В календаре Православной Церкви 1(14) августа именуется праздником «Происхождения Честных Древ Креста Господня». Что же Святая Церковь молитвенно воспоминает в этот день? Уже в самом названии праздника мы можем увидеть суть события.
Слово «происхождение», а если точнее перевести с греческого языка, то «предъисхождение», т. е. «несение впереди», подразумевает совершавшееся в этот день шествие с частью подлинного Древа Животворящего Креста Господня. Этот обычай издревле существовал в столице Византийской империи – во граде святого Константина. Уже в Обряднике императора Константина Порфирородного (912-959 гг.) находятся подробные правила изнесения Честного Древа из реликвария, совершаемое перед 1 августа. Греческий часослов 1897 года объясняет эту традицию следующим образом: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издавна в Константинополе утвердился обычай выносить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и отвращения болезней. Накануне, 31 июля, износя его из царской сокровищницы, полагали на св. трапезе Великой церкви (Софии). С настоящего дня и далее, до Успения Богородицы, совершали литии по всему городу и крест предлагали народу для поклонения. Это и есть предъисхождение (προοδοσ) Честного Креста».
В месяцеслове Русской Церкви до конца XIV и начала XV вв., когда господствовал Студийский устав, ни 31 июля, ни 1 августа не было никакой службы Животворящему Кресту Господню, которая появляется в отечественной богослужебной традиции с введением Иерусалимского устава. Но в 1168 году в России при митрополите Киевском Константине устанавливается в этот день празднование Всемилостивому Спасу, Христу Богу нашему, и Пресвятой Богородице Марии, Матери Его. Так называемый в народном обиходе «Первый Спас». Поводом к установлению этого празднования в России послужила победа, одержанная при великом князе Андрее Боголюбском русскими войсками над волжскими болгарами 1 августа, а в Греции — победа в один и тот же день греческого императора Мануила над магометанами-арабами или сарацинами в 1164 г.
Царю Мануилу и князю Андрею, находившимся между собою в мире и братской любви, случилось в один и тот же день выйти на войну: первому из Константинополя против сарацин, и второму из Ростова против волжских болгар. Господь Бог даровал им полную победу над врагами. Благоверный князь Андрей имел благочестивый обычай, шествуя на брань, брать с собою икону Пресвятой Богородицы, держащей на руках Предвечного Младенца, Господа нашего Иисуса Христа, и изображение честного Креста Христова, который носили среди войска два священника. Перед самым выступлением он возносил ко Христу и Богоматери усердные слезные молитвы и приобщался Божественных Таин Христовых. Этим непобедимым оружием он вооружался более, нежели мечами и копьями, и на помощь Вышнего надеялся более, нежели на храбрость и численность своего войска, хорошо зная изречение Давида: Не на силу коня смотрит Он, не к быстроте ног человеческих благоволит; Благоволит Господь к боящимся Его, к уповающим на милость Его (Пс. 146:10-11). Своих воинов князь также побуждал к молитвам и примером собственных благоговейных молитв, и прямым повелением, и все, павши на колени, со слезами молились пред иконою Пречистой Богородицы и честным Крестом Христовым:
О, Владычице, родившая Христа Бога нашего! Всякий уповающий на Тебя не погибнет; и я, раб Твой, имею Тебя по Бозе стену и покров, и Крест Сына Твоего — оружие на врагов обоюду острое. Умоли держимого Тобою на руках Спасителя мира, да будет сила крестная как огнь, попаляющий лица сопротивных, и Твое всесильное предстательство да поможет нам победить врагов наших.
После усердной молитвы все лобызали святую икону и честный Крест и безбоязненно шли на врагов. Господь содействовал им силою крестною и Пречистая Богородица оказывала им помощь, ходатайствуя за них пред Богом.
Постоянно держась такого обычая пред каждым сражением, великий князь не изменил ему и пред битвою против болгар: он вышел, имея, подобно царю Константину Великому в древние времена, впереди войска Крест Господень. Выступив на поле русская рать обратила болгар в бегство и, преследуя их, захватила пять городов, в числе которых был и город Бряхимов на реке Каме. Когда же возвратились после битвы с неверными в свой стан, то увидели, что от иконы Богоматери с Младенцем-Христом исходят светлые, подобные огненным, лучи, озаряющие всё войско; это было в первый день августа месяца. Дивное зрелище ещё более возбудило в великом князе дух мужества и надежды, и он снова, обратив свои полки в погоню за болгарами, преследовал врага и сжёг большинство городов их, положив на уцелевшие дань.
Греческий император Мануил, вышедший со своим войском против сарацин, в тот же именно день видел также подобное чудо — исхождение от находившейся вместе с честным Крестом среди войска иконы Пречистой Богородицы со Спасителем лучей, осеняющих весь полк, и в этот день он победил сарацин.
Князь Андрей Боголюбский скоро узнал о чудесном событии в Греции, а греческий император Мануил — о сходном по благодати чуде в России. Оба они прославили Бога за одновременно явленное над ними обоими чудодейственное промышление Его, а потом после совета со своими архиереями и сановниками решили установить 1-го августа празднество Господу и Пречистой Его Матери.
В Русской Церкви это празднество соединилось ещё и с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах ХVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1». В Константинополе издавна существовал обычай освящать воду в первый день каждого месяца (кроме сентября и января) по Уставу, изложенному при Константинопольском Патриархе Фотии. Порядок совершения был следующим: по окончании утрени, вне храма, в присутствии императора, совершалось водоосвящение, а «после водоосвящения идет протопресвитер, а по стопам его архидиакон и протопсалт, если есть, или иной кто равного звания, — архидиакон, неся Крест, а последний — сосуд со святой водой. Император идет навстречу. Протопресвитер, взяв Крест от архидиакона, подносит его к устам императора и говорит молитву. Император целует Крест, а окружающие поют многолетия». Благочестивый придворный византийский обычай освящать воду в первый день каждого месяца, был унаследован Православной Русью и положил начало водоосвящению 1 августа, возможно с этой традицией и был связан выбор дня крещения для киевлян.
В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения», составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое указание, касающееся праздника Креста Господня 1 августа: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем». И согласно с этим в этот день, по сложившейся традиции, во всех храмах совершается малое освящение воды, после которого освящается мед нового медосбора. По благочестивому жизненному укладу, складывавшемуся веками на Руси, любое действие русский человек начинал с молитвы, испрашивая благословение Божие на свой труд, а заканчивал благодарственной молитвой. В этот день пчеловоды в первых вырезанных сотах носили освящать в церковь мёд, приурочив это к праздничному водосвятию, совершавшемуся по традиции в праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня.. После обедни и водоосвящения священник освящал мёд нового урожая, и только после этого его разрешалось есть. Часть освященного мёда («попова доля») оставалась в церкви, затем угощали причт, сирот и нищих: «На Первый Спас и нищий медку попробует!» Поэтому именовался Первый Спас и «медовым».
Празднование 1 августа на Руси в XVI-XVII вв. отличалось особой торжественностью.
Вот как праздновали Происхождение честных Древ Креста Господня в Москве при царе Алексее Михайловиче: накануне праздника, то есть в канун Спасова заговенья, вечером 31 июля, «с Евдокимова дня на Происхожденьев», государь выезжал в Симонов монастырь, где слушал вечерню, а в сам праздник стоял заутреню. Напротив Симонова монастыря, на Москве-реке устраивалась иордань, как в день Богоявления. Над водой сооружали сень на четырех столбах с карнизом, которая расписывалась и увенчивалась золотым крестом. По углам иордани изображались святые евангелисты, внутри нее — апостолы и святители. Иорданская сень украшалась цветами, листьями, изображениями птиц, а около нее устраивались два места — для государя, в виде круглого пятиглавого храма, и для патриарха, — которые расписывались и украшались резьбой, отгораживались позолоченной решеткой; помост вокруг них застилали алым сукном. В назначенное время, под колокольный звон государь выходил на воду, окруженный боярами и служилыми людьми, для торжественного освящения воды.
После прочтения молитв и погружения Креста в воду государь с боярами опускался в иордань, возложив при этом на обычное выездное платье святые Кресты с мощами — золотые, унизанные драгоценными камнями. Один из Крестов принадлежал первому Московскому Митрополиту — святителю Петру, другим благословила царя Алексея его бабка, инокиня Марфа Ивановна. Переодевшись под «сенью» в сухое платье, царь прикладывался к Кресту и принимал патриаршее благословение. Духовенство освященной «иорданской» водой кропило войска и знамёна, а желающим разливалась святая вода. Два серебряных сосуда с этой водой отправлялись в царский дворец.
После чина водоосвящения устраивались народные гуляния. В Москве сходились гулять около Симонова монастыря, а в Новгороде к празднику была приурочена Спасская «праздницкая» — народное гуляние, происходившее на островке около крепостных «Происхожденских», или водяных ворот, получивших свое название оттого, что через эти ворота проходил крестный ход на реку Волхов.
Не только в городах, но и в селах России бывало торжественное вынесение Креста, совершался крестный ход к водоемам (рекам, озерам, прудам) и источникам воды (колодцам), где происходили молебны и освящение воды, отсюда народное название праздника: «Спас на воде», или Спас Водный (Мокрый). После водосвятия принято было купаться: «На Спаса купаться — незамоленные грехи простятся». Кроме людей, ниже по течению купали лошадей, а пастухи пригоняли с пастбищ домашнюю скотину и загоняли ее в реку для того, чтобы защитить животных от заразных болезней.
В Зарайском уезде на луг, расположенный близ реки Осетр, мальчики-подростки пригоняли лошадей с окрестных приходов. Лошадей выстраивали в две или три линии, оставляя проход между ними, и ожидали прихода крестного хода с хоругвями и иконами. По окончании молебна и освящения воды священник в сопровождении причетника проходил по рядам лошадей и кропил их святой водой из кандеи. В некоторых местах лошадей водой не кропили, а перегоняли вплавь через реку, в которой вода предварительно освящалась.
Из всего вышеописанного мы видим, что празднование в Русской Церкви дня «Происхождения Древ Честного и Животворящего Креста Господня» имеет особый, уникальный характер, т. к. в русской традиции это празднество объединило в себя несколько разновремённых традиций и крепко вошло в жизненный уклад нашего народа, который всегда дорожил своим благочестивым бытом.
Сайт Храма Христа Спасителя (www.xxc.ru)