И рече Господь Бог: недобро быти человеку единому,    сотворим ему помощника по нему (Быт. 2, 18).

С первых своих страниц Библия открывает, что мужчина и женщина составляют единого человека, созданного по образу Божию. В Быт. 1:27-28 читаем: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их». Здесь само слово «человек» относится к обоим полам. Только вместе мужчина и женщина воплощают в себе идею «человека», которого Бог создал.

Согласно православному учению, «человек создан Богом по Своему образу и подобию. А Бог есть Троица, и человек — троица. Все три Лица Троицы равночестны — Отец, Сын и Святый Дух. Также все три ипостаси человека тоже равночестны — мужчина, женщина и дитя. Поэтому нельзя говорить о роли женщины. Если женщины нет, то человек — это уже не человек. Человек не есть индивидуум, человек создан Богом как семья. Поэтому всякий феминизм, речь о свободе, о чем-то там еще, разрушает замысел Божий. Без женщины нет ни мужчин, ни детей. Это все троическое единство божественного происхождения»(протоиерей Димитрий Смирнов).

Для того чтобы говорить о женской роли в Церкви, надо понять, чем обусловлена необходимость женского участия в церковной жизни. А для этого достаточно вспомнить, что Церковь – Царство Божие на земле, которое, несмотря на присутствие в нем человеческих слабостей и немощей, в целом является богочеловеческим организмом и у каждого человека, каждого члена этого организма есть свое место. Таким образом, необходимость служения женщины в Церкви объективно обусловлена: ненужности женщины здесь просто не может быть. Что касается особого женского служения Церкви, то оно естественным образом отличается от служения мужского, точно так же, как отличаются наши обязанности, привычки и строение в миру.(протоиерей Димитрий Смирнов)

Мужской пол является получателем и хранителем Божественного откровения, ему доверена память человечества. Он должен помнить о задачах, поставленных перед ним Богом, должен знать прошлое и ощущать его неразрывную связь с настоящим и жить так, чтобы его жизнь передавала историческую преемственность дальше. Мужчина предназначен выбрать дело и создать себе положение в обществе, а женщина, соединяясь с ним, получает то и другое.

Женщина вступает в его дело и разделяет с ним его положение. В союзе с мужчиной женщина призвана выполнить свою задачу — быть продолжательницей рода и хранительницей семейного очага, быть для мужчины помощницей ему. А первая помощь, какой вправе ожидать мужчина от женщины, это помощь духовная. Женщина должна не только даровать мужчине утешение в жизни настоящей, но и помогать ему в достижении жизни вечной.

В книге Иеремии 31:22 записано: «…Господь сотворит на земле нечто новое: жена спасет мужа». В подлиннике эта мысль выражена так: «Женщина ограждает мужчину». Что это означает? Бог поручил женщине ограждать мужчину, чтобы в борьбе с жизненными невзгодами он не принес себя в жертву второстепенным делам, а держался бы твердо фундамента, на котором он должен устроить свою жизнь и внести свой вклад в общую задачу, выполняемую человечеством.

И мужчине и женщине Бог заповедал ценить и приумножать высшие духовные ценности, которые осуществляются через брак, семью, общество и собственность, имеющие общую моральную основу. Но если на мужчину возложена тяжелая задача покорять землю, работать на ней и создавать полезные ценности, то женщине поручено применять плоды мужского труда для пользы всего общества.

Мужчина должен осознать особую роль женщины в своей собственной жизни, в развитии своей личности, призванной решать определенную задачу в мире. Не потому ли Господь сказал: «Не хорошо быть человеку одному» (Быт. 2:18)? Ни одна цель не покорится мужчине, если он попытается достичь ее в одиночку. Любая задача будет слишком трудна для него и, чтобы ее выполнить, требуются объединенные усилия двоих, мужчины и женщины, нужно, чтобы они работали вместе, компенсируя недостатки друг друга. Ввиду того, что мужчина склонен переоценить свою роль и, таким образом, прийти к выводу о своем превосходстве над женщиной, Бог в первом же упоминании о мужчине и женщине в истории сотворения мира четко указывает на полное равенство их положения, как составляющих единого человека, созданного по образу Божию. Это первая важная мысль, которую мы должны твердо знать, так как она подтверждена в Новом Завете: «…мужья, обращайтесь благоразумно с женами… оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни…» (1Пет. 3:7).

И далее, в Быт. 2:18, говорится: «…сотворим ему помощника, соответственного ему». Из этих слов мы узнаем, что Бог поручил мужчине и женщине ту часть работы и служения, которые соответствуют их возможностям. Такое разделение труда обеспечивает успешный исход всему делу, потому что мужчина и женщина гармонично дополняют друг друга. Каждый из них более силен там, где другой слаб. Но Сам Бог придает одинаково важное значение и мужчине, и женщине как исполнителям Своей Божественной воли — каждому в сфере его деятельности.

Мужчина видит в своей жене часть самого себя и называет ее «жена, образованная от мужа». Вот почему «оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть» (Быт. 2:24). Они существуют и действуют вместе, дополняя друг друга и, благодаря этому сотрудничеству, выполняют свою миссию в мире.

Мужчина символизирует мужской путь служения Богу. Он старается постичь Бога не только сердцем, но и разумом, выполняя заповеди Божии. Его задача — бороться со злом, развращенностью, искушениями, побеждать лукавого. Он служит Богу деятельно и активно. Но путь служения Богу, воплощенный в женщине, состоит в желании познать Бога в большей мере сердцем, принять Его в сердце, служить Ему в искренности. Так и Пресвятая Дева Мария по силе любви и смирения, приняла в Себя Духа Святого и родила Иисуса Христа, Спасителя мира. И после Своего великого дела, Она все-таки осталась в скромном положении семейной жизни. Вознесенная превыше Херувимов и Серафимов, Она, так сказать, скрывается за Сыном Своим во время земной Его жизни; не видно Её и впереди учеников Христовых, хотя Она и пользовалась у них глубоким уважением. Вот идеал женщины-христианки! Только находясь близ Спасителя, женщина может выполнить свое назначение.   И действительно, близ Спасителя мы находим всех истинных женщин.

Библия подробно рассматривает отношения между мужчиной и женщиной именно для того, чтобы мужчина мог осознать, что роль женщины в обществе не пассивна, но что Бог доверил ей ведущую роль в судьбе человечества — в деторождении и воспитании; она имеет часть в Его творчестве. Библия обращает особое внимание мужчины на то, насколько безрадостной была бы его жизнь, если бы ему не была дарована жена — утеха, друг и сотрудник во всех его трудах. Ведь так и оказалось с человеком в раю при всем могуществе Адама, наделенного способностью покорять и постигать окружающий его мир (Быт. 2:18-21).

Итак, правильное взаимоотношение между полами по Слову Божию таково: «Активное мужское начало, свойственное отцу, и восприимчивость к духовному, присущая матери, объединяются в ребёнке, образуя новую личность, новый вариант из запаса человеческих типов» (Ш. Р. Гирш). Строить дом и семью — в этом истинное призвание женщины и залог благополучия семьи, общества и государства. «Материнство, — как пишет сестра Магдалина в своих «Мыслях о детях», — дает пример кенотической любви. (Кенозис в богословии означает «истощение», умаление по образу Божественного истощения Христа — ср. Флп. 2:7). Весь день мать отдает детям, особенно пока они маленькие, и в каком-то смысле она как бы лишена своей жизни, отдав её семье. Но именно эта любовь и созидает её как личность образом Христовым. А созидая себя, она созидает общество. Это первейшее и наиважнейшее качество женщины, это её владения, её царство, где она — королева.

И если эта королева и её царствование одухотворены Словом Божиим, то это царство нежности, кротости, тонкости, терпимости, любви и самопожертвования, в которых нуждается каждый мужчина и, вообще, каждый человек.

                                                                                           Ирина Майборода