1) Место праздника в границах православного богослужебного года.

Праздник Воздвижения Креста Господня относится к числу Господских двунадесятых праздников. Этот праздник находится в числе дней церковного года, когда уставом предписывается однодневный пост

(здесь запрещается вкушать мясное, молочную пищу и рыбу, однако, разрешается есть растительное масло и выпивать немного вина).

2) Связь праздника со Священной историей Нового Завета и с историей древней Христианской Церкви.

События, вспоминаемые в Праздник Крестовоздвижения, или, как звучит его полное название — Всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, произошли в IV веке от Рождества Христова (в 325 или 326 году), в правление святого императора Константина Великого. Как повествуют христианские историки, обращенный в православную веру чудесным видением Креста, явившегося ему в небе перед решающей для него битвой, Император Константин, вознамерился построить храм на Голгофе — на том самом месте, где некогда был распят Христос-Спаситель. Желая исполнить волю императора, в Святую Землю отправилась его мать — святая царица Елена. Здесь-то — в Палестине — и нашла она Святой Крест Христов, до того зарытый глубоко в землю.

В тот самый день, когда святая царица Елена обрела на Голгофе Крест Христов, рядом были найдены и два других креста. Первоначально представлялось неясным: на каком же из трех крестов распяли Спасителя? И вот, как повествует предание, в то время неподалеку двигалась погребальная процессия: мимо царицы и находившегося здесь вместе с нею патриарха Макария проносили гроб с телом умершего человека. Тогда патриарх Макарий, повелев процессии остановиться, стал по очереди возлагать на умершего каждый из трех крестов. Как только мертвого тела коснулся Крест Спасителя, умерший ожил и поднялся из гроба.

Равноапостольный царь Константин, равноапостольная царица Елена. XVII в. Греция. Византийский музей, Афины

Равноапостольный царь Константин, равноапостольная царица Елена. XVII в. Греция. Византийский музей, Афины

От Креста тотчас же начали совершаться исцеления. Слава об этих чудесах разнеслась по всем селениям вокруг Иерусалима, и вот ко Кресту стало стекаться множество народа. Из за густой толпы многие никак не могли увидеть только что найденный Святой Крест. И тогда патриарх Макарий, став на холме и высоко воздвигнув рядом с собой Крест Христов, явил его пришедшим. Весь народ, радуясь совершившемуся чудесному обретению Креста, обступил холм, на котором стоял патриарх, и восклицал «Господи, помилуй». Вскоре на этом самом месте — где некогда совершилась казнь Спасителя, а неподалеку произошло и Его Воскресение — был возведен христианский храм. Такова вкратце история Воздвижения Креста Господня.

Именно здесь наиболее зримо проявилось то духовное преображение, та удивительная перемена, что произошли с Крестом после Распятия на нем и Воскресения Иисуса. Бывший до того позорным орудием смерти, принесший временную физическую гибель Богочеловеку, Крест становится способен отныне сам воскрешать мертвых, даруя жизнь и исцеление.

3) Духовный смысл праздника.

Праздник Воздвижения — казалось бы, один из многих в ряду торжеств вселенской Православной Церкви, и, к тому же, отнюдь не связанный напрямую со временем земной «евангельской» жизни Спасителя — тем не менее, весьма важен для каждого христианина. Так что же означает это торжество, что вспоминается православным людям в день прославления Святого Креста?

Издревле в Римской империи крест — как орудие казни — являлся знаком, символом позора: распятие на кресте считалось самой унизительной формой «высшей меры наказания». Посредством распятия исполнялись приговоры над наиболее презренными преступниками: убийцами, бунтовщиками и иными отребьями общества. И вот, изображение именно этого самого орудия уничижения и поругания, знак страшной и некогда постыдной смерти — носит сегодня на своей груди каждый христианин: древний символ жестокости римских палачей чтит ныне вся Православная Церковь. Каждый, считающий себя последователем Спасителя, готов, вслед за святым апостолом Павлом, — «хвалиться… крестом Господа нашего Иисуса Христа» (Послание к Галатам 6:14), готов утверждать святость, спасительность и, более того, особую животворность этого предельно изощренного орудия человеческого убийства. Понять подобное почитание Святого Креста помогает евангельское «слово о кресте», что, по выражению апостола Павла, «для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия» (Первое Послание к Коринфянам 1:18), — то слово, что с апостольских времен дарует надежду на спасение каждому последователю Богочеловека Христа.

Воздвижение Креста. XVII в. Государственный музей-заповедник Ростовский Кремль

Воздвижение Креста. XVII в. Государственный музей-заповедник Ростовский Кремль

Пришедший в мир Сын Божий явился сюда отнюдь не в силе и славе Своего Божества, не как могучий Властитель и Промыслитель Вселенной. Он воплотился среди нас в «образе («зраке») раба» — как «обыкновенный» человек, выросший и воспитанный в семье простого плотника, проповедовавший на дорогах и голых холмах Иудеи и Галилеи, не принятый Своим народом и казненный в Иерусалиме. «Венцом» же и пределом такого поистине тяжелейшего жизненного пути Иисуса стал именно Крест — смертоносное Древо, к которому прибили Его римские воины.

По слову древнего христианского писателя Мелитона Сардийского (II век), событие Распятия, сама Крестная смерть Сына Божьего Иисуса Христа — преисполнены поистине космической, вселенской парадоксальности и необъяснимости. Ибо: «Подвесивший землю — подвешен. Привязавший небо — привязан. Утвердивший Вселенную — утвержден на Древе. Бог убит…».

Здесь уместно напомнить о том важнейшем христианском понятии, что, пожалуй, заключает в себе всю суть жертвенного подвига Спасителя — о понятии «искупления». Именно через Искупление — через крестную смерть ставшего человеком Бога — человеческий род и получает прощение за тот древний «отказ» от своего Творца, за то нарушение данной еще в Раю заповеди, которое совершил первый человек — Адам. Бог становится Одним из людей, проходит человеческий земной жизненный путь, умирает, и, наконец, этой Своей смертью попирает и побеждает саму смерть, вырываясь из ее «объятий» — в Собственном Воскресении. Неподвластный греху — по Божеству, Он одерживает победу над адом; равный людям во всем — по Своему человечеству, Он и для них пролагает путь от смерти и тления — к вечной жизни. Зачастую сравниваемый с Адамом, да и называемый Церковью Новым — Небесным — Адамом, Он как бы «изглаживает» из «книги жизни» нашего мира «обличительную запись» о вине родоначальника всего человечества, согрешившего некогда по собственной гордости.

Вот этот-то подвиг Искупления и совершается Спасителем на Кресте. Именно здесь — на Крестном Древе — и достигается тот предел человеческого уничижения и, одновременно, славы Христа.

Итак, с Воскресением Христа, «человек согрешивший» преображается в «человека прощенного». И потому-то с момента восстания Спасителя из мертвых все поврежденное людским грехом мироздание ликует вместе с нами, предчувствуя скорое освобождение от связавших его — по людской вине — пут греха. Все вокруг начинает меняться, наполняться глубоким и праздничным смыслом, радостью богопросветленности. При этом, отныне над всем мирозданием воцаряется — как символ торжества Богочеловека над смертью, как знак победы Спасителя над грехом и сатаной — то «орудие» или даже «оружие», с помощью которого и была одержана эта победа: Крест Христов. Будучи поначалу образом людского уничижения, он вдруг обращается в знамение долгожданного примирения и духовного союза «земли» и «неба». Сеявший прежде смерть, Крест делается отныне подлинным воплощением жизнеутверждающей истины: Господь неотступно пребывает среди людей, которые Им прощены.

Воздвижение Креста (оборот иконы Всех святых). XVII в. Греция. Афон, монастырь "Пантократор"

Воздвижение Креста (оборот иконы Всех святых). XVII в. Греция. Афон, монастырь «Пантократор»

В одном из посланий апостола Павла присутствуют странные и, на первый взгляд, не совсем понятные слова, призывающие к тому, чтобы мы, «укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть… что (есть) широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову» (Послание к Ефесянам 3:18-19). Суть же их в том, что отныне Крест, по апостолу, проницает уже, пронизывает собой всю вселенную; таким образом, он поистине есть ее «широта и долгота, и глубина и высота». Все, что ни существует в нашем земном мире, оказывается как бы «охваченным», «объятым» двумя — раскинутыми в бесконечности умопостигаемого «космоса» — горизонтальными ветвями Креста; вертикаль же его, уходя вниз, пронзает — подобно копью — глубины ада, и, в то же самое время, возносясь другим концом ввысь, — достигает пределов небесного Рая, подножия Божественного Престола. Как пишет о подобном значении Крестного Древа священномученик Ипполит Римский (III век), “Древо сие дается мне для вечного моего спасения. Оно питает меня, восстанавливает силы, я опираюсь на его корни, располагаюсь под его ветвями, с радостью я дышу его запахами, как будто подставляю лицо ветру. Под сенью его я ставлю свою палатку, укрываясь от чрезмерного зноя, я обретаю отдых, полный прохлады. Я расцветаю вместе с цветами его, плоды его доставляют мне неизъяснимую радость, я собираю их, ибо они приготовлены для меня с начала мира. У него я нахожу изысканную пищу для утоления голода, под ним фонтан для утоления жажды, с него я беру одежду, дабы прикрыть свою наготу, листья его — это дух животворящий. Прочь от меня отныне листья смоковницы (здесь имеются в виду те листья смоковницы, которыми Адам и Ева, почувствовав стыд после своего грехопадения, прикрыли собственную наготу)! Если есть во мне страх Господень, то здесь у древа мое убежище, в опасностях оно укрепит меня, в битвах — послужит щитом, в победе — трофеем. Вот малая тропа, вот мой узкий путь! Вот лествица Иаковля, где ангелы восходят и нисходят, а на вершине ее стоит Господь. Дерево это простирается дальше неба, поднимается от земли к небесам. Будучи бессмертным, оно растет из центра неба и земли, оно — твердая опора вселенной, связь всех вещей, основа всей обитаемой земли, космическое сплетение, содержащее в себе всякую пестроту человеческой природы. Прибитый незримыми гвоздями Духа, дабы не колебаться в твердом согласии с волей Божией, головою касаясь неба, а земли ногами, все пространство между землей и небом заполнил Он (распятый на Крестном Древе Христос) необъятными руками Своими”.

4) История возникновения праздника.

Воздвижение Креста Господня — единственный христианский праздник, который начал отмечаться одновременно с празднуемым здесь событием. Первое Крестовоздвижение было отпраздновано при самом обретении Креста и с тех пор стало неотъемлемой частью литургической жизни Иерусалимской церкви. Вскоре с этим праздником оказалось соединено и другое торжество — в честь постройки святым Императором Константином Великим на месте обретения Креста храма в честь Воскресения Христова (Гроба Господня). Итак, поначалу Воздвижение Креста было одним из важнейших годичных праздников именно среди иерусалимских христиан (он стал уже к концу IV века одним из трех главных праздников церковного года, являясь одновременно воспоминанием торжества обновления храма Воскресения; в ту эпоху празднование продолжалось восемь дней). Впрочем, само именование праздника Воздвижением впервые встречается лишь в литературном памятнике VI столетия — в похвальном слове Кресту кипрского автора Александра Монаха. Затем этот праздник начинает быстро распространятся по всему христианскому Востоку; в то же самое время западная христианская традиция воспринимает его весьма медленно. На христианском Западе праздник Воздвижения Креста Господня впервые отмечается лишь в первой половине VII столетия при папе Гонории I (625-638). Древность современной нам даты празднования Воздвижения Креста — 14 сентября ст. ст. — подтверждается в житии святителя Иоанна Златоуста.

По работе кандидата богословия Малкова П. Ю.

Образовательный портал «Слово» (http://www.portal-slovo.ru)

.
.

Акафисты и каноныСкачать:

Канон Воздвижению Честнаго и Животворящего Креста Господня (RTF)

Акафист Честному и Животворящему Кресту Господню (RTF)