Троицкая родительская суббота

По уставу Русской Православной Церкви накануне праздника Святой Троицы (Пятидесятницы) совершается заупокойное богослужение, как и в день первой Вселенской Родительской Субботы, совершаемой на Мясопустной седмице перед Неделей (Воскресением) о Страшном Суде. Эта Родительская Суббота получила название Троицкой и так же, как и Мясопустная, предваряет собой вхождение в пост, который начинается через неделю и называется Апостольским.

 В этот день совершается особая служба, «весьма умилительная и трогательная, исключительная по своему содержанию», – как писал святитель Афанасий (Сахаров):

 «Наиболее усиливаются заупокойные моления в две так называемые вселенские родительские субботы пред Неделями мясопустной и Пятидесятницы. В эти два дня живые члены Церкви приглашаются как бы забыть самих себя и, сократив до минимума воспоминания о святых угодниках Божиих, в усиленной и умноженной молитве об умерших непрославленных членах Церкви, родных и чужих, знаемых и незнаемых, всех возрастов и состояний, всех времен и народов, вообще всех прежде почивших, в истинной вере скончавшихся — явить в полной мере свою к ним братскую любовь».

Святитель Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, исповедник и песнописец
Святитель Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, исповедник и песнописец

Поминовение усопших накануне дня Святой Троицы ведет свое начало со времен апостольских. Священное Писание повествуют нам о том, как апостолы, исполнясь Духом Святым в Пятидесятницу, проповедовали иудеям и язычникам Спасителя нашего Иисуса Христа, Судию живых и мертвых. Поэтому Святая Церковь издревле призывает нас совершать перед днем Пресвятой Троицы поминовение всех от века усопших благочестивых праотец, отец, братьев и сестер наших, ведь в день Пятидесятницы запечатлелось искупление мира силой Животворящего Пресвятого Духа, которая благодатно и спасительно простирается, как на нас, живущих, так и на уже отошедших ко Господу.

 Святитель Афанасий (Сахаров) в своем труде «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви» писал:

 «У нас нередко на субботы Мясопустную и Пятидесятницы смотрят только как на просто родительские субботы, предназначенные главным образом, если не исключительно, для поминовения наших сродников и друзей. Такое отношение показывает только незнакомство с совершенно исключительным содержанием службы этих двух суббот, непонимание намерения Церкви относительно этих двух нарочитых дней. Святая Церковь, представляя нам очень много случаев к молитве о наших близких, дорогих усопших и к поминовению их по именам, вместе с тем в своих заупокойных песнопениях и молитвах постоянно поучает нас одновременно молить Господа и об упокоении всех преждепочивших православных христиан. Этим она напоминает нам, что кроме любимых наших сродников и друзей у нас есть еще множество братии во Христе, которых мы, и не видавши их, должны любить, о которых, даже и не зная их имен, мы должны молиться. Так устанавливает она и старается поддержать такой порядок, при котором молитва о каждом православном христианине будет непрестанно возноситься даже и тогда, когда не останется в живых никого из лично знавших его, когда забудется на земле имя его, — молитва о нем будет непрестанно возноситься до скончания века.

 Если бы все православные христиане стали молиться исключительно только о своих сродниках и друзьях, какая была бы им мзда (Мф. 5, 46), какая была бы им благодать?.. И грешники любящих их любят (Лк. 6, 32), и язычницы такожде творят (Мф. 5, 47). А главное, при таком порядке, когда каждый молился бы только о своих, молитва о любимых сродниках наших и друзьях и о нас самих продолжилась бы лишь в течение нескольких лет или десятилетий после кончины, только до тех пор, пока живы и не позабыли еще усопших знавшие и любившие их, — а дальше некому уже было бы поминать их».

Васильев Федор Александрович. В церковной ограде. Старое кладбище Валаамского монастыря. 1867 г. Холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Васильев Федор Александрович. В церковной ограде. Старое кладбище Валаамского монастыря. 1867 г. Холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Стоит отметить опасность соблазна многих прихожан поминать самоубийц в этот день, предполагая, что в Троицкую Родительскую Субботу поминаются абсолютно все усопшие, невзирая на то, как они покинули этот мир. Но это является заблуждением, Православная Церковь никогда и ни при каких обстоятельствах не в праве поминать самоубийц, как самостоятельно прервавших один из величайших Божиих даров – саму жизнь. Самоубийцы не могут обрести достойное упокоение после смерти, и об этом свидетельствуют многие богословы Русской Церкви.

 «Самоубийство — тягчайший грех! Совершивший его лишил себя покаяния и всякой надежды спасения. Святая Церковь не совершает о нем никакого поминовения, не удостоивает отпевания и лишает погребения на христианском кладбище», – пишет Святитель Игнатий Брянчанинов.

 Для поминовения усопших нужно прийти в храм к началу богослужения и подать заупокойную записку, которую сможет прочитать священнослужитель за проскомидией. Проскомидия – это предваряющая часть Литургии, которая совершается в алтаре. Во время проскомидии священник извлекает маленькие частички из особых хлебов – просфор, произнося с каждой частичкой имена живых или мертвых из поданных записок. Впоследствии, после Таинства Святого Причащения, эти частички опускаются в Чашу с Кровью Христовой со словами: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих». Поминовение усопших во всеуслышание на Литургии происходит во время ектении об упокоении, которая произносится после чтения Евангелия.

 За панихидой молятся о многих усопших, и совершается она после Литургии.

Доктор богословия протоиерей Александр Федосеев

(azbyka.ru)

Добавить комментарий