Нужно ли детям соблюдать пост? Если нужно, то с какого возраста дети должны поститься?
Пост для детей является духовной школой. Они научаются драгоценной добродетели – управлять своими желаниями. Об этом говорит святитель Василий Великий: «Постохраняет младенцев, уцеломудривает юного, делает почтенным старца: ибо седина, украшенная постом, достойнее уважения. Пост – самое приличное убранство женщин, узда в цвете лет, охранение супружества, воспитатель детства. Таковы услуги поста каждому отдельному дому <…> Дети, как цветущие растения, да орошаются водой поста» (Беседа 2. О посте 2-я).
К сожалению, многие родители по маловерию и слишком большой привязанности к земному упускают замечательную, ничем не заменимую возможность христианского воспитания детей в периоды постов. Святитель Феофан Затворник советует родителям: «Не должно смотреть, что дитя мало, – надобно с первых лет начинать остепенять преклонную к грубому веществу плоть и приучать дитя к обладанию над нею, чтобы и в отрочестве, и в юношестве, и после них легко и свободно можно было управляться с этою потребностию. Первая закваска очень дорога. От детского питания многое зависит в последующем».
По традиции нашей Церкви, пост для детей начинается с семи лет. Однако если ребенок внутренне готов, то можно начать с более раннего возраста. Зато потом будет легче. Очень многое зависит от того, насколько духовной является жизнь всей семьи. Опытно знаю, что если взрослые искренне относятся к посту как к святой христианской традиции, не тяготятся им, а спокойно и радостно совершают этот скромный подвиг, то это передается и детям. Они тянутся за взрослыми. Им хочется походить на них. Родители должны вводить детей в подвиг поста мудро, доброжелательно и терпеливо. Тогда будут благодатные духовные плоды.
Иеромонах Иов (Гумеров).
Как объяснить ребенку, что такое пост?
Так же как зрелому человеку. Пост – это преодоление. Людям надо все время преодолевать себя, для того, чтобы двигаться дальше, а не топтаться на одном месте, чтобы совершенствоваться, расти, становиться мудрее, сильнее, лучше. Но некоторые вещи, мешают самосовершенствованию человека. Это сорняки. И этот термин применим не только к растениям. У человека тоже есть свои сорняки, которые прикрывают от него свет, высасывают из него соки, запутывают, давят, мешают… И преодоление – как раз то, когда мы из своей души и телесной оболочки эти сорняки извлекаем. Когда мы избавляемся хотя бы от ничтожных из них (пусть даже на отрезок времени), то испытываем чувство свободы. «Сорняки» – это наши зависимости: когда не мы управляем нашими действиями, а поступки правят нами. И от этого становится очень досадно, потому что порой мы желаем сделать так, а они (зависимости) заставляют нас вести себя по другому. Избавившись, мы познаем, какие мы на самом деле, какими нас замыслил Господь.
Что нужно преодолевать маленькому ребенку?
Какие у него могут быть выработаны зависимости? К примеру, зависимость от телевизора, жадность, «обидки» у малышей случаются… Помогите ему последить за тем, чтобы не дулся, не жадничал, не сидел подолгу за компьютерными играми или у телевизора. Сам он может и позабыть про свое начальную готовность с этими «сорняками» бороться. А вы его поддержите. Здесь важно и настойчивость выразить, и терпимость, и лояльность, и снисхождение проявить так, чтобы это воздержание у ребенка стало не пыткой, а отрадой, потому что вслед за вложенными стараниями позитивный результат безусловно появится. Объясните ему, что отказавшись от каких-то благ, он приобретет, нечно новое: больше друзей, больше знаний, потому что книги читать стал, со сверстниками больше времени проводить, а не за компьютером, может проснуться неожиданный интерес к творчеству.
Не запрещать, а предлагать выбор
Что касается детей, то самое основное – это борьба с праздным прожиганием свободного времени. Копьютеные игры, например, наносят большой урон физическому и психологическому здровью ребенка. Но тут важно помнить, следует не просто запрещать им это, а предложить альтернативу, что-то взамен. Занять свободное время посещением кружков или спортивных секций, чтение книг. Поговорите с ребенком, выясните, что ему наиболее интересно из предложенных вами вариантов, чему он хочет научиться. Помогите ему стать творцом своего досуга и своей личности. И над собой тоже понадобится поработать, ведь чтобы выделить дополнительное время, взрослому придется отказаться от чего-то привычного, изменить ритм своей жизни, свой график, превозмочь свои слабости, а это тоже нелегко. Надлежит разъяснить ребенку, что главный предмет творчества – это сам индивид, привлекать его к полезным делам, открывать и развивать таланты, какие в него заложены.
Никто не говорит, что компьютер — это зло. Объясните ребенку, что его можно использовать как инструмент не только для развлечения, но и для самосовершенствования. Существует огромное количество программ, которые помогают развивать человеческие способности и навыки, для любой творческой направленности. Взрослому человеку нужно только помочь выбрать это направление и помочь его освоить.
И о дисциплине небесполезно помнить в пост: не засиживаться дотемна за делами и тем более за развлечениями, не спать до полудня. Способность распоряжаться своим временем – это весьма важный фактор.
Как правильно оградить ребенка в питании и стоит ли это делать
Разумеется, необходимо понимать, что пост ни в коем случае не должен нанести ущерб здоровью ребенка. Ребенок растет и развивается и ему для нормального развития просто необходимо определенное количество белков, жиров и углеводов. Попытайтесь оградить ребенка от ненужных и вредных для зубов сладостей. Здесь можно напомнить и слова апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1Кор. 6:12). В том смысле, что мы не должны идти на поводу у своих желаний. Потому что сначала ты не можешь отказать себе в желании съесть конфетку, делаешься зависимым от лакомств, а потом становишься рабом и более серьезных вещей: табака, алкоголя.
По материалам сайтов: Православие.ру (www.pravoslavie.ru)«Мама Краснодара» (www.mama-krasnodara.ru)