля Этельреда и матери Эдуарда Исповедника. О клятве Гарольда сообщают только нормандские источники, причем указывая три разных места, где было дано обещание. Ясно только, что Гарольд благополучно вернулся домой, а Вильгельм занялся подготовкой к броску через пролив Ла-Манш.
После смерти Эдуарда народное собрание избрало английским королем Гарольда Годвинсона, который и был помазан на царство. Вильгельм немедленно обратился к римскому папе, называя Гарольда «клятвопреступником» и обещая привести Англию в покорность Риму. В свое войско герцог набрал воинов не только из Нормандии, но и других частей Западной Европы. Римский папа прислал новоявленному завоевателю освященное знамя (здесь расстарался Гильдебранд, имевший влияние на понтифика). Фактически вторжению в Англию предавался статус крестового похода.
Гарольд понимал, что столкновение неизбежно, и держал свои отряды на побережье пролива. Но… В Англию в районе Нортумбрии вторгся норвежский король Харальд Хардраада при поддержке брата Гарольда – Тости (Тостига). Враги заняли город Йорк 20 сентября 1066 г. Гарольд, собрав войско, решительно двинулся на встречу противнику и 25 сентября разбил норвежскую армию. Харальд Хардраада и Тости погибли. Но уже 1 октября король Гарольд получил известие о нормандском вторжении. Не желая допустить разграбления юга страны, Гарольд Годвинсон быстрым темпом отправляется туда. Кроме того, он полагал, что внезапного удара рыцари Вильгельма Бастарда не выдержат.
Во время марша против норвежцев Гарольд останавливался в монастыре Уолтхэм (основанном им самим), где хранилась одна из величайших святынь Православной Англии – Черный Крест. Король горячо молился и в видении (посланному Этельвайну из Рэмси) получил предсказание о победе.
На пути к югу Гарольд опять преклоняет колени перед Крестом в Уолтхэме. В рукописи XII века «Обретение Креста» сообщается следующее: «И вот произошло необычайное чудо. Лик Господа на Распятии с глазами, направленными вверх, вдруг наклонился вниз, как бы печально глядя на распростертого на земле короля. Дерево знало будущее! Алтарник Теркил говорил, что он ясно видел это своими глазами в то время, когда он собирал оставленные в алтаре королевские дары. Я слышал это из его собственных уст. А другие говорили мне, что они видели Лик Господа на Распятии, направленный прямо, с глазами, устремленными вверх. Но никто, кроме Теркила, не видел, как лик наклонился. Когда братия монастыря узнали об этом печальном предзнаменовании, они послали двух старейших и благочестивейших монахов Оузгуда Кноппе и Эйлрика Чилдемейстера в сопровождении некоторых других вместе с войском к месту битвы для того, чтобы, когда она завершится, позаботиться о телах короля и христианских воинов и, если Богу будет угодно, привезти их в Уолтхэм».
От Гастингса к Чудскому озеру (ч.3).
В сражении при Гастингсе 14 октября 1066 года Гарольд Годвинсон потерпел полное поражение и погиб. По приказу Вильгельма Бастарда тело последнего православного короля Англии разрубили на куски. Нормандский герцог издевательски отказался отдать тело Гарольда родственникам, хотя и предлагался огромный выкуп золотом – по весу тела. Существует предание, что монахи Уолтхэма все же нашли останки Гарольда и похоронили в своем монастыре. Но пока подтвердить достоверность его никто и не смог.
И наступил «черный век» для страны, недаром склонялся Черный Крест.
Власть в Англии Вильгельм Завоеватель (теперь его прозывали уже так!) охранял свирепо. В его правление православные традиции неуклонно изгонялись. Даже была запрещена Литургия Преждеосвященных Даров св. папы Григория Двоеслова. Английские монахи изгонялись из монастырей, а аббатами часто назначались люди, не имевшие духовного сана, бывшие рыцари и дворяне из Нормандии.
В 1069-1070 гг. армия Вильгельма провела полное опустошение севера Англии. Убивались и люди, и скот. Любое недовольство каралось жестокими казнями.
Из хроник того времени мы узнаем, что «rрафов он дepжал в оковах, епископов изгонял с кафедр, а монастырских настоятелей из их монастырей, тэнов (английских дворян – прим. А.Г.) сажал в тюрьму и под конец не пощадил даже собственноrо брата Одо».
Монастыри и храмы Англии подвергались элементарному погрому. Мощи английских православных святых осквернялись, гробницы их разрушались. А нормандские аббаты смеялись, называя английских монахов «тупым сбродом». В 1070 году Вильгельм, прибывший обратно в Нормандию, раздавал здесь монастырям и приходам сотни священных сосудов, мощехранильниц и иных предметов церковной утвари, вывезенных с той стороны Ла-Манша.
Прибытие в Англию по приглашению Вильгельма папских легатов привело к тому, что под их руководством состоялась ассамблея, низложившая православных епископов-англичан. Одновременно были низвергнуты игумены крупнейших монастырей. Епископов и монахов заключали в тюрьмы, ссылали, а всем женатым священникам было приказано расстаться с семьями или отказаться от сана. Современники описывают случаи, когда дети и жены священнослужителей просили подаяние по дорогам бывшей Веселой Англии.
Против захватчиков смело выступил епископ Этельвайн, предавший насильников над Церковью анафеме. Нормандцы уморили его голодом в тюрьме…
В 1070 г. архиепископом Кентерберийским стал Ланфранк («реформатор», знакомец Гильдебранда). Гонения на православных при нем усилились.
Последним оплотом непокоренной Старой Доброй Англии оказался монастырь на острове Эли среди топей Восточной Англии. Восставших возглавил тэн Херевард (Геревард, Херворд). Сведений о его происхождении известно мало. Семья Хереварда духовно окормлялась в монастыре Петерборо. Первым крупным подвигом Хереварда явилось спасение сокровищ и мощей из этого монастыря. Он перед приходом нормандца-аббата с солдатами сумел все вывезти на остров Эли. Прежний аббат обители в Петерборо возвел тэна в рыцари, что потом и подтвердили два православных епископа, укрывшихся на острове Эли. Набеги Хереварда на нормандские замки (спешно построенные захватчиками) и бои с отрядами, посланными Вильгельмом против восставших, покрыли имя тэна славой. Даже в городах, подчиненных Бастарду, открыто звучали песни о славном Хереварде, благо оккупанты не понимали английского языка.
Именно Херевард и явился прообразом Робина Гуда. А сказания и песни о нем затем были переработаны поздними авторами и легли фундаментом в цикл о «стрелке из Шервудского леса». После предательства и разгрома оплота на острове Эли только Хереварду и его дружинникам удалось уйти, так как местные болота они знали, как свои пять пальцев. Херевард перебрался в Брунесвальдский лес, где продолжал сопротивление. Тэн отлично владел различными видами оружия, в том числе и луком. Сие тоже затем вписалось в образ Робина Гуда.
Современный нам автор популярной биографии Робина Гуда Вадим Эрлихман сообщает: «Интересно, что в средневековой Франции «робином» называли еще и молодого барашка. В современном французском слово robinet означает «кран», поскольку когда-то в фонтанах кран делали в виде бараньей головы». Но позвольте, имя Херевард в старом английском языке означало «хранитель стад». Пересечение имен очевидно. Вероятнее всего, «Робином» Херевард был обозван нормандцами, и потом это имя прижилось в стране, где постепенно происходило слияние языков и, соответственно, новые поколения сочинителей усвоили прозвище, а не исходное имя.
Херевард, по сведениям историка О. Тьерри, заманенный в ловушку, погиб в сражении против нормандцев или бретонских наемников.
И, таким образом, на вопрос: «А был ли Робин Гуд православным?», следует ответить утвердительно, ибо первого «Робин Гуда» крестили в Православной Англии, и сражался он за нее. И лишь потом Хереварда превратили в «благородного разбойника».
А в нашу эпоху писательница Дж. Роулинг, создательница полуоккультного книжного сериала для детей «Гарри Поттер», вновь соизволила «ославить» Хереварда (Гереварда), присвоив имя его отрицательному персонажу, владельцу Бузинной палочки, убившему своего отца. Не дает покоя кому-то славное прошлое Православной Англии! Но это прошлое невозможно растворить в безвременьи, и оно постоянно взывает к нам через… Святую Русь!..
Всем любителям русской истории достопамятен великий князь Владимир Мономах. Его первой супругой являлась Гита Уэссекская – дочь последнего православного короля Англии Харольда Годвинсона и Эдгиты Лебединая шея. Двое самых известных из сыновей Мономаха – Мстислав Великий и Юрий Долгорукий – являлись внуками убитого Вильгельмом короля. Мстислав Великий (во святом крещении Феодор) носил еще и имя Харольд. По сообщениям из летописи, приведенным русским историком Василием Татищевым, Юрий родился в 1090 г. и был одним из младших детей Гиты. А наследником (пусть и отдаленным) английского короля через Юрия Долгорукого, Всеволода Большое Гнездо и Ярослава Всеволодовича оказывается Александр Невский.
В 1204 году крестоносцы захватили и разграбили Константинополь – столицу православной Ромейской империи (Византии), точно так же как Вильгельм Бастард покорил и разрушил православную Англию. На стенах и улицах Константинополя крестоносцам достойное сопротивление оказала англо-датская дружина (часть которой составляли потомки православных англичан, бежавшие в империю). В 1204 г. римский папа Иннокентий III одобрил создание ордена меченосцев. Данный орден затем слился в Прибалтике с Тевтонским в 1237 году. Целью объединенного ордена был означен захват земель финнов и Руси. Однако очередной крестовый поход провалился. В 1242 г. в битве на Чудском озере Александр Невский разбил крестоносцев. Через столетия Гастингс сменился Ледовым побоищем.
Святая Русь не разделила судьбу Православной Англии. И мне думается, что когда святой благоверный князь Александр шел со своими полками к озеру, весь Собор Британских и Ирландских святых молил Господа нашего Иисуса Христа о даровании победы православному воинству.
Александр Гончаров (www.segodnia.ru)