Cреди многочисленных православных икон Афона особым почитанием пользуется чудотворная Богоматерь Троеручица (греч. Трихейроуса — Tριχερούσα), которая хранится в сербском монастыре Хиландаре. Свое название икона получила от третьей вотивной руки, добавленной на икону в неизвестное нам время. Сербские историки искусства, например, С. Радойчич и В. Джурич, атрибутируют саму икону греческому мастеру около 1350 г.
Икона размером 94 x 67 см написана темперой на деревянной доске и имеет ковчег как на лицевой, так и на оборотной стороне. Тонкий слой грунта нанесен на паволоку, наклеенную на деревянную основу. Икона двусторонняя и была выносной, о чем свидетельствуют остатки ручки в центре нижнего поля. На одной стороне представлена Богоматерь с Младенцем, на другой — поясное изображение св. Николая. Живопись обоих изображений находится в хорошем состоянии. Приблизительно в конце XIX в. на изображении Богоматери появился серебряный оклад. Открытым осталось только личное письмо. Почти во всех публикациях икона воспроизводится в окладе. Однако старая фотография, приведенная Л. Мирковичем, позволяет не только увидеть живопись иконы, но и реконструировать ее состояние до закрытия окладом.
Иконографический тип Богоматери отличается от традиционной Одигитрии только тем, что она держит Младенца на правой руке. Лишь без оклада заметны все особенности иконографии: прямая как свеча Богоматерь сохраняет фронтальность позы, а голова едва заметно повернута к Младенцу, который сидит как в безвоздушном пространстве. Задумчивый взгляд Матери, устремленный за пределы иконы, наполнен скорбным предчувствием судьбы Сына Божия, Богоматерь будто отрешена от реальности. Младенец, напротив, внимательно смотрит на Мать, как будто хочет что-то сказать. Распознать в этом образе Иисуса как Мессию не представляется сложным, поскольку его одежды обильно покрыты золотым, излучающим сияние ассистом; в левой руке маленький свиток, на который он как бы опирается. Эта деталь характерна для торжественных образов Одигитрии. Правая рука Младенца не в обычном благословляющем жесте, а только сложена так, как на изображениях античных риторов. Расшифровка этих разноплановых поз и жестов становится для эмоционально захваченного реципиента процессом осмысления внутреннего смысла иконы. В этом контексте криптограмма на оборотной стороне иконы может быть прочитана как эсхатологическое пророчество-предостережение. Она расположена на концах четырехконечных крестов, украшающих широкий омофор св. Николая. Криптограмма Φ.Χ.Φ.Π. («Φῶς Χριστοῦ φαίνει πᾶσιν») расшифровывается: «Свет Христов просвещает всех». Это раскрывает сложную семантику иконы, и мы понимаем замысел художника, который рассматривал титул Одигитрии как духовную аллегорию. Поскольку нас особенно интересует проблема исторического бытования и развития культа Троеручицы, обратимся к некоторым аспектам стилистического и формального анализа.
На старой фотографии, показывающей состояние живописи под окладом, мы проследили на поверхности иконы отпечатки не менее тринадцати вотивных предметов. Все они расположены на мафории Марии. Первоначальная вотивная рука, судя по отпечатку, была прикреплена гвоздями на живописную поверхность под левой рукой Богоматери. Она имела другую форму, чем та, которую мы видим сегодня на окладе: запястье было более узкое, а большой палец отставлен в сторону. На окладе все пальцы вотивной руки прижаты друг к другу. Большинство копий Троеручицы отражают состояние иконы, когда предыдущий оклад не прикрывал фигур Богоматери и Младенца, как сейчас, а древняя вотивная рука находилась на совсем другом месте — под левой рукой Богоматери. Трудно сказать была ли она сделана из серебра или другого материала. Странно, что при изготовлении оклада XIX в. не сохранили такой важный элемент, а сделали новую вотивную руку и поместили ее на другом месте — в левом нижнем углу, около ножки Младенца. Тоже отдельно и тоже только на живописи мафория прикреплены были гвоздями и металлические привески.
Фотография показывает и такие важные детали, как форма чепца Богоматери, обильный ассист на гиматии, крестики и лилии на хитоне Младенца, надпись на фоне: ΜΡ ΘΥ Oδηγή[τρια]. Эту надпись и упоминание в Хиландарском типиконе монастыря как «Хиландар Богородицом Наставником», Л. Миркович трактует как доказательства того, что монастырь был посвящен Богоматери Одигитрии, а икона Троеручицы была патрональной. По нашему мнению, Наставница и Одигитрия не являются синонимами. Этому положению противоречит также датировка иконы и, как нам кажется, довольно поздно возникший культ прославления Троеручицы.
В средневековых фресках только в росписях Матеич (1356–1357) уделяется внимание культу Троеручицы, а единственная средневековая икона с написанной живописью третьей рукой Богоматери известна только в иконостасе Белой церкви Каранской (1340–1342). Оба примера указывают на локальный культ иконы Троеручицы в Скопие до 1340 г., где находилась посвященная ей церковь, а не на икону в Хиландаре. На Балканах и в России легенды, связанные с Хиландарской святыней, получили достаточно позднее распространение, по-видимому, начиная с 1661 г. или около этого времени.
Интересующая нас икона находится на восточной стороне ближайшего к алтарю юго-западного столба Хиландарского собора, посвященного празднику «Введения Богоматери во храм». Она помещена на месте игуменского трона под богато украшенным резным балдахином XIV в. Рядом находится трон игумена монастыря, поскольку раньше Хиландар был общежитийным монастырем. Местонахождение иконы связано с одной из легенд, согласно которой во время смуты, возникшей между братией монастыря при выборе нового игумена, икона, находившаяся в алтаре, чудесным образом появляется на игуменском месте. Это чудо прекратило вражду в монастыре, икона осталась на месте, выбранном ею самой, и начинается ее почитание, как «Игумении», т. е. настоятельницы монастыря. И сегодня, когда монастырь стал штатным, чудотворная икона продолжает считаться настоятельницей монастыря, и экклисиархи получают у нее благословения на все дела.
В этой легенде важно, что двусторонняя выносная икона хранилась в алтаре и довольно поздно становится одной из главных святынь монастыря. По-видимому, с изменением функций было связано уничтожение ручки, остатки которой хорошо видны на фотографии. Когда чудотворная икона получила металлическую руку и другие вотивные предметы, утраченные при изготовлении оклада XIX в. — неизвестно. Можно допустить, что это произошло уже в новое время. Но совершенно исключается одновременность живописи иконы и вотивной третьей руки. Это, конечно, не дает ответа на вопрос, когда икона Одигитрии стала Троеручицею и легитимируют ли вставные предметы ее или только свидетельствуют о начале культа.
Было ли появление вотивной руки отражением локального культа чудотворной Троеручицы в Скопие? Знали ли Хиландарские монахи о существовании македонской Троеручицы? Ответов на эти вопросы нет и в другой легенде о чудотворной Хиландарской иконе, где речь идет об истории ее появления. Легенда содержит рассказ из Деяний св. Иоанна Дамаскина (680–749) и Жития св. Саввы Сербского, который был основателем первого Хиландарского собора (1199). В греческом варианте X в. Жития св. Иоанна Дамаскина святой дарит иконе Богоматери серебряную вотивную руку в благодарность за случившееся с ним чудо. Именно после молитв перед этой иконой прирастает отрубленная калифом (по другой версии — императором Львом III) правая рука святого. Эту же икону берет святой с собою, когда удаляется в Палестину в Лавру св. Саввы близ Иерусалима. Далее начинается рассказ, почерпнутый из Жития св. Саввы Сербского. В 1219–1235 гг. святой, будучи архиепископом сербским, посещает Палестину, где в Лавре св. Саввы получает в благословение от братии две иконы: Троеручицу св. Иоанна Дамаскина (или копию с нее) и Млекопитательницу. По возвращении он основывает на Афоне в Карее скит св. Саввы Иерусалимского, куда вкладывает образ Млекопитательницы, а Троеручицу берет с собою в Сербию.
Существуют различные версии дальнейшей судьбы иконы. Согласно одной, в 1198 г. из Сербии эта палестинская икона (или копия, список) попадает на Афон в Хиландар. По другой — это происходит в XIV в., когда во время военного похода король Стефан Урош (1355–1371) везет икону на спине осла перед войском. Неожиданно осел с иконой пропадают и появляются чудесным образом перед воротами Хиландара. Третья версия близка ко второй. После оккупации Сербии турками икона была возложена на спину осла: пущенный на волю, он пришел под стены Хиландарского монастыря, где встал «как вкопанный», пока братия торжественно не приняла икону в монастырь. О позднем формировании этой версии, предположительно в XVII в., наглядно свидетельствуют русские источники. В описи домовой казны патриарха Никона от 1658 г. упоминается «образ Пречистые Богородицы Хиландарские, писан на золоте» и аналогичный на «прозелени». А 20 июля 1661 г. костоманитский архимандрит Феофан, родом серб, доставил в Москву икону греческого письма на кипарисной доске — копию с чудотворной иконы Хиландарского монастыря «Богоматерь Троеручица», которая 16 октября 1662 г. была перенесена архимандритом в Воскресенский монастырь в Новом Иерусалиме к уже опальному патриарху Никону. Сказание о Хиландарской святыне и принесенной архимандритом копии содержится в нескольких рукописных сборниках, например в рукописи из Публичной библиотеки в Петербурге, в сборнике Моховикова «Небо новое. Солнце пресветлое», около 1716 г. из Научной библиотеки МГУ в Москве. В этих сказаниях акцент делается на появление третьей руки на иконе и пояснение изографам, чтобы они серебрили третью руку, «несоблажняя народ».
Поздним XVII в. датируется еще одно свидетельство — архимандрита Никанора из Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, где находилась принесенная в 1661 г. в Россию копия Хиландарской иконы. Когда в 1684 г. афонский митрополит Леонтий посетил монастырь, архимандрит Никанор спросил его, почему на иконе изображена третья рука. Леонтий рассказал еще одну легенду: афонский иконописец работал над изображением Богоматери и на нем чудесным образом появилась третья рука. Вначале он подумал, что это шутки братии и хотел записать третью руку, но Божественный голос остановил его.
Изображения Хиландарской Троеручицы получили распространение в графике (ксилография и гравюра на меди). Самая ранняя из известных нам гравюр на меди была исполнена в 1755 г. в Вене Томасом Месмером (иконография Троеручицы передана неправильно), печаталась в 1757 и 1764 гг. и с изменениями в 1779 г. Она представляет Троеручицу в верхней части сложной многочастной гравюры. Иконография чудотворной иконы передана достаточно точно, гравер только добавляет двух коронующих ангелов. Последняя деталь позднее повторяется на большинстве гравюр, хотя и не соответствует подлинному виду чудотворной иконы. Небольшое изображение Троеручицы на роскошной московской гравюре 1757 г. восходит к прототипу Месмера. Тот же самый иконографический тип повторяется в венских листах 1763 и 1764 гг. Наконец большая венская гравюра 1779 г. показывает Троеручицу в иконографическом изводе Елеусы-Гликофилусы.
Первое самостоятельное изображение иконы Богоматери Троеручицы на полном листе появляется, насколько нам известно, в 1816 г. в оттиске Хиландарского монаха Павла Болгарина. В двух близких листах 1817 и 1818 гг. икона изображена в центре, поддерживаемая святыми Саввой и Симеоном. На две гравюры XIX в. указал в своей монографии Е. Томов, а четыре гравюры XVIII–XIX в. опубликовал Д. Давидов. Несколько интересных образцов печатных изображений Троеручицы было представлено на выставке «Иконы на бумаге. Графика Святой Горы Афон» в 1993 г. в Музее икон в Реклингхаузене, Германия.
Иван Бенчев
Сайт «Христианство в искусстве: иконы, фрески, мозаики…» (www.icon-art.info)