Говорят, нет молитвы сильнее материнской, а люди земные похожи друг на друга тем, что все они – мамины дети. И мама или память о ней являются земным ориентиром, от которого часто зависит, как сложится жизнь человека. Читая о великих духовных подвигах святых, мы мало задумываемся о том, что они были чьими-то детьми, и что первыми кто прививал им любовь к Богу – были их матери. Какие же они – мамы святых?
Cегодняшняя подборка посвящена именно им, удивительным женщинам, которых объединило не только время их земной жизни, но и то, что во многом благодаря их молитвам и великому материнскому подвигу их сыновья стали настоящими христианами и заслужили титул Вселенских учителей Церкви.
Преподобная Эмилия, мать святителя Василия Великого
Память 1/14 января и 8 /21 мая
Святая Эмилия родилась в богатой семье и жила в Кесарии. В юности она отличалась редкой красотой, но, будучи глубоко верующей, готовила себя к безбрачию. При императоре Лицинии отец Эмилии принял мученическую смерть и, опасаясь похищения для насильственного замужества, девушка сочеталась браком с адвокатом Василием, впоследствии ставшим священником. Хотя родители обоих супругов лишены были почти всего состояния своего во время гонений на святую веру, но Бог, за добрые дела супругов, так умножил земную собственность их, что не было в том краю никого богаче их. Они владели землями в трех провинциях, в Понте, в Каппадокии и в Малой Армении.
Когда родился младший сын Петр, отец умер, и на руках Эмилии осталось десять детей. Всех воспитала она в глубоком благочестии. Эмилия хорошо понимала обязанности матери. Если мужчина в суете жизни и заботе о ней не всегда внимателен к самому себе, то тем более далек от него постоянный надзор за раскрытием склонностей и понятий в детях.
Образцом для других служило воспитание старшей дочери – Макрины. Обычно греки начинали обучение своих детей с басен и поэзии, а Эмилия считала, что в языческих произведениях много непристойного, поэтому прибегла к псалмам Давида и притчам Соломона. Из них она выбирала места с молитвами или с уроками жизненной мудрости, и Макрина учила их наизусть. Еще одним предметом было пение, но не светское. Вообще Эмилия старалась предотвращать все, что было сомнительным с нравственной точки зрения. Тогда матери обычно сами водили детей в театры, Эмилия же считала это вредом, т.к. такие походы отучают от любви к труду и приучают к легкомыслию и рассеянности. Она обучала дочь рукоделию и домашнему хозяйству.
Под конец жизни Эмилия приняла монашество и вместе с Макриной поселилась в устроенной ими обители в Понте, на берегу реки Ириды, недалеко от горы Ивора. Дожив до преклонных лет, и чувствуя близость кончины, она молитвою за детей завершила свою святую жизнь 8 мая 375 г.
Десять детей дал Господь святой Эмилии, пять из них причислены к лику святых: Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской, вселенский учитель, преподобная Макрина, которая являла собой образец аскетической жизни и оказала сильное влияние на жизнь и характер святого Василия Великого, Святитель Григорий, епископ Нисский, Святитель Петр, епископ Севастийский и праведная Феозевия – диакониса.
Праведная Нонна, мать святителя Григория Богослова
Память совершается 5/18 августа
Святая Нонна родилась в семье христиан Фильтата и Горгонии, которая являлась также и тетей святителя Амфилохия, епископа Иконийского. Святая Нонна состояла в браке, очень выгодном по земным расчетам, но тяжелым для ее благочестивой души. Муж ее Григорий был язычник. Долго молилась святая Нонна, чтобы обратить супруга к вере. Сын святой Нонны святитель Григорий Богослов так писал об этом: «Не могла она переносить этого спокойно, чтобы одной половиной быть в соединении с Богом, а другой частью самой себя – оставаться в отчуждении от Бога. Напротив того, она жела-ла, чтобы к союзу плотскому присоединился и союз духовный. А потому день и ночь припадала к Богу, в посте и со многими слезами просила у Него даровать спасение мужу». И горячая молитва Нонны была услышана: однажды ее мужу приснилось, будто поет он стих Давида: «Возрадовался, когда сказали мне: в дом Господень пойдем». Вскоре Григорий крестился, был посвящен в пресвитера, затем во епископа и, по словам сына, превзошел жену благочестием. Одновременно с его хиротонией во епископа его супруга святая Нонна была посвящена в диаконисы и стала активно заниматься благотворительностью.
Последние годы доставили святой Нонне много печали. В 368 году умер ее младший сын Кесарей, молодой человек, подававший блистательные надежды; в следующем году умерла дочь. Мужественная старица переносила эти потери с покорностью воле Божией.
В 370 году епископ Григорий, тогда уже глубокий старец, участвовал в посвящении святого Василия Великого во епископа Кесарийского. В начале 374 года в столетнем возрасте почил епископ Григорий. Святая Нонна, почти не выходившая после того из храма, скончалась в этом же году. Ее сын Григорий стал архиепископом Константинопольским, а дочь Горгония повторила во многих чертах жизнь своей благочестивой матери и являла собой замечательный пример замужней христианки.
Святая Анфуса, мать святителя Иоанна Златоуста
Имени святой Анфусы нет в нашем месяцеслове, но ее почитают и любят в Элладской Церкви.
Память ее греки отмечают 28 января
Мать Иоанна Златоуста Анфуса была весьма образованной для своего времени женщиной и вместе с тем примерной супругой и матерью семейства. Родители будущего святителя были еще люди молодые, у них было только двое малюток – девочка двух лет и новорожденный мальчик Иоанн, – радость и утешение своих родителей. Но в семье случилось горе – скончался глава его – Секунд, оставив молодую вдову Анфусу с двумя малышами. Горе молодой матери было безгранично. Правда, она не нуждалась в средствах для жизни, так как имела значительное состояние; но ее нравственные муки были тяжелее материальной нужды. Молодая и неопытная, она могла бы стать жертвой обмана и обольщения. Но Анфуса была одной из тех женщин, которые стояли выше всех увлечений и житейской суеты. Как христианка, она взглянула на свое несчастье, как на испытание свыше и, отбросив всякую мысль о вторичном замужестве, решила полностью посвятить себя материнской заботе об осиротевших детях. Решимость ее не ослабела и от нового горя, поразившего ее материнское сердце. Ее маленькая дочь ско-ро скончалась, и Анфуса осталась одна со своим сыном, который и сделался предметом всей ее любви и материнских забот и надежд.
Принадлежа к высшему обществу и сама будучи женщиной образованной, Анфуса постаралась дать своему сыну наилучшее для того времени воспитание. Именно благодаря матери он получил первые уроки чтения и письма, и первыми словами, которые он научился складывать и читать, были слова св. Писания, которое было любимым чтением Анфусы, находившей в нем утешение в своем преждевременном вдовстве. Эти первые уроки на всю жизнь запечатлелись в душе Иоанна.
Мать считала, что важно приготовить сына к полезной общественной службе, и позаботилась дать ему основательное и обширное образование в различных науках. По ее распоряжению, Иоанн, достигнув почти двадцатилетнего возраста, стал слушать уроки красноречия у знаменитого в то время ритора Ливания.
Когда друг Иоанна, Василий, стал убеждать его вместе вступить в иночество, Иоанн поспешил к Анфусе за благословением: он знал, что без согласия матери его горячая любовь к ней не даст ему покоя и будет мучить его. Но когда Анфуса узнала о намерении сына оставить дом, ее сердце исполнилось печалью, а из глаз полились горькие слезы… И Иоанн остался в доме отеческом.
Только после смерти Анфусы Иоанн раздал свое имение, отпустил рабов и удалился в пустынную обитель к отшельникам. Позднее он был рукоположен в пресвитера и, оказавшись блестящим проповедником, получил от паствы прозвище «Златоуст». Уже возглавляя Константинопольскую кафедру, Иоанн составил чин Литургии, ввел антифонное пение за всенощным бдением, написал несколько молитв Чина елеосвящения. Он оставил Церкви многочисленные богословские сочинения, письма, проповеди. И хотя в конце жизни узнал горечь изгнания и осуждения, остался в вере непоколебим.
История великих святых свидетельствует нам, что у них были и великие матери. Завершив свой труд и оставив временную жизнь, святые Эмилия, Нонна и Анфуса сделали все для того, чтобы дети их шли правильным путем, направляли на этот путь других и сами продолжили составление доныне пишущейся Великой книги святости.
Новак Константин
Православный женский журнал «Самарянка» (http://samaryanka.in.ua/ )