Берег Галилейского озера во времена Христа. Только что призваны первые апостолы — Андрей и Петр. «И вот Спаситель увидел других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним» (Мф 4:21—22).

Два брата: Иоанн (Богослов) и Иаков. Иоанн — юноша, Иаков — человек зрелый и состоявшийся. Бросая свои сети, они следуют за Иисусом и навсегда становятся Его учениками, самыми близкими — двумя из Двенадцати.

Иисус назвал братьев «Воанергес», что в переводе с арамейского значит «Сыны грома». Вероятно, такое прозвище они получили из-за своего порывистого характера.

Иаков Зеведеев1Было в них что-то, что позволило Христу выделить их среди других апостолов. Только этих братьев, да еще Петра, Христос делает участниками самых таинственных моментов Своего служения. «И не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова» (Мк 5:22) — это в рассказе о воскрешении девочки, дочери Иаира. Только этих апостолов Он делает свидетелями чуда Преображения. Их Спаситель позвал с Собой разделить молитву в Гефсиманском саду.

Богословы много думали над тем, почему именно их? Петр, положим, — первенствующий из апостолов. Но почему — Иоанн и Иаков? По пламенности их натуры и потому, что им надлежало особым образом послужить делу проповеди христианства? Очень возможно. Во всяком случае, Иоанн и Иаков были незаурядными и решительными людьми и в своем апостольском рвении опережали других.

Однажды Христа не пустили в одно селение. «Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение» (Лк 9:54—56). Братья не могут понять: как это можно не пустить Христа?

Рака с мощами апостола Иакова в Компостельском соборе (Испания)

Рака с мощами апостола Иакова в Компостельском соборе (Испания)

После Воскресения Христова они проповедуют в Иерусалиме и в Палестине. По прямому указанию Спасителя, Иоанн берет к себе в дом Божию Матерь и заботится о Ней. Имя Иакова как неутомимого миссионера и свидетеля о Христе гремит по всей Иудее. Поэтому в 44 году, желая прекратить проповедь о Воскресшем и уничтожить семена христианства, царь Ирод приказывает убить именно Иакова. «В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом» (Деян 12:1—2). Первый апостол — мученик Церкви, чья пролитая кровь становится свидетельством вражды зла против Церкви и Истины. Но, как спустя полтора столетия скажет Тертуллиан, «кровь мучеников — семя христианства». Вера, которая больше и прекрасней, чем жажда земной жизни, все больше и больше распространялась по земле.

Сайт журнала «Фома» (www.foma.ru)