Вот мы и дожили до праздничных деньков, Хэллоуин наступает! Даже тем, кто успел забыть, что в чудесную ночь на 1 ноября каждая тыква может превратиться… нет, не в карету, на которой Золушка поедет на бал, в эту ночь тыквы превращаются в жутко светящегося монстра-страшилку, да и сами золушки становятся в это время отнюдь не принцессами, ведьмочками в лучшем случае.
Даже тем, кто успел все это забыть, беспокоиться не стоит — вам обязательно напомнят.
Уже с сентября в магазинах появляется «магический» ассортимент: маски вампиров, плащи гарри поттеров… Ночные клубы зазывают публику на хэллоуин-party. За неделю до долгожданной ночи школьники получают задания: к следующему разу приготовить рисунки/игрушки/костюмы (в зависимости от воображения учительницы), но родители пока могут спать спокойно, о готовящемся костюмированном представлении они узнают только накануне вечером, и тут уж им волей-неволей придется примерить себе роль Василисы Премудрой или Конька-Горбунка: чтобы завтра не позже четвертого урока был готов костюм бесенка, с рожками и хвостиком!
Конечно, это игра. Игра, ничего не значащая для тех, кто не признает реальности более высокой, чем выборы нового президента и объем предпраздничных продаж. Но для тех, кто в Таинстве Крещения отрицался сатаны, и всех дел его, и всех ангел его, и всего служения его, принимать образ темных сил и их служителей, пусть даже в шутку, понарошку, дело не вполне шуточное… Откуда он вообще взялся, этот сомнительный обычай, о котором еще лет десять назад не было ни слуху ни духу?
Кельтский праздник. На этом обычно объяснения заканчиваются. В России Хэллоуин воспринимается однозначно — очередная американская выдумка, вроде дня святого Валентина — чисто коммерческая разработка. Но в странах западной христианской традиции этот американизм имеет особое звучание.
Halloween означает буквально «канун (дня) всех святых» (all hallow even). Первого ноября — один из самых чтимых католических праздников, день всех святых. Отзвуки былого его значения видны и сейчас: во многих странах это выходной день, от Всех святых отсчитывают школьные каникулы, даже автобусные расписания меняются: до дня Всех святых летнее расписание, после — зимнее. К этому же празднику приурочено и особое поминовение усопших — на второй день. Собственно, эта составляющая празднования и оказалась наиболее «живучей», и сегодня день всех святых воспринимается как поминальное время: заупокойные службы, колокольный звон, свечки, цветы на могилу — нечто вроде нашей Димитриевской родительской субботы, кстати… приходящейся приблизительно на это же время — суббота перед 8 ноября (по новому стилю память Димитрия Солунского), то есть первая ноябрьская суббота.
Загадки
Неожиданное совпадение, не правда ли? В трех разных традициях загробный мир вспоминают в одно и то же время.
Кельтский праздник Самхэйн: окончание сбора урожая, начало зимы, пограничное время, когда преграды между мирами настолько истончаются, что в ночь на 1 ноября духи могут беспрепятственно вмешиваться в жизнь смертных. Самый адекватный ответ со стороны людей: самим переодеться «под нечисть» — вдруг примут за своих…
Католический праздник всех святых: в этот день в Средние века толпы благочестивых паломников стекались в Рим, в Пантеон, переделанный в 605 году при папе Бонифации IV в храм Всех святых. Скопление народа бывало столь значительным, что папа Григорий VI в 835 году перенес празднование с 13 мая, день освящения храма, на 1 ноября, «время года, после жатвы и сбора винограда, когда паломникам проще найти себе пропитание». Он же придал празднику общецерковный статус. В XI веке, начиная с клюнийских монастырей, распространяется обычай заупокойных богослужений на следующий день после «Всех святых», с надежной на облегчение участи душ, томящихся в чистилище.
Православная Димитриевская суббота: «Великой князь Димитрий Иванович Донской после победы над Мамаем путешествовал в Троицкий монастырь к преподобному Сергию Радонежскому и просил его отслужить литургию и панихиду о воинах, павших на брани. И вслед за тем по мысли благочестивого князя установлена Церковью так называемая Дмитриевская суббота, чтобы в этот день совершалось ежегодно торжественное поминовение всех православных воинов, за веру и отечество живот свой положивших» (митрополит Макарий (Булгаков).
На этом совпадения не оканчиваются! 31 октября все протестантские деноминации отмечают день Реформации. В этом году исполняется ровно 490 лет с того осеннего дня, когда Мартин Лютер прибил свои 95 тезисов на дверях Виттенбергского собора, 490 лет протестантству! Праздник, прямо не связанный с загробным миром, но, несомненно, печальный. Добропорядочные лютеране вечером 31 октября, когда повсюду уже бушует карнавал Хэллоуина, собираются на богослужение. Есть у них, кстати, и еще один интересный обычай: печь «реформационные булочки» (Reformationsbrötchen) — сладкие пирожки квадратной формы, с яблоками. А в этом году, в противовес хэллоуинской символике, будут даже распространяться «лютеровские конфеты» (см. www.lutherbobon.de).
Для полноты картины отметим еще один невеселый курьез. С 2006 года 31 октября объявлен днем работников следственных изоляторов и тюрем. Оказывается, именно в этот день в 1963 году был создан новый вид учреждений — следственные изоляторы.
Разгадки
Неужели это все совпадения?! Вполне можно допустить, что наши милицейские чины не догадывались о религиозных традициях начала ноября и подходящий день нашли интуитивно. Другие же совпадения заставляют задуматься, нет ли здесь каких-то более глубоких закономерностей, чем просто «случай»?
Начнем с простого. Выбирая день обнародования своих тезисов против индульгенций, Лютер руководствовался простым соображением: на праздничные службы дня всех святых в церковь придет все дееспособное население Виттенберга, поэтому текст, прикрепленный на дверях, будет прочитан максимальным числом людей.
Далее. Почему Григорий VI выбрал именно 1 ноября для дня всех святых? Практические удобства пропитания паломников объясняют решение только частично, хотя уже эта причина дает указание на некую связь. Самуинн ведь как раз и был днем окончания сельскохозяйственных работ, поэтому если надо было выбрать любой день после сбора урожая, то первая мысль — назначить первый день.
Папа мог иметь в виду и миссионерские соображения. В борьбе с языческими обычаями Церковь часто прибегала к замене языческих устроений на христианские. На священные холмы ставили крест, на месте капищ строили церкви, в дни языческих праздников назначали празднования христианские. Так нашли свое место в году день Рождества и Усекновения главы Иоанна Предтечи, можно предположить, что и дата праздника Рождества Христова принималось в противовес народным привычкам.
«Установить христианский праздник в день праздника языческого значило созвать христиан в церковь и поставить их под влияние таких воспоминаний, что для многих становилось потом психологически невозможно участвовать в языческих праздниках. Кто утром слышал о том, что среди шумного пира повелено было усекнуть голову большего из рожденных женами, у того язычески новогоднее настроение было уже на весь день испорчено» (В. В. Болотов).
Может быть, именно такое значение придавал празднику всех святых папа Григорий VI, тем более что Европа тогда была скорее языческой, еще не прошло и ста лет с тех пор, как святой Бонифаций просвещал Германию… Интересная деталь: христианизация европейских стран шла в это время от британских монахов-миссионеров: Колумбан, Килиан, Бонифаций, — традиции населения Британских островов были им близки и хорошо известны, возможно, даже включались в церковный календарь. Почему бы не приурочить поминовение усопших к привычной дате Самхэйн?
Вполне вероятно, что народные привычки учитывал и Димитрий Донской, назначая день памяти погибших воинов на первую субботу ноября.
Остается объяснить еще одно совпадение: почему начало ноября пользовалось таким почетом у всех народов Севера Европы, от кельтов до славян?
Как уже было сказано, приблизительно в это время заканчивался сбор урожая, заканчивался период перегона домашнего скота, заготавливали мясо. Но дело не только в этом. Для европейских язычников особое значение имел культ солнца, а значит, особое социальное и религиозное значение приобретали все замечательные даты солнечного календаря: солнцестояние (самый долгий и самый короткий световой день), равноденствие (день равен ночи)… Однако усердие древних не ограничивалось этим — не даром же за тысячи лет до Рождества Христова обитатели Британских островов строили астрономические обсерватории вроде Стоун-Хенджа, выверенные с точностью до десятых долей градуса. Замечали еще и средние дни между равноденствием и солнцестоянием. Одна из таких дат (в английском языке для них есть специальный термин cross-quarter day) как раз и попадает на начало ноября. Другая, оставшаяся в виде реликта Вальпургиевой ночи, — на начало мая — с 30 апреля на 1 мая.
Смысл в том, чтобы определить начало лета и начало зимы астрономически точно. Сейчас деление на времена года не соответствует солнечному календарю: самый длинный день приходится на начало лета (20-21 июня), а самая длинная ночь — на начало зимы (21-22 декабря). У кельтов же самый длинный день был ровно посередине лета, а самая длинная ночь ровно посередине зимы. Но тогда зима и лето должны начитаться раньше — в ноябре и в мае соответственно.
Итог
Теперь, разгадав по мере сил кое-какие загадки ноября, остается подвести невеселый итог. Западное христианство, так смело попиравшее идольскую старину обращенных племен, отвергая враждебные и принимая безвредные народные обычаи, теперь безнадежно захлебывается в стихийном язычестве современных людей. И праздник всех святых, вот уж поистине светлый, чистый праздник, казалось бы, навсегда заслонивший древние оргии Самуинна, теперь почти незаметен в тени возродившихся языческих обрядов.
Для полноты картины не хватает еще одного оттенка. Коммерция. Хэллоуин вламывается в культурную среду покорных капиталу стран как бульдозер. Но двигает процесс не злая воля тайного общества заговорщиков, а выгода, выгода самых простых, честных и трудолюбивых дельцов. И это никоим образом не противоречит романтике языческих мистерий, ведь язычество — это и есть практичность и коммерция в религиозной жизни. Язычество — это когда духовный спрос определяет предложение. Практичная, комфортная и прибыльная религиозная жизнь — это язычество. Оно обыденно, просто, доступно, привычно, приятно пахнет стариной, служит укреплению государственности и морали.
Поздравляю. Завтра наступает зима.
Священник Николай Солодов
Интернет-издание «Татьянин день» (http://www.taday.ru/)