В местечке Кесария, откуда берет свой исток Иордан, на песке лежит бетонный конус. Если взяться за специальную ручку и со всей силой надавить, он начинает медленно катиться и оставляет на песке оттиск, на разных языках повторяя одну и ту же фразу: «Ты Христос, Сын Бога Живого».
Эти слова от лица всех апостолов произнес на этом месте апостол Петр. Это были дерзновенные слова. О Христе говорили разное. Большинство склонялось к тому, что Он — один из пророков. Но Петр называет Иисуса Его подлинным Именем. Ты — Тот Самый долгожданный Помазанник Божий, Которого ждал мир, Ты — Сын Божий. На этом утверждении строится все христианская вера и это — самая важная формула христианства.
В ответ на слова ученика Иисус отвечает: Блажен ты, Симон… Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах (Мф 16:18—19).
Уже только об этом обещании, данном Петру и в его лице — всем апостолам, можно написать целую богословскую книгу, уж очень важны эти слова. Несомненно, что апостолы выделяли Петра как старшего. Очень часто мы слышим вопросы, заданные Иисусу Петром. Тут важно помнить, что Петр во многих случаях действует не от своего лица, а как старший, по поручению всех остальных апостолов. Так же и обещания, данные Христом Петру, не означают, что они касаются только Петра, но — обращены ко всем апостолам.
Обратим внимание на очень важные слова: Дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах…
Каким он был, этот Первоверховный апостол? Симон (прежнее имя Петра) был зрелым человеком, рыбаком. В Капернауме у него был дом, в котором жили жена и другие родственники. Впоследствии жена Петра станет его спутницей в миссионерских трудах.
Взглянем на портрет Петра, каким его рисуют Евангелия. А рисуют они совсем не такого Петра, какого изображают мощные статуи, украшающие фронтоны величественных соборов. Перед нами не гигант духа, не князь Церкви, сжимающий стальной рукой ключи Царства Небесного, а обычный человек, такой же, как и все мы. И нам дорог и близок именно такой Петр.
Вот он бросает лодку и дом свой, уходя за Иисусом странствовать. Вот он уговаривает Христа отказаться от Крестного пути, на что слышит в ответ резкое: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое (Мф 16:23).
Вот Петр, осиянный Фаворским светом, немного суетливо предлагает: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии (Мф 17:4). А вот Петр видит Христа, идущего по воде, бросается к Учителю, …но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? (Мф 14:30—31).
На Тайной Вечери Петр не решается сам спросить, кто из Апостолов предатель, и просит об этом младшего, Иоанна. И тут же самонадеянно убеждает Иисуса: Господи! с Тобою я готов и в темницу, и на смерть идти. Но (Иисус) сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня (Лк 22:33—34).
«Я? Отрекусь?» Петр оскорблен. В Гефсиманском саду, несмотря на просьбу Христа пободрствовать вместе с Ним, Петр засыпает. Но когда раздается лязганье оружия, вскакивает и, едва придя в себя, хватает меч и бросается защищать Учителя: отсекает ухо одному из пришедших арестовать Иисуса.
Иисуса уводят, но Петр следует за Ним. Ему удается проникнуть во двор дома Первосвященника. Вдруг кто-то его узнает: «Не ты ли был с Иисусом?» Трижды разные люди спрашивают, и трижды Петр отвечает: нет… После третьего отречения тотчас пропел петух. Тогда Христос, повернувшисьвзглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды. И, выйдя вон, горько заплакал (Лк 22:61—62).
Какой живой образ! Человек добрый и верный, в то же время порывистый и совершающий иногда необдуманные поступки.
Можно представить себе, как тяжелы были Страстные пятница, суббота для Петра. Он — такой же, как Иуда… Тот предал, а он, Петр — отрекся. Нет ему прощения!.. Да, но Христос знает, что Петр на самом деле любит Его. О, если бы он мог сказать Учителю об этом и доказать свою любовь!
И такой шанс Петру был дан. Когда Петр слышит, что Христа во Гробе нет, он бросается ко Гробу, заглядывает в гробовую пещеру… влезает туда… И верно, лишь белеющие покровы, которыми было обвито тело. Но где оно? Похищено? А может быть…
…А потом будут эти удивительные встречи с Воскресшим, которые исцелят рану его души.
Однажды Петр вместе с другими учениками ловил рыбу. Они рыбачили всю ночь, но ничего не поймали. И вдруг видят на берегу фигурку человека. Кто это? Не так просто разглядеть на таком расстоянии, да еще в предрассветной мгле. А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус. … Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы. Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, — ибо он был наг, — и бросился в море (Ин 21:4—7).
И тут они вспомнили, что точно так же Он их позвал в самом начале. И, как когда-то Иисус сказал: Я сделаю вас ловцами человеков, так и сегодняшний улов (они посчитали пойманных рыб, их было 153) показывает, что для них история только начинается. Сто пятьдесят три народа, по счету древних евреев, в то время населяло землю. А это значит, что ко всем этим народам отправятся апостолы, чтобы поведать о Распятом и Воскресшем. Как Он и предсказывал, чего Он от них и ждал.
Когда апостолы испекли рыбу и все трапезничали, Иисус спросил: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя (Ин21:15).
И как трижды Петр отрекся от Христа, трижды следует вопрос: любишь ли ты Меня?
Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя!.. (Ин 21:17)
Три раза воскликнул: люблю! — и вспомнил свое троекратное отречение…
После Вознесения Христова Петр вместе с другими учениками принимает в день Пятидесятницы благодать Духа Святого. Впоследствии Петр — один из самых ярких деятелей Первохристианской Церкви. Он проповедует и в малых общинах, и среди толп народа. Сначала его проповедь протекает среди иудеев, но в Иоппии (ныне Яффа) апостол Петр удостаивается удивительного откровения. Вот как рассказывает об этом сам Петр: В городе Иоппии я молился, и в исступлении видел видение: сходил некоторый сосуд, как бы большое полотно, за четыре угла спускаемое с неба, и спустилось ко мне. Я посмотрел в него и, рассматривая, увидел четвероногих земных, зверей, пресмыкающихся и птиц небесных. И услышал я голос, говорящий мне: встань, Петр, заколи и ешь. Я же сказал: нет, Господи, ничего скверного или нечистого никогда не входило в уста мои. И отвечал мне голос вторично с неба: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. Это было трижды, и опять поднялось все на небо (Деян 11:5—10).
После такого видения к Петру пришли люди, которые пригласили его с проповедью в Кесарию. Эти люди рассказывали, что некоему язычнику явился Ангел, который стал и сказал ему: пошли в Иоппию людей и призови Симона, называемого Петром; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой (Деян 11:13—14).
Петр и другие апостолы, с которыми он поделился этим рассказом, сочли, что этим Господь дает однозначный знак: проповедь о Христе должна совершаться не только для евреев, но и для язычников.
Таким образом, Петр положил начало проповеди среди язычников. Продолжателем же этой проповеди стал великий Павел.
В 44 году евреи открывают гонения на христиан. Был убит один из Двенадцати — Иаков Зеведеев. Царь Ирод приказал схватить и посадить в темницу Петра. После пасхальных торжеств он намеревался предать смерти и его. Итак Петра стерегли в темнице, между тем Церковь прилежно молилась о нем Богу. Когда же Ирод хотел вывести его, в ту ночь Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу. И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его. И сказал ему Ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою и иди за мною. Петр вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое Ангелом было действительно, а думая, что видит видение. Пройдя первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им: они вышли, и прошли одну улицу, и вдруг Ангела не стало с ним. Тогда Петр, придя в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский (Деян 12:5—11).
И апостол Петр продолжил свою проповедь. Предание говорит, что, уйдя из Иерусалима, он пришел в Рим, где и возглавлял Церковь на протяжении более двадцати лет.
В Риме есть так называемая Аппиева дорога. По ее булыжникам, где когда-то гремели подкованными подошвами сандалий римские легионеры, сейчас проносятся легкие авто. Иногда встретится туристический автобус, переваливающийся с боку на бок на неровностях древней дороги. Тогда, чтобы тебя не задело, приходится прижиматься к стене — это очень узкая дорога. Огораживающая ее стена помнит апостола Петра…
При выходе из города, где античная стена заканчивается, можно увидеть маленький средневековый храм. Многие слышали о древней легенде, отраженной в романе Генриха Сенкевича «Камо грядеши?» Апостол Петр, услышав, что император Нерон замышляет убить его, решил покинуть Рим. И на старой дороге, при выходе из города, он повстречал Иисуса Христа. Пораженный Петр воскликнул: «Domine, quo vadis?» — «Господи, куда идешь?» Спаситель ответил: «Иду в Рим, чтобы снова распяться». Устыдившийся Петр повернул назад, в город, где был схвачен и казнен.
Маленький храм построен на том самом месте, где Петр повстречал Христа. Здесь сохранено место, на котором стоял Христос. Храм украшен древними иконами, фреской, изображающей распятие апостола Петра. Это очень странное распятие: оно… перевернуто. Апостол, когда его привели на место казни, заявил, что считает себя недостойным быть распятым так же, как распяли Христа. Тогда Петра прибили ко кресту, и под улюлюканье потешающейся толпы подняли на кресте вверх ногами. Это произошло около 66 года в цирке Нерона…
Там, в садах за цирком Нерона, апостола Петра и похоронили. Менее чем через 300 лет император Константин приказал построить на этом месте храм. Сам цирк был превращен в обширную площадь.
В Средние века обветшавший храм, построенный Константином, был разобран. На этом месте воздвигнут самый большой христианский храм в мире: Собор святого апостола Петра.
Сайт журнала «Фома» (www.foma.ru)