Чему учат Петр и Павел значением имен своих и изменением прежних.
Празднуя ныне в честь святых Апостолов Петра и Павла, от сих Апостолов надо нам принять и приличное дню наставление, чтоб не праздно праздновать, а в празднестве учиться люботрудному христианскому житию. У святых Апостолов все поучительно, – и пример их жизни, и труды в проповеди Евангельской, и паче всего их Богодуховенные Писания, которые и предлагаются нам каждогодно в чтениях церковных. Может, кто хочет, почерпать себе наставления и в сем обильном, но глубоком источнике. Я же ныне хочу вместе с вами остановиться вниманием на том, что более просто и близко к нам, именно – на именах святых Первоверховных Апостолов, и из них взять себе и вам урок на нынешний день. Прошу послушать.
И, во-первых, вникните в значение имен сих святых Апостолов. Что значат имена – Петр и Павел, и зачем так устроено Господом, что они сочетаны в едином празднестве? Петр значит камень, и указывает на твердость, прочность и непоколебимость. Павел значит малый – и указывает на невысокое о себе мнение, на самоуничижение и смирение. Петр и Павел вместе учат нас, что нам надлежит быть твердыми в вере и христианском житии и вместе смиренными и самоуничижеными, и указывают на то, что нельзя быть твердыми, не будучи смиренными, и, напротив, чем кто смиреннее, тем тверже и непоколебимее в христианской вере и жизни. Как строящий дом углубляет прежде основание: так в христианстве прежде надо углубиться самоуничижением, чтоб твердо основаться в нем и потом на нем уже созидать себе дом спасения, по указанию Господа, Который есть «основание» нашего спасения, – такое, что «иного никто же не может положити» (1Кор.3:11), и Который, однако же, будучи превыше всяческих, «смирил Себя, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестные» (Флп.2:8). Так, смирение есть самое прочное основание христианской веры и добродетели. Почему бы так? Потому что без Божией благодати мы ничего доброго не можем ни помыслить, ни сделать; а благодать Божия не подается самоуверенным и надеющимся на свои силы. «На кого, – говорит Господь, – воззрю, токмо на кроткого и молчаливого и трепещущего слов Моих» (Ис.66:2). Подобно тому, как дождь скатывается с горных мест и обильно орошает места низменные: так смирение привлекает к себе обильную Божию благодать; а гордость и самонадеянность отталкивают ее. Таков закон правды Божией, что «Бог гордым противится, смиренным же дает благодать» (1Пет.5:5). Не считаю нужным пояснять вам, братие, к чему сие обязывает нас, когда то само собою видно.
Обратите, во-вторых, внимание на изменение Апостольских имен. Петр прежде именовался Симоном, а Павел – Савлом. Господь изменил их имена, и Симона наименовал Петром, а Савла – Павлом. Сие изменение имен означает существенное изменение и в душах самих Апостолов; ибо Бог нарекает имена не как-нибудь, но так, что сим перечнем и самое дело не только означает, но и производит. Свет, например, не прежде получил бытие, как и имя. То же надобно сказать о воздухе, земле и всякой другой твари. То же и у Апостолов – имена их изменены, конечно, потому, что произошло в них самих изменение, предшествовало ли сие изменение наречению или произведено им. Так, братие, и все мы, христиане, получаем новое имя чрез существенное в нас изменение. Рождаемся мы, как и все люди, от ветхого Адама, и по сему Адаму «перстному» (1Кор.15:47) и сами именуемся и бываем перстными, яков и тот перстный. Но потом возрождаемся в новом Адаме, Господе нашем Иисусе Христе, – и по Сему Адаму небесному именуемся и бываем небесными, яко и Он небесный (1Кор.15:48–49). Христианин именем Христовым и украшается ради того, что от Христа Господа приемлет новую жизнь. «Аще кто во Христе, нова тварь» (2Кор.5:17). Совершается сие в таинствах святых, и совершается чрез слово. Вместе со словом: «Крещается раб Божий», – умирает ветхий и рождается новый человек; вместе со словом: «Печать дара Духа Святого» – нисходят и запечатлеваются в существе нашем новые благодатные силы. Как первоначально Бог, нарекая несущие, давал им существование: так и здесь, – тайнодейственное слово таинственно производит то, что намеревает. Помышляя о сем, что речем, братие? Речем: благодарение Господу о неисповедимом Его даре.
Но и только ли? О, нет. Но по имени нашему да будет и житие наше. Как Христос, воскресши, уже не умирает: так и мы, возродившись к новой жизни, «в обновлении жизни ходити начнем» (Рим.6:4). Бог первичный еще «прежде сложения мира… нарек нас во усыновление Себе Иисусом Христом» (Еф.1:4–5). Но, нарекши так, Он тогда же «избрал», или определил, «нас в нем», к тому, чтобы «быть нам святым и непорочным пред Ним в любви» (Еф.1:4). Итак, братие, «звания небесного причастницы» (Евр.3:1), «ходите достойно звания, в неже звани бысте» (Еф.4:1), чтоб иначе на кого-либо и из нас не пал укор: «имя имаши, яко жив, а мертв ecи» (Откр.3:1). Имя одно не на пользу нам. Надо к имени приложить дело. Иудеи величали себя чадами Авраама и гордились тем; но Господь что сказал им? «Вы отца вашего диавола есте» (Ин.8:33, 44). Так как и мы то на деле, как видит нас Господь, хотя и не желал бы иногда видеть таковыми. Имя наше – христиане: а на деле, может быть, иной из нас язычник, иной невер по образу мыслей и жизни. Таковым и видит его Бог, и таковым сокровенно называет, хотя внешне остается на нем то же имя, не в оправдание, конечно, а в укор. Поревнуем же быть таковыми, каковыми желает нас всех видеть Бог в Господе нашем Иисусе Христе, т. е. «святыми и непорочными… в любви», какими и нарек Он «нас в Нем прежде сложения мира» (Еф.1:4–5). А для сего: на ком лежит служение, – служи; на ком учение, – учи; кто начальник, – начальствуй со тщанием; кто имеет достаток, – подавай в простоте; между собою будем жить в любви нелицемерной, ненавидя зло, и прилепляясь благому, «тщанием будем неленивы», будем духом гореть, Господеви работая (Рим.12:11) в домашних и церковных молитвах, – вообще, по Апостолу, «не… веку сему» будем сообразоваться, но преобразовываться «обновлением ума», искушая, «что есть воля Божия, благая и угодная и совершенная» (Рим.12:2).
Если так устроимся в житии своем и устроим в нем, преодолевая все препятствия и внутренние и внешние, то смотрите, какие великие обетования возвещает нам Господь: «Побеждающему дам ясти от манны сокровенные, и дам ему камень бел, и на камени имя ново написано, егоже никтоже весть, токмо приемляй» (Откр.2:17). Далее: «Побеждаяй, той облечется в ризы белые: и не имам отмыти имене его от книг животных, и исповем имя его пред Отцем Моим и пред Ангелы Его» (Откр.3:5). Наконец: «Побеждающего сотворю столпа в церкви Бога Моего и боле не имать изыти к тому: и напишу на нем имя Бога Моего, нового Иерусалима, сходящего с небес от Бога Моего, и имя Мое новое» (Откр.3:12). Что может быть выше сего? «Имели убо уши слышати, да слышит» (Откр.2:29). Аминь.
29 июня, 1861 г. В день Петра и Павла
Православная энциклопедия «Азбука Веры» (azbyka.ru)